Версия для печати

Заявление в связи с прошедшими в Госдуме парламентскими слушаниями "О проблемах с соблюдением прав человека в государствах-членах Европейского союза"

На парламентских слушаниях "О проблемах с соблюдением прав человека в государствах-членах Европейского союза", состоявшихся 14 мая в Госдуме, была озвучена важная инициатива. Постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов призвал Европейский союз (ЕС) присоединиться к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

 

Напомним, что Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод является одним из основных документов Совета Европы. Договор был подписан в 1950 г. и вступил в силу 3 сентября 1953 г. Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы для каждого и обязывает государства гарантировать эти права каждому человеку. Жалобы на нарушение конвенции рассматривает Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).

 

В самом деле, в настоящее время сложилась парадоксальная ситуация: членами Конвенции являются все страны Совета Европы. Сам же ЕС как субъект международного права пока не присоединился к Конвенции, хотя новые государства-члены обязаны подписать её при вступлении в Совет Европы и ратифицировать в течение одного года.

 

Кстати, и Россия ратифицировала Конвенцию достаточно поздно, в 1998 г, да и то, не подписав несколько протоколов.

 

Почему на слушаниях возник этот вопрос? Во-первых, из вполне конкретных требований, которые уже много лет отстаивает Россия, и касающихся, прежде всего, дискриминации русскоязычного населения стран Балтии. Кроме того, в балтийских странах, чуть ли не единственных в Европе, открыто проходят марши бывших эсэсовцев. В случае присоединения ЕС к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ЕС имел бы гораздо больше полномочий в выдвижении требований к этим странам – членам ЕС.

 

Уже давно высшими российскими государственными лицами и парламентариями обсуждается факт наличия "двойных стандартов" в вопросе защиты прав человека на Западе. В самом деле, и европейские страны, и США все время указывают России на серьезнейшие нарушения прав человека – во время войн в Чечне, в связи с тюремными заключениями руководства "ЮКОС", с бесчеловечным содержанием людей в тюрьмах, с неправедным правосудием, с нарушениями на выборах, с коррупцией во всех ветвях власти. Вместе с тем, и США, и европейские страны порой демонстрируют бесцеремонное вмешательство в дела других стран, влекущее множество жертв – Афганистан, Ирак, Ливию. Евросоюз, который говорит о недопустимости нарушения прав человека, спокойно воспринимает нацистские марши в Прибалтике, а также существование такой неприемлемой для цивилизованных стран практики, как "неграждане" в Латвии. Порой и внутренняя оппозиция этих стран обвиняет их правительства в нарушении прав населения – по телевизионным каналам можно, например, увидеть, как полиция разгоняет демонстрантов намного жестче, чем это происходит в России.

 

Заявление о "двойных стандартах" нельзя не признать формально верным. В своем выступлении глава Международного комитета Госдумы Алексей Пушков заявил, что многие обсуждения в ЕС российских проблем кажутся нам политизированными и идеологизированными, но никто не может ставить под сомнения право обсуждать эти вопросы – но тогда и Россия имеет право указывать западным государствам на нарушение ими прав человека.

 

И такие попытки уже делались. В прошлом году МИД РФ впервые опубликовал доклад о состоянии прав человека за рубежом, где были подвергнуты резкой критике США, некоторые страны ЕС и НАТО, а также Канада и Грузия.

 

При этом, с учетом серьезного масштаба нарушений в России, приводились в большинстве своем разрозненные и подчас сомнительные факты, по сравнению с российской практикой: в качестве отдельного объекта критики была выбрана Канада, которая по всем мировым рейтингам занимает ведущее место в мире по качеству жизни в этой стране (в т.ч. с учетом свобод человека), тогда как Россия по тем же параметрам занимает места, в лучшем случае, в конце первой сотни стран мира.

 

При том, что факты нарушений прав человека в разных странах необходимо действительно расследовать, представляется, что позиция участников нынешних слушаний была снова определена, в первую очередь, желанием дать резкий ответ на нелицеприятные оценки европейских парламентариев ситуации с правами человека в России. Российский МИД резко отреагировал на такую критику: "Неприемлем менторский тон, который позволяют себе некоторые политики и общественные деятели на Западе, которые пытаются учить демократии нас и другие страны. Часто они просто не утруждают себя желанием понять, что, несмотря на то, что базовые права человека универсальны, в мире существует многообразие традиций, условий, ценностей и ситуации, что нельзя всех грести под одну гребенку…", хотя и признал: "Конечно, у нас в России есть проблемы с соблюдением прав человека, мы от этого не отмахиваемся и не закрываем на них глаза".

Уполномоченный по правам человека в МИД РФ Константин Долгов обратил внимание на нарушения прав мигрантов в Великобритании, запрете носить там нательные крестики и попытки ввести госрегулирование СМИ, в Дании, где отмечаются случаи нарушения конвенционных стандартов и нарушения прав беженцев, в Нидерландах, где по Интернету собирают сведения о нелегальных иммигрантах, в Польше. Постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов призвал европейских партнеров не поучать Россию и не пытаться перевоспитывать, а также указал на необходимость снять барьеры, в т.ч. визовые, добавив: "России и Евросоюзу есть чему друг у друга поучиться".

 

В ответном выступлении глава представительства ЕС в России Фернандо Валенсуэла рассказал, какие вопросы в России беспокоят Евросоюз: закон о запрете "пропаганды гомосексуализма", массовые задержания оппозиционеров, ход дела об убийстве А.Политковской, дела С.Магнитского и М.Ходорковского, арест Pussy Riot.

 

Но перечисленные Валенсуэлой серьезные вопросы – лишь капля в море массовых и тягчайших нарушений прав человека в России. Уместно ли апеллировать к нарушениям прав мигрантов в Англии в то время, как миллионы мигрантов являются в России полностью бесправными, объектами вымогательств взяток, когда чуть ли не каждый день приходят сообщения об их убийствах и избиениях? Так же сомнительно говорить о попытках госрегулирования СМИ в Великобритании, в то время как в России вообще нет независимого телевидения – главного средства массовой информации. 

 

Однако в итоге на слушаниях была выдвинута идея указать странам Евросоюза на нарушения у них прав человека и выработать рекомендации их правительствам по исправлению ситуации: ужесточить в национальном законодательстве наказание за проявления расизма, расовой дискриминации и ксенофобии, принять незамедлительные и эффективные меры по противодействию неонацизму, недопущению прославления нацистов и их пособников, в т.ч. под видом реализации права на свободу мнения и его свободное выражение.

 

Отдельно было предложено расследовать конкретные факты нарушений прав человека: помимо изучения положения русскоязычных граждан в странах Балтии, расследовать дела о секретных задержаниях, чрезвычайных выдачах, тайных тюрьмах ЦРУ на территории ряда стран Евросоюза, а также "летающих тюрьмах" и участии сотрудников спецслужб стран ЕС в пытках задержанных в рамках участия в организованной США глобальной кампании по борьбе с терроризмом.

 

Разумеется, можно требовать расследования вопроса о "летающих тюрьмах", но пока мы будем кивать на чужие грехи, вместо того, чтобы исправлять массу своих собственных, гораздо более обширных и хронических – на что давно указывают не только западные эксперты и официальные лица, но и многочисленные российские эксперты в области прав человека, правозащитники – вряд ли в стране наступят хотя бы какие-то улучшения.