Версия для печати

Заявление в связи с состоявшимися в Красноярске выборами мэра

10 июня состоялись выборы мэра Красноярска.

Мэром Красноярска избран и.о. мэра, представляющий "Единую Россию" Эдхам Акбулатов. За него проголосовало 69,37% избирателей (106344 человек). На втором месте, с количеством голосов почти в шесть раз меньше (12,03%) — самовыдвиженец Алексей Подкорытов, за которым следуют, с отставанием меньше процента (11,33%), кандидат от «Справедливой России» Александр Коропачинский и кандидат от КПРФ Михаил Осколков – 4,25% голосов. Три кандидата не смогли набрать 1% голосов: Алексей Мещеряков – 0,62%, Нина Коврова – 0,58%, Максим Иваныч – 0,45%.

Выборы в Красноярске привлекали внимание всей страны не только потому, что это один из крупнейших городов в Сибири, с населением более 1 млн. человек, но и в связи с тем, что Красноярск должен был стать первым городом в России со 100%-ным использованием «электронных урн» при голосовании. Практически все избирательные участки были оснащены веб-камерами, а выборы транслировались в Интернете в прямом эфире.

Сразу надо отметить, что эксперимент прошел удачно. В день голосования вся система отработала в штатном режиме, без сбоев.

Однако в предвыборный период технологические нововведения заставили пиарщиков различных кандидатов также вырабатывать новые технологии, в т.ч. и не совсем "чистые". Напомним, что борьбе кандидатов на должность мэра Красноярска сопутствовало немало скандалов, главным из которых стал т.н. "миллионный скандал": Михаил Осколков утверждал, что Александр Коропачинский заплатил местным коммунистам 1 млн. долларов, и они хотят отстранить его от выборов; в связи с этими событиями в Красноярск даже была отправлена комиссия КПРФ из Москвы. Ранее, однако, М.Осколков вместе с А.Коропачинским жаловались на беззакония в пользу "Единой России": что предвыборные баннеры снимают с автобусов, что специально подготовленные люди, т.н. "кукушки" рассказывают о кандидатах небылицы.

Но сам ход выборов не выявил сколь-нибудь значительных нарушений, о чем сообщили практически все наблюдатели. Всего наблюдателей в общей сложности было 1650, они представляли интересы всех кандидатов, а также независимых организаций. В среднем на каждый участок приходилось по 4 наблюдателя.

Депутат Горсовета, представитель Школы наблюдателей Александр Глисков заявил, что он и его коллеги остались довольны тем, как прошли досрочные выборы мэра Красноярска: "На прошедших выборах работали более 200 наших наблюдателей, из них около 150 были членами избирательной комиссии. Впервые столько представителей общественности, а не представленных на выборах партий, работали на протяжении всего процесса подготовки выборов, включая день голосования. Я уверен, что именно благодаря этому на 70% снизилось количество жалоб по составлению списков избирателей…". Говоря о работе комплексов автоматической обработки избирательных бюллетеней (КОИБов), Глисков отметил: «Мы внимательно следили за тем, как считают КОИБы. И на тех восьми участках, где проводился ручной пересчет бюллетеней, результаты электронных урн и ручного подсчета совпали полностью. Поэтому можно с уверенностью сказать, что КОИБ считает точнее, чем человек».

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод также подтвердил, что выборы в Красноярске проходили спокойно, отметив только "жалобы в городскую избирательную комиссию, как правило, на недобросовестную, незаконную агитацию". По словам правозащитника, в предвыборный период штабы кандидатов по традиции упражнялись в том, "кто больнее ударит, кто сильнее оскорбит, кто найдет некий негатив в деятельности или биографии другого" и что "избиркомы, правоохранительные органы должны дать должную правовую оценку и адекватно прореагировать на эти жалобы", но само голосование обошлось без особых нарушений. Правда, немало нареканий со стороны горизбиркома вызвали т.н. праймериз накануне голосования, проведенные оппозицией с некоторыми процедурными нарушениями.

Всего, по информации горизбиркома, к ним поступило около 20 жалоб и обращений, в том числе и на "горячую линию", "однако они не содержат существенных замечаний к ходу проведения выборов".

Среди отдельных нарушений на выборах отмечаются следующие:

- в день выборов полицейские задержали экс-кандидата на пост мэра Красноярска Александра Потылицына, который распространял листовки с призывом голосовать за себя. Впрочем, А.Потылицын давно известен довольно эксцентричным поведением, он регулярно баллотируется на выборах всех уровней;

- в одном из УИКов была обнаружена инструкция по срыву выборов;

- в одном из подъездов города обнаружены агитационные материалы.

Слухи о других нарушениях не подтвердились. Впрочем, А.Глисков записал в своем микроблоге, что "рядом с 301-302 участками торговали героином, полиция произвела задержание". Сама полиция об этом ничего не сообщила.

Вместе с тем, нельзя не отметить – и это, пожалуй, самый главный вывод, – что на выборах в Красноярске проявилась довольно печальная общественная тенденция. Явка на выборы была крайне низкой. Фактически красноярцы проигнорировали выборы мэра, отказавшись голосовать за предложенных кандидатов. По предварительным данным, на выборах мэра проголосовало около 20% избирателей, что значительно ниже, чем на предшествующих президентских и думских выборах. И это произошло, несмотря на широкую кампанию по привлечению избирателей: организаторы пообещали, что на избирательных участках будут открыты точки по продаже хлебобулочных изделий, будут работать медицинские работники, социальные работники, представители пенсионного фонда; на некоторых участках должны были побывать артисты Красноярска с театрализованными представлениями. Тем более, что в этот день было увеличено количество автобусов, электричек, речного транспорта, чтобы люди смогли проголосовать и уехать по своим делам. Но в результате они просто не пришли на выборы, таким образом, выразив к ним свое отношение.

И это не удивительно, как и то, что одним из кандидатов в мэры была выдвинута плюшевая игрушка – кот Василий Васильевич. В заявлении в горизбирком сказано, что он 1988 года рождения, с "весьма достойным образованием". Разумеется, игрушку не зарегистрировали, но этот арт-проект красноярских блогеров символизировал их представление о самих выборах – все происходящее на них они считали абсурдом. И это важный урок для власти, политических партий, общественности – как вернуть доверие граждан к выборам с учетом нарушений в прошлые годы, зная о слабой правоприменительной практике по отношению к нарушителям. Да и большинство избранных политиков не оправдывает наши надежды.