Версия для печати

Заявление в связи с результатами выборов во Франции, Греции и Египте

Картина современного мира невероятно усложнилась. Достаточно простые схемы послевоенного развития и периода "холодной войны", оси "Восток-Запад", оппозиции "социализм-капитализм" уступили место многоаспектным и разнонаправленным тенденциям в разных частях земного шара. В условиях глобализации, бурного развития технологий, упадка ценностей старой Европы, нарастания конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке, гигантских потоков мигрантов и беженцев стало очень нелегко планировать экономические и социальные решения, как на международном, так и на национальном уровне. В результате сложный и самый разнообразный характер принимает политическая борьба в разных регионах земного шара.

Показательными в этом смысле являются проходившие практически одновременно парламентские выборы во Франции и Греции, и президентские выборы в Египте.

В результате прошедших 17 июня во Франции парламентских выборов Социалистическая партия получила абсолютное большинство мест в Национальной ассамблее. У социалистов 313 мест из 577. Теперь для того, чтобы провести закон в Национальной ассамблее, президенту Франсуа Олланду и его правительству не надо вступать в коалицию. При этом 17 и 10 мест в парламенте получили традиционные союзники социалистов – соответственно, партии "Европа-Экология-Зеленые" и "Левый фронт" Жан-Люка Меланшона.

Правая партия "Союз за народное движение" (бывшего президента Саркози) получила 214 мест в нижней палате парламента, 16 – "Новый центр", 2 – центристская партия Франсуа Байру, 2 – ультраправый "Национальный фронт".

Отметим результат "Национального фронта". Впервые с 1998 г. ультраправые прошли в парламент, и лидер партии Марин ле Пен назвала этот результат "сенсационным". Сама Марин ле Пен проиграла кандидату от Социалистической партии Филиппу Кемелю, но заявила, что будет требовать пересчета бюллетеней: разрыв между двумя кандидатами составил всего 116 голосов; зато в парламент прошла племянница Марин Ле Пен и внучка основателя партии Мари Ле Пена– 22-летняя Марион Марешаль Ле Пен. Таким образом, династия Ле Пенов активно продолжает политическую жизнь на крайне правом фронте. Впрочем, результат парламентских выборов значительно менее ярок для "Национального фронта", чем результаты президентских выборов, когда в первом туре харизматичная Марин Ле Пен набрала около 18% голосов.

Свою победу на выборах празднуют и "зеленые". Впервые в истории движения партия "Европа Экология - Зеленые" (EELV) сможет сформировать свою фракцию в нижней палате. Это большой успех экологов, которых раньше в Национальном собрании представляли только три депутата, а теперь уже семнадцать. Как заявила национальный секретарь EELV, министр равенства областей и жилищной политики в правительства Франции Сесиль Дюфло, "воскресенье 17 июня станет важной и прекрасной датой в истории экологов". Она рассчитывает, что фракция "зеленых" станет одним из "столпов" парламентского большинства.

Все комментаторы отмечают, что триумфальное шествие социалистов (выигрыш президентских и парламентских выборов) может иметь и обратную сторону. Социалисты лишаются всякого политического противовеса, что в нынешних нелегких условиях жизни и Франции, и международного сообщества, может привести к ошибочным решениям. На Франсуа Олланда и его партию ложится чрезвычайно большая ответственность: списывать неудачи на оппозицию уже не придется. Несомненно, социалисты постараются выполнить свои предвыборные обещания, а чрезмерно социально-ориентированная политика сейчас, когда в преддверии экономического кризиса придется затягивать пояса, может иметь не самые лучшие последствия и для страны, и для всего европейского сообщества. Впрочем, маятник европейских стран качнулся влево, и очень вероятно, что в германском бундестаге также в ближайших выборах победят левые. А поскольку Германия и Франция – основные игроки на европейской политической арене, то они легко найдут общий язык, как раньше его находили Саркози и Меркель. Останется только ждать итогов левой политики – выправит ли она положение или только ухудшит. Не случайно бывший премьер Франсуа Фийон, избранный депутатом в одном из округов Парижа предупредил: "Перед президентскими выборами мы предупреждали об опасности, которую представляет реализация программы левых ввиду природы европейского экономического и финансового кризиса. Сегодня я еще раз официально предупреждаю президента, требуя его не применять эту программу как догму".

Правые в общей сложности в Национальном собрании Франции имеют 229 мандатов. Хотя и обладая меньшинством в парламенте, они не собираются складывать оружие. Нынешний генеральный секретарь "Союза за народное движение" Жан-Франсуа Копе, избранный депутатом от департамента Сена-и-Марна, пообещал вступить в борьбу с социалистами уже на ближайшей чрезвычайной сессии парламента: "Левые должны знать, что правые и правый центр будет очень активно действовать в Национальном собрании, чтобы попытаться не допустить непоправимое". Впрочем, не имея возможности блокировать решения левых, правым это будет сделать очень непросто.

