Версия для печати

Заявление в связи с ситуацией накануне президентских выборов в Египте

За президентскими выборами в Египте с большим интересом следят самые разные государства, и ожидания эти не лишены беспокойства.

Египет – одна из крупнейших стран Ближнего Востока и один из основных игроков на политическом поле. "Арабская весна", прошедшая в целом ряде арабских государств, в полной мере затронула и Египет, приведя к смене правившего три десятка лет Хосни Мубарака и принципиально изменив политическое лицо страны.

События последних лет на Ближнем Востоке вызывали пристальное внимание аналитиков. США и страны Западной Европы были заинтересованы в смене авторитарных арабских режимов на режимы демократические. Не в последнюю очередь здесь следует учитывать и интересы западных держав в контроле за добычей нефти, который упростился бы при приходе к власти более сговорчивых властей. Об этом ярко свидетельствуют обнародованные договоренности оппозиции в Ливии с правительствами Франции и Италии. Не исключено, что заинтересованные западные организации негласно оказывали и финансовую помощь оппозиции арабских стран, ускорив там неизбежные революционные процессы.

С другой стороны, есть свои большие финансово-экономические интересы в регионе и у России – слишком много денег было вложено и в технические проекты, которые легко потерять при смене правящих режимов, и в продажу вооружения. Так, договоры с Сирией по продаже оружия составляли почти 20 млрд. долларов, и не случайно Россия регулярно заявляет свою особую позицию в отношении режима Асада, в то время как западные страны единодушно поддерживают оппозицию.

С особым вниманием за развитием событий в странах Ближнего Востока следит и Израиль. Окруженный историческими врагами, пережив несколько войн, Израиль также был бы рад демократизации арабских режимов, в надежде на установление с ними мирных отношений.

Впрочем, и израильские, и некоторые западные аналитики были очень осторожны в оценке грядущих перемен. И они в целом оказались правы. На волне революций к власти в большинстве стран, их переживших, вместо авторитарных светских правителей приходят исламисты, отличающиеся лишь степенью радикализма. В результате обстановка на Ближнем Востоке может только ухудшиться, а традиционное противостояние с Западом и Израилем – лишь обостриться. Не исключено, что и отношения с Россией станут проблемными – с исламистами договариваться о чем бы то ни было нелегко.

Египет является ярким примером таких перемен. Показательно, что после смены власти беспорядки в Египте не прекратились. В Каире уже погибли сотни людей. Дело дошло до того, что толпа напала на израильское посольство, и дипломатов удалось спасти лишь с большим трудом.

В настоящее время страной руководит Высший совет вооруженных сил (ВСВС). В новой Конституционной декларации, которую подготовил ВСВС, будущему главе государства предоставляются полномочия распускать египетский парламент, а также назначать ключевых министров в правительстве, генерального прокурора Египта и верховного муфтия (религиозного лидера) республики.

Египетский парламент сможет утверждать остальных министров правительства и выносить кабинету вотум недоверия.

Напомним, что в ходе парламентских выборов две трети новых депутатов принадлежат к "братьям-мусульманам" – поэтому очевидно, что просто так на роспуск парламента они не пойдут, да и договариваться с ними будет крайне нелегко. Парламентарии стараются уже укрепить свою власть и создать коалиционное правительство, подотчетное депутатам, встречая мощное противодействие ВСВС.

И та, и другая сторона накануне президентских выборов пытаются заручиться народной поддержкой. Так, последние крупные беспорядки, в ходе которых погибло с десяток человек, и несколько сотен пострадали, произошли совсем недавно – в первых числах мая. Демонстранты требуют передать власть гражданским лицам до конца июня текущего года.

Тысячи египтян в Каире выступили против исключения видных кандидатов из списка претендентов на президентский пост в Египте. По мнению демонстрантов, Высший военный совет таким образом пытается манипулировать результатами выборов для реализации собственных целей, поставив свою марионетку на должность президента. Члены ВСВС категорически это отрицают, обещая провести честные выборы и отказаться от власти в тот же день, когда станет известно имя президента.

Согласно новым правилам, за которые проголосовали египтяне на всеобщем референдуме в марте 2011 г., президент теперь будет избираться максимум на два срока; каждый срок правления ограничен четырьмя годами. Кандидат в президенты должен быть не моложе 40 лет и вместе с супругой (супругом) иметь египетское гражданство.

Право выдвигать кандидата в президенты имеет любая политическая партия, представленная в парламенте. Если претендент намерен баллотироваться в президенты не от политической партии, он должен собрать 30 тыс. подписей или заручиться поддержкой, как минимум, 30 депутатов.

