Версия для печати

Заявление в связи с пятидесятилетием событий в Новочеркасске

Несколько дней назад россияне вспоминали печальный юбилей – пятидесятилетие событий в Новочеркасске.

Напомним, что 1-2 июня 1962 г. рабочие сталелитейного цеха Новочеркасского электровозостроительного завода и присоединившиеся к ним другие рабочие прекратили работу и потребовали повышения расценок за их труд. Переговоры с агрессивно настроенными бастующими не достигли никаких результатов, что в итоге привело к вводу войск в город и расстрелу толпы. Были убиты больше 20 человек, многие ранены. Семеро организаторов забастовки были расстреляны по приговору суда, 105 получили сроки от 10 до 15 лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

События в Новочеркасске – это не только яркий, трагический и по-своему уникальный момент послевоенной советской истории, когда народ выступил против правящего режима. Это еще и хороший урок для современных россиян, актуальность которого особенно очевидна в наши дни, когда значительная часть общества охвачена протестными настроениями.

Разумеется, между событиями 1962 г. и современными протестными действиями есть огромная разница. Тоталитарный советский режим невозможно сравнивать с нынешней политической системой, где даже наличие сильных авторитарных тенденций не отменяет значительный объем гражданских свобод у граждан – слова, собраний, забастовок, выбора места жительства, поездок за рубеж и т.д. Если в 1962 г. протестовали рабочие, то основная масса протестующих в наше время – нарождающийся средний класс, жители крупных городов, которые отстаивают право не на хлеб, а на гражданские права в полном объеме. И, тем не менее, противостояние власти и народа и в 1962 г., и в 2012 г. имеют место. События на Болотной площади в Москве 6 мая хорошо это показали. Слава Богу, что тогда обошлось без жертв и серьезных травм как со стороны протестующих, так и со стороны омоновцев.

Пятьдесят лет прошло с событий в Новочеркасске. Но многие еще хорошо помнят события, случившиеся гораздо позднее – в 1991 г. и 1993 г., – также не обошедшиеся без крови. Накануне новых протестных акций 12 июня надо сделать все, чтобы не допустить опасного развития событий.

Разумеется, основную ответственность за сохранение правопорядка несут власти. Они должны обеспечивать наиболее подходящее с точки зрения безопасности место проведения шествий и митингов (например, не создавать слишком узкого прохода для граждан, как это было на Болотной), подготовить сотрудников правоохранительных органов к возможным провокациям, но жестко требуя от них пропорционального ответа, не выходящего за рамки закона, и т.д.

Значительная часть ответственности лежит и на демонстрантах – точно действовать в соответствии с графиком и маршрутом движения, согласованными с властями, не допускать провокаций, как это случилось на Болотной. В частности, опасения вызывает массовое предполагаемое участие националистов в т.н. "марше миллионов", которые вместе с левыми радикалами, как показывает опыт, склонны к провокациям.

А в таких массовых мероприятиях, где люди накалены, любая мелкая провокация и властей, и демонстрантов может привести к самым непредсказуемым последствиям.

Таких моментов было немало в Новочеркасске, и именно они в известной степени спровоцировали кровавый ответ властей. Вспомним:

Рабочие Новочеркасска не помышляли сначала о забастовке, а лишь горячо обсуждали, как жить дальше. Но когда директор завода Курочкин хамски заявил им: «Не хватает денег на мясо и колбасу, ешьте пирожки с ливером» – это взорвало рабочих, и события стали развиваться совсем в ином ключе. Усугубило трагическое развитие событий то, что многие рабочие находились в нетрезвом состоянии. Когда первый секретарь Ростовского обкома КПСС Басов пытался выступить с балкона, а не подошел к рабочим поговорить на равных, в него полетели камни.

Даже когда в городе появились бронетранспортеры, были введены войска, власть поначалу не предпринимала попыток подавить восстание, а надеялась лишь припугнуть людей.

Но революционный энтузиазм нарастал, народ все прибывал. И когда в центре города танк облепила детвора, на него залезли студенты, и танкисты полностью потеряли обзор, они не выдержали и произвели холостой выстрел из орудия, после чего в соседних домах посыпались стекла.

Солдаты в здании осажденного горкома партии переругивались с демонстрантами, один из них разбил стекло и ударил женщину прикладом. Толпа не выдержала – под напором распахнулись двери, и солдат оказался под лестницей. Горком был полностью захвачен демонстрантами.

Когда начали производиться аресты, многих рабочих избивали, толпа стала требовать их освобождения и двинулась к горотделу милиции. Один из солдат замахнулся на рабочего автоматом, и рабочий выхватил его из рук, но тотчас он был сражен пулей наповал. Тогда и началась пальба.

Солдаты сначала стреляли в воздух, но кто-то начал призывать: «Не отступаем, они стреляют холостыми», и толпа вновь стала напирать на оцепление солдат.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «В трагедии Новочеркасска до сих пор много нераскрытых тайн – в частности, есть версия, что в толпу стреляли не солдаты, а снайперы внутренних войск, рассаженные по крышам. Даже из этого, предельно краткого описания событий в Новочеркасске, становится ясно, насколько ответственно надо подходить к своим действиям, правам и обязанностям всем общественным силам и власти. Гражданам можно и нужно требовать перемен, власть обязана реагировать на требования людей, при этом всем вместе необходимо пытаться избежать насилия и беспорядков. И в этом главный урок Новочеркасска».