Версия для печати

Заявление в связи с вынесением приговора С.Цеповязу

Первый раз о станице Кущевской страна услышала в ноябре 2010 г., когда там было совершено жестокое убийство 12 человек в доме семьи Аметовых. Среди убитых были хозяин дома – фермер, его супруга, невестка и внучка, двое соседей, а также гости из Ростова-на-Дону – финансовый директор ОАО "Астон" Владимир Мироненко, его жена, две дочери и тесть с тещей. Небывалый масштаб и жестокость убийства привлекли особое внимание к расследованию, в ходе которого выяснилось, что всей жизнью станицы в течение многих лет правила т.н. "банда Цапков", которая и ранее совершила немало убийств, отнимала земли у фермеров, закрепила за собой в станице "право первой брачной ночи", каждый год насилуя десятки студенток. На ферме предводителя банды, Сергея Цапка, жили рабы из Украины, а местные крестьяне были на положении крепостных. Банде покровительствовала милиция, ближайшим подельником главаря банды был депутат местного совета.

Широкий резонанс, который получило расследование, привело к новым разговорам о повальной коррупции в стране, о криминалитете, тесно связанном с властями. "Кущевка" превратилась в имя нарицательное. Однако никто из местных сотрудников ГУВД особо не пострадал, разве что несколько из них лишились погон. Завели дело только на единственного милиционера Кущевской, подполковника Ходыча, про которого говорили, что его служащие косили коноплю вместе с бандитами (!), а сам он вместе с Цапком занимался рейдерскими захватами, контролировал нелегальный рынок нефтепродуктов.

И никого потом уже не удивляло, что в стране по-прежнему в разных регионах бандиты делят власть с полицией, а полицейские сами продолжают повсюду совершать чудовищные преступления, как в еще одном нашумевшем на всю страну месте – отделении полиции "Дальний" в Казани. Да и новое кровавое преступление в самой станице Кущевской особенно никого не удивило. Неизвестные в масках ворвались в дом местного фермера Петрянкина, чтобы ограбить его. Под пытками они требовали показать, где тот хранит деньги; у заложника не выдержало сердце, и он умер. Причем следствие не исключало, что Петрянкин мог стать свидетелем по одному из уголовных дел, возбужденных против Цапков.

В стране давно никто не верит ни в правосудие, ни в неподкупность полиции. Да и как верить, если за экономические преступления или за неумные выходки в православном храме людей сажают на длительные сроки в СИЗО (где они подчас умирают от пыток), а убийц отпускают под подписку о невыезде.

И, наверное, люди лишь горестно и безнадежно вздохнут, услышав новое сообщение из Кущевской. Процитируем сообщение с официального сайта Следственного комитета Российской Федерации:

"Вынесен приговор Сергею Цеповязу, который, являясь заместителем директора ООО «Артекс-Агро», с целью сокрытия убийства 12 человек в станице Кущевской Краснодарского края сжег документы, подтверждающие факт выдачи члену банды Сергею Карпенко топлива на автозаправочной станции, которое использовалось для поджога дома семьи Аметовых и сокрытия следов совершенных членами банды особо тяжких преступлений…

В ходе расследования дела Цеповяз признал свою вину в полном объеме и заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в особом порядке – без проведения судебного разбирательства.

Приговором суда Цеповязу назначено наказание в виде штрафа в размере 150 тыс. рублей".

Иначе говоря, сподвижнику Цапка, тому самому депутату райсовета от "Единой России", за уничтожение улик о зверском убийстве 12 человек, включая маленьких детей, придется заплатить 150 тыс. рублей – цену двухнедельного отдыха семьи из 3-х человек на зарубежном курорте. При этом отметим, что Цеповяз считался близким сподвижником Цапка. ООО "Артекс-Агро", где он был заместителем директора, принадлежала матери Цапка. Брат Цеповяза, Вячеслав, вместе с Цапком – соучредители кущевской районной общественной организации «Слава спорта» и ООО «Райская роза»; проходит по делу как активный участник банды Цапков и «правая рука» главаря. Жены Вячеслава Цеповяза и Цапка владеют по 11% ООО «Парус» и по 25% ООО «Сахар Кубани». Так что связи с Цапком у Цеповязов самые прочные. Недаром среди жителей ходит упорный слух, что Сергей Цеповяз подвозил банду к месту убийства.

Разумеется, во многих странах мира существует юридическая процедура "сделки со следствием", действующая и в России с 14 июля 2009 г. под названием "досудебного соглашения о сотрудничестве" и предусматривающая особый     порядок судебного разбирательства. Она порой оказывается очень эффективной в деле раскрытия особо тяжких преступлений, прежде всего в сфере организованной преступности. Признавшему свою вину, раскаявшемуся и активно сотрудничающему со следствием обвиняемому в уголовном преступлении может быть смягчен приговор, а срок снижен вдвое. Сергей Цеповяз обвинялся по статье 316 УК "укрывательство преступления", максимальная санкция по которой – лишение свободы на два года. Поскольку дело рассматривалось в особом порядке, больше 2/3 от максимального срока, то есть 16 месяцев лишения свободы он получить не мог, но не получил и месячного приговора. Даже максимальный штраф, предполагаемый этой статьей, 200 тыс. рублей, сочли чрезмерно высоким.

Наказание все равно должно быть соразмерно тяжести преступления, хотя бы срок и был сокращен вдвое. За соучастие в преступлении, подобном совершенному в Кущевке, да еще представителю законодательной власти, назначать штраф – это просто плевок в сторону здравого смысла и надежд людей на то, что правосудие в России когда-либо восторжествует. При этом формально судей обвинять не в чем – противоречия с законом в вынесенном приговоре нет (как специально отметил председатель московской адвокатской палаты Генри Резник), но в имеющейся "вилке" наказаний, с учетом всех обстоятельств, приговор должен был быть максимально строгим из возможных.

Не случайно резкая критика на приговор последовала с самых разных сторон:

"Известия" пишут, что "приговор вызвал возмущение у односельчан убитых людей, которые считают, что Цеповяз также входил в банду Цапка и достоин строгого наказания". Несомненно и станичники, да и просто множество людей по всей России, будут считать, что Цеповязы откупились от суда.

Ту же точку зрения о недопустимой мягкости приговора высказал и сам губернатор Кубани Александр Ткачев. При этом блогеры вспомнили обещание Ткачева, сказанное о кущевской банде: "Если они откупятся от наказания, я уйду" и теперь требуют его отставки.

Генерал МВД в отставке Владимир Овчинский заявил, что "штраф в 150 тыс. рублей – это просто издевательство над разумом. Было много первоначальной информации о том, что Цеповяз был активным членом ОПГ Цапка, и его недонесение о готовящемся преступлении привело к тяжким последствиям – гибели 12 человек, в тои числе детей".

Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин направил запрос в прокуратуру Краснодарского края с просьбой разобраться в обоснованности столь мягкой меры наказания.

Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов призвал прокуратуру опротестовать приговор, который его "шокировал". Член Общественной палаты РФ Ольга Костина после объявления приговора направила открытое письмо Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой о содействии в принятии проекта закона "О потерпевших от преступлений".

Московское бюро по правам человека присоединяется к требованию тщательно исследовать законность приговора Сергею Цеповязу. Надо использовать малейшие законные шансы, чтобы хотя бы немного укрепить доверие населения к отечественной судебной системе.