Таким образом, выборная процедура вполне соответствует традиционной системе выборов в цивилизованных странах и может быть названа вполне демократичной. Но, как хорошо известно (и в России это проявляется особенно наглядно) формальные демократические процедуры еще далеко не гарантируют демократичности выборов.

В настоящее время среди основных кандидатов в президенты – бывший генеральный секретарь Лиги арабских государств Амр Муса, экс-глава кабинета министров Египта Ахмад Шафик и в недавнем прошлом один из руководителей исламского движения "Братья-мусульмане" Абдель Монем Абу-ль-Футух. Характерно при этом, что наиболее влиятельная на настоящий момент партия "Братья-мусульмане" пока не объявила о поддержке кого-либо из кандидатов. Не выдвинул своего кандидата и правящий Военный совет. Очевидно, впрочем, это могло быть сделано из тактических соображений: вряд ли ВСВС и "Братья-мусульмане" занимают нейтральную позицию по отношению к кандидатам, тем более в апреле избирком снял с выборов основного претендента на высший пост от "братьев-мусульман" Хайрата аль-Шатыра из-за наличия судимости. Именно снятие аль-Шатыра избиркомом послужило причиной уличных беспорядков, равно как и снятие другого кандидата от ультрарадикальных салафитов – Хазема Салаха Абу Исмаила. Кроме того, избирком снял с гонки бывшего начальника службы разведки Египта Омара Сулеймана – но это уже скорее с целью не "дразнить гусей": "Братья-мусульмане" решительно протестовали против участия в гонке бывших сотрудников спецслужб Мубарака.

Скорее всего, сейчас имеют место подковерная борьба и сложные предвыборные интриги, в ходе которых обговариваются многие финансовые и политические аспекты взаимоотношений будущих правящих элит. Судя по последнему опросу, проведенному правительственным центром социальных исследований, все три ведущих кандидата имеют приблизительно равное число сторонников. Ахмада Шафика поддерживает 12% опрошенных, Амра Мусу – 11% и Абу-ль-Футуха – 10%. Характерно, что 38% участников опроса заявили, что еще не определились с выбором кандидата, поэтому напряжение в последние недели перед выборами возросло, как и попытки склонить электорат на свою сторону.

Кандидаты и стоящие за ними силы пытаются заручиться поддержкой с самых разных сторон, в т.ч. иногда забывая о традиционных лозунгах. Так, стало известно, что, несмотря на свой антиамериканизм, делегаты «Братьев-мусульман» встречались с американской администрацией в Вашингтоне: несомненно, целью их является собственная легитимация. Вместе с тем, целый ряд видных египетских официальных лиц утверждает о "все более возрастающем давлении американской администрации на руководство страны с целью увеличить свое влияние и роль в египетском обществе".

Одновременно в ходе избирательной кампании продолжает разыгрываться и израильская карта. С одной стороны, нынешнее египетское руководство полуофициально заявляет, что будет поддерживать с Израилем добрососедские отношения (а значит, добиваясь и благосклонности США). С другой стороны, ряд кандидатов пытается сыграть на чувствах египтян, в массе своей плохо относящихся к Израилю. Так, Абдель Монем абу-ль-Футух (считающийся вполне умеренным), назвал Израиль расистским государством и врагом Египта: по его словам, мирный договор с Израилем представляет угрозу национальной безопасности Египта и должен быть пересмотрен.

Отказался от выдвижения в президенты самый, пожалуй, известный в западном мире египтянин – бывший глава МАГАТЭ, лауреат Нобелевской премии аль-Барадей. Он заявил в субботу о создании новой реформистской партии прозападной ориентации, которая, по его словам, поможет Египту плавно перейти к демократии. Нобелевский лауреат рассчитывает объединить вокруг себя различные молодежные политические движения либерального толка, сыгравшие заметную роль в свержении президента Хосни Мубарака и не разделяющие идеи религиозных фундаменталистов.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Судя по всему, идеи аль-Барадея пока еще не имеют никакого веса в египетском обществе, в то время как градус агрессивности и религиозного фанатизма там очень высок. С учетом этих обстоятельств и событий последних месяцев, увы, стоит ожидать опасного развития событий в ходе выборов и после них. Хотя, разумеется, хотелось бы пожелать египетскому народу выбрать достойного лидера и двигаться по демократическому пути, без очередных столкновений и кровопролития».

Выборы президента Египта пройдут 23-24 мая. Второй тур выборов, если он потребуется (что очень вероятно), состоится 16 и 17 июня, а окончательные итоги выборов в Египте объявят 21 июня.