Версия для печати

Заявление в связи с погромами в Гамбурге

События в Гамбурге в очередной раз продемонстрировали, насколько схожими являются процессы в разных странах и насколько накалена политическая ситуация в Европе.

В субботу 2 июня около тысячи неонацистов вышли на марш против мультикультурализма и толерантности. В свою очередь, об акциях протеста против марша заявили левые организации, в том числе "Гамбургский союз против правых" и "Союз антифашистов".

Безопасность граждан обеспечивали около 7 тыс. сотрудников полиции. Однако они не смогли предотвратить столкновений. Уже в ночь на субботу левые экстремисты подожгли на парковке одной гостиницы 11 машин полицейских, приехавших на помощь, а также специальное оборудование пятидесяти стражей порядка. Полиция арестовала двух левых экстремистов с подготовленными "коктейлями Молотова".

В день демонстрации нацистов, в ответ на призыв бургомистра города Олафа Шольца, более 10 тыс. жителей города вышли на демонстрацию протеста под лозунгом "Гамбург выступает за толерантность и многообразие – против правых экстремистов!".

Левые организации вывели отдельно своих сторонников – около 3500 человек. Сначала все шло, согласно договоренностям, – мероприятие закончилось в назначенное время, но 700 участников продолжили митинг. Полиция окружила их кольцом и оттеснила от маршрута шествия нацистов, чтобы предотвратить столкновение.

Однако левые радикалы, пытавшиеся любым образом сорвать проведение акции неонацистов, соорудили на их пути, а потом подожгли баррикады из мусорных баков и подручных материалов. Вскоре в полицейских полетели бутылки, камни и "файеры". Левые радикалы разгромили стройплощадку, опрокинули строительную машину и трансформатор. Были сожжены несколько частных автомобилей, в т.ч., полицейская патрульная машина. Сделав трехкратное предупреждение, полиция вынуждена была использовать против левых радикалов водометы и перечный газ.

Всего в ходе столкновений ранения получили 38 полицейских, задержаны и доставлены в полицейские участки 17 человек. Общий ущерб от поджогов составил 1,5 млн. евро.

В то же время официальная демонстрация против неонацистов, организованная профсоюзами и городскими властями в центре Гамбурга, прошла мирно.

Сейчас идут выяснения, кто виноват в сложившейся ситуации. Представители левых группировок обвинили полицию в чрезмерной жестокости; они считают, что стражи порядка должны были пресечь марш неонацистов. Однако власти Германии строго придерживаются правил: все, что не запрещено законом, должно быть разрешено – "Полиция обязана обеспечивать право на свободу собраний". В то же время заместитель председателя профсоюза полицейских Франк Рихтер подверг резкой критике левых радикалов: "Хулиганы нападали на полицию и тем самым на основы правового государства. На словах они ведут борьбу против неонацистов, но на самом деле лишь прикрываются этими лозунгами", указав, что еще до начала протестов были подожжены полицейские автомобили. Но одновременно полиция признает, что ультраправым надо было предложить иной маршрут.

В итоге были задержаны 63 человека, против 17 из них начато уголовное преследование по статье 125 УК ФРГ "Нарушение общественного порядка, сопряженное с насильственными действиями". Статья предусматривает денежный штраф или лишение свободы сроком до трех лет.

Вся эта история вполне напоминает недавние события в Москве и может послужить хорошим уроком и для демонстрантов, и для полиции в России. Точно так же в Гамбурге у демонстрантов с властями шли споры о том, по каким улицам следует разрешать проводить демонстрации: безоговорочно требовать проведения мероприятий на приглянувшейся демонстрантам улице не разрешается нигде в мире. Однако право на свободу собраний для полиции священно, и, в отличие от России, здесь никому в голову не придет запрещать демонстрацию.

Как и в Москве, участники согласованных демонстраций и митингов протеста в Германии нередко нарушают договоренности и продолжают свои акции. Точно так же поступили и протестующие левые Гамбурга. Соответственно, полиция применила силу, а протестующие могут сесть в тюрьму на три года за свои агрессивные действия.

Но самый главный итог событий в Гамбурге видится в другом. Как ни странно, нацисты оказались законопослушными, а вот их противники – левые радикалы-антифашисты устроили погром. В России сейчас нередко с умилением относятся к "антифа", оправдывая любые их действия – ведь они с фашистами борются. Однако прав гамбургский бургомистр: "На словах они ведут борьбу против неонацистов, но на самом деле лишь прикрываются этими лозунгами…". Очень нередко "антифа" – это просто молодежная группа, настроенная против "нацистов", которой доставляет удовольствие само противостояние. И по сообщениям прессы, "антифа" нередко ведет себя не менее, а то даже и более жестоко, чем их противники, и закрывать на это глаза нельзя.