Версия для печати

Заявление в связи с результатами первого тура президентских выборов в Египте

Как нетрудно было предсказать, после первого тура президентских выборов в Египте, обстановка в стране остается довольно напряженной.

Результаты выборов 23-24 мая не обманули экспертов. Кандидат от "Братьев-мусульман" Мухаммед Мурси получил 24,8% голосов избирателей. За бывшего министра гражданской авиации и последнего премьера эпохи Мубарака, Ахмеда Шафика, проголосовали 23,7%. Замыкает тройку лидеров (и это единственная неожиданность) социалист Хамдин Саббахи, который набрал 20,7%. Умеренный исламист Абдель Монейм Абу аль-Футух получил 17,5%. Либерала и дипломата Амра Мусу поддержали 10,9% избирателей. За остальных кандидатов проголосовали менее 3% электората.

Таким образом, во втором туре президентских выборов борьбу поведут Мухаммед Мурси и Ахмед Шафик, причем борьба обещает быть очень острой. А с учетом недавних событий в Египте, можно быть готовым ко всему, в т.ч. и к проявлению насилия.

Непосредственно после выборов уже наметилось противостояние, вполне укладывающееся в русло кровавых событий в Египте в 2012 г. На площади Тахрир опять начали собираться демонстранты, группа которых напала на офис Шафика. В здании, расположенном в одном из центральных районов Каира, начался пожар, который, впрочем, быстро потушили. На смену противникам Шафика в офис стали со всех сторон стекаться его сторонники, которых немало, несмотря на прошлые связи Шафика с правящим режимом: часть общества разочарована итогами революции, чему и является свидетельством голосование почти четверти египтян за представителя "старого режима".

Однако и противники Шафика вовсе не обязательно входят в число сторонников его соперника – Мурси. Многие египтяне вообще недовольны оставшимся им выбором между бывшим сотрудником авторитарного режима Мубарака и лидером "Братьев-мусульман". Характерно, что на выборах в парламент кандидаты братства получили более 40% голосов, сейчас же Мурси поддержала только четверть избирателей: доминирование сторонников политического ислама в новом парламенте вызвало активизацию сил, выступающих за светское развитие страны. По словам одного из протестующих, "нам совсем не нравится Ахмед Шафик, который во время нашей революции был премьер-министром при Мубараке. Мы такого никогда не примем… А другой кандидат – из "Братьев-мусульман", и мы не хотим оказаться в их руках. Мы хотим свободы". Любой победитель во втором туре объявляется ими концом "египетской революции", и свои действия они называют "последним шансом" ее спасти. Они требуют отмены результатов выборов и проведения нового голосования среди кандидатов "от революционных сил" без участия Мурси и Шафика.

В первую очередь, среди предлагаемых кандидатов фигурирует имя Хамдина Саббахи, и это тоже не случайно: вся политическая деятельность Саббахи прошла в оппозиции. Он апеллирует к традициям Гамаля Абдель Насера, проводившего социалистическую политику, а идеи социальной справедливости, неприятия капитализма достаточно популярны в современном Египте, в т.ч., и среди молодежи, выходившей на Тахрир, – поэтому Саббахи добился значительного успеха, получив свыше 20% голосов. Среди его избирателей немало жителей Каира и других крупных городов. Отметим также, что Саббахи требует пересмотра итогов первого тура, – он заявляет, что нарушения не позволили ему выйти во второй тур: "Юридический отдел в моем предвыборном штабе уже подал протесты, основанные на фактах и доказательствах".

В самом деле, ряд наблюдателей, как египетских, так и иностранных, в т.ч. из западноевропейских стран и США, указали на нарушения на президентских выборах (например, иностранные наблюдатели не имели возможности проконтролировать подсчет голосов в региональных избирательных комиссиях), однако отметили при этом, что нарушения не сказались на результате. В докладе неправительственной организации "Египетская ассоциация по поддержке развития демократии" говорится, что "в основном, нарушения совершались отдельными сторонниками кандидатов, масштабных планов по фальсификации не было". Экс-президент США Джимми Картер, участвовавший в мониторинге выборов, также охарактеризовал ход голосования как "внушающий надежду". Среди наблюдателей присутствовали и представители России, которые заявили, что "египетские власти сделали все, чтобы обеспечить процесс выборов в соответствии с законодательством и международными требованиями… В этом плане у нас только положительные впечатления". Однако египетские правозащитники в своих рекомендациях для избиркома страны все же призвали не допустить во втором туре голосования подкупа избирателей, а кандидатов – соблюдать правила предвыборной кампании и, в первую очередь, не превышать разрешенный уровень расходов на агитацию.

При этом необходимо отметить, что египетский избирком принял беспрецедентные меры, чтобы гарантировать честные и прозрачные выборы. Бюллетени для голосования имели несколько степеней защиты и фактически не могли быть подделаны: на каждом бюллетене стоит рельефная печать, а также маркировка, которую можно считать только с помощью специального прибора. На каждом избирательном участке дежурил судья, так как именно судейскому корпусу было поручено контролировать ход голосования; около 300 тыс. военнослужащих и полицейских обеспечивали безопасность у избирательных участков.

Пока же кандидаты и их сторонники продолжают острую предвыборную борьбу. Сторонники Саббахи призвали Мурси отказаться от участия во втором туре и поддержать их кандидата (в случае, если Мурси снимет свою кандидатуру, соперником экс-премьера Шафика автоматически становится Хамдин Сабахи, имеющий третий результат среди претендентов), чтобы объединить усилия; довольно необычная связка социалистов и исламистов могла бы нанести поражение Шафику. Но вряд ли Мурси, опередивший своих соперников в первом туре, станет уступать кандидату, занявшему третье место: исламисты рассчитывают на полный контроль над исполнительной и законодательной ветвями власти, что невозможно без получения ими президентского поста.

Оба кандидата пытаются заручиться голосами тех, кто голосовал против них, и раздают многочисленные обещания. Мурси заявил, что в случае победы назначит двух других кандидатов в президенты, сошедших с дистанции после первого тура – Хамдина Сабахи и Абу Аль-Фатуха, на посты вице-президентов. В ходе предвыборной кампании Мурси обещал провести реформу коррумпированных институтов власти, поставить государство "на исламскую основу", добиться широкого применения норм шариата (исламского законодательства). "Братья-мусульмане" также представили 10-летний план развития Египта, который предусматривает модернизацию экономики, справедливое разделение доходов среди граждан страны.

Шафик, в свою очередь, провозгласил: "Обратного пути назад нет! Эпоха Мубарака не вернется" и обратился, прежде всего, к либеральной молодежи, ко всем тем, кто принципиально голосовал против исламистов – к западникам-либералам, чиновникам, коптам-христианам и среднему классу.

Разумеется, Россия станет сотрудничать с любым выбранным в Египте президентом, но этот выбор представляется очень важным как для развития страны, так и всего ближневосточного региона – 16 и 17 июня решится, останется ли Египет светским государством, или же власть перейдет к исламистам, хотя и умеренного толка.