Версия для печати

Заключение в связи с публикацией отчета Международной правозащитной организации Amnesty International о ситуации с правами человека в разных странах мира

Международная правозащитная организация Amnesty International представила ежегодный доклад о ситуации с правами человека в различных государствах мира, в т.ч. в России.

Amnesty International – одна из наиболее известных правозащитных организаций (хотя в последние годы некоторые эксперты критикуют ее за излишнюю политизированность). Поэтому заявления и доклады организации всегда привлекают к себе внимание экспертов и политиков.

Как всегда, отдельная статья в докладе-2012 посвящена России.

Главное отличие доклада в этом году, в сравнении с аналогичными докладами за предыдущие годы, состоит в том, что его авторы подчеркнули значительное увеличение гражданской активности российского населения. По мнению авторов доклада, выборы в Госдуму показали растущие потребности россиян "в гражданских и политических свободах, а также в социальных правах". Требование этих прав находит естественное выражение в митингах и демонстрациях, однако власти препятствуют свободе собраний. В докладе отмечаются хорошо известные факты о разгонах демонстраций, задержаниях и арестах их участников. Разумеется, в реальности картина намного сложнее: демонстранты порой сами нарушают согласованные условия митингов и демонстраций, однако произвол полиции действительно многократно имел место.

Как всегда, Amnesty International указывает на нарушения свободы слова, в частности на атаки против ряда оппозиционных интернет-сайтов (в целом отметив относительную свободу Интернета). Гораздо более серьезную проблему, с точки зрения авторов доклада, представляют продолжающиеся преследования журналистов. В связи с этим правозащитники отметили в качестве позитивного решение Верховного суда о недопустимости приравнивать критику официальных лиц к экстремистским действиям.

В очередной раз в докладе Amnesty International говорится о продолжающихся преследованиях религиозных меньшинств (в частности, "Свидетелей Иеговы" и "нетрадиционных" мусульманских групп – хотя не очень понятно, что имеют в виду правозащитники под "нетрадиционными" группами: некоторые такие группы официально признаны экстремистскими согласно российским и международным законам), сексуальных меньшинств.

Отдельный раздел посвящен произволу полиции, применению пыток в отделениях полиции, а также предвзятым судебным процессам. По каждому пункту приводятся один-два конкретных примера – в частности, второе обвинение М.Ходорковскому и П.Лебедеву.

Все последние годы, что естественно, в отдельный раздел выносится информация по Северному Кавказу и почему-то отдельно по Чечне (что вряд ли правильно). Отмечено, что в Чечне идет быстрый процесс восстановления народного хозяйства (за счет "высокого уровня федерального финансирования"), но продолжаются случаи произвола силовиков, в частности исчезновения людей. Отмечено также возрождение "чеченских традиций", воспринимаемых правозащитниками негативно: они ведут к возрастающему "гендерному неравенству" и все большей подверженности женщин и девушек домашнему насилию. Здесь правозащитники вступают в очень деликатную сферу – возрождающихся в Чечне мусульманских традиций, в которых женщине отведено особое место, – и, критикуя эти традиции, правозащитники отдают дань европоцентричности, что вряд ли уместно в докладе внеконфессиональной правозащитной организации.

Далее приводятся факты нарушения прав человека в других республиках Северного Кавказа – Дагестане и Кабардино-Балкарии, с упоминанием действий как боевиков, так и государственных силовых структур, с соответствующими отдельными примерами. Почему-то ничего не сказано о нарушениях прав человека в Ингушетии и Северной Осетии.

В целом статья о России в ежегодном отчете Amnesty International содержит вполне достоверные сведения, но достаточно отрывочные и неполные. Все они получены от правозащитных организаций в России и неоднократно публиковались.