Характерно, что второй тур выборов в Национальное собрание Франции, как и первый, ознаменовался рекордно низкой явкой для Франции в 55,9%, что свидетельствует о некоторой апатии французов к выборам.

Парламентские выборы в Греции привлекли пристальное внимание всей Европы. Известно, что Греция является сейчас самым слабым звеном ЕС и от выбора ею дальнейшего пути, согласия с рекомендациями ЕС зависела не только экономическая судьба Греции, но и во многом судьба всего европейского сообщества.

В результате на выборах в парламент Греции победу одержали правоцентристы из партии «Новая демократия», которые теперь попытаются сформировать правительство. «Новая демократия» выступает за выполнение договоренностей с Евросоюзом о жесткой бюджетной экономии и сокращении социальных расходов в обмен на финансовую помощь.

В Европе победа правоцентристов была воспринята позитивно: канцлер Германии Ангела Меркель поздравила Самараса с победой. Президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу и глава саммита лидеров стран Евросоюза Херман ван Ромпей в совместном заявлении приветствовали «мужество греческого народа», проголосовавшего за сторонников жесткой бюджетной экономии. Мировые рынки отреагировали на результаты выборов в Греции ростом курса евро и цены на нефть.

"Новая демократия" набрала 29,66% голосов избирателей. Второе место с результатом 26,89% (т.е. с отрывом всего в 3% голосов) занимает Коалиция радикальных левых (СИРИЗА), на третьем месте левоцентристы из ПАСОК (12,28%). Кроме этих трех партий трехпроцентный барьер преодолели правые «Независимые греки» (7,51%), неофашисты из «Золотой зари» (6,92%), Левая демократическая партия (6,26%) и коммунисты (4,5%).

Согласно греческим законам, победившая партия получает дополнительные 50 мест в парламенте, но даже их не хватает «Новой демократии» для формирования однопартийного правительства. Правоцентристы имеют 129 мест в 300-местном парламенте, СИРИЗА – 71 место, ПАСОК – 33 места.

Сразу после победы лидер «Новой демократии» Антонис Самарас поспешил успокоить Европу: "Греческий народ проголосовал за европейский путь Греции и за пребывание в еврозоне, за политику, которая принесет людям работу, экономический рост, справедливость и безопасность. Больше приключений не будет. …Жертвы, на которые идет греческий народ, помогут вернуть стране процветание". Под жертвами подразумевается комплекс мер по стабилизации экономики, который, в частности, включает резкое сокращение социальных выплат и рабочих мест в госкомпаниях. Только в обмен на это Евросоюз и МВФ готовы предоставить Афинам еще один транш в 130 млрд. евро.

Самарас призвал к формированию коалиционного правительства, однако показавшая хороший результат СИРИЗА уже отказалась вступать в коалицию и объявила об уходе в оппозицию. Судя по всему, борьба будет бескомпромиссной, а исход непредсказуем. Лидер СИРИЗА Алексис Ципрас выступил с довольно резким заявлением: «Кое-кто думает, что они выиграли выборы. Но выборы выиграл наш народ. Меморандумы (с кредиторами) кончились». Теперь все зависит от ПАСОК, но руководство партии пока пребывает в раздумье. Левоцентристы могут либо войти в правительство «Новой демократии», либо просто поддержать формирование нового кабинета министров во время голосования, отказавшись от министерских портфелей, – но в таком случае новое правительство вряд ли будет устойчивым, не говоря уже о разновекторных идеологиях членов возможной коалиции.

Обращает на себя внимание, что на фоне греческих трудностей быстро набирают популярность радикальные правые. Не случайно почти 7% голосов и 18 мест в парламенте получила неофашистская партия "Золотая заря", чей лидер Николаос Михалолиакос не скрывает откровенно антисемитских взглядов, отрицает Холокост, требует выгнать из Греции всех мигрантов.

Европа пока вздохнула облегченно, но из Греции можно ожидать любых новостей. Прежде всего, непонятно, сумеет ли победившая партия создать коалицию. Но самое главное, что резкое сокращение бюджетных расходов, сокращение социальных выплат и рабочих мест может привести к массовому недовольству населения. Греки уже и так изымают сбережения из банков – счет идет на миллионы евро каждый день. А правительству ждать некогда: Европа требует принятия неотложных мер. Под давлением народного недовольства, подогреваемого оппозицией, правительство может пасть достаточно быстро. Иначе говоря, перспективы дальнейшего развития событий в Греции представляются довольно неопределенными.

Не менее, а то и более неопределенная ситуация складывается в Египте. На президентских выборах в упорной борьбе победил кандидат от исламского движения "Братья-мусульмане" Мухаммед Мурси, за которого проголосовали 52% египтян. Соперник Мурси – бывший премьер-министр при экс-президенте Мубараке, отставной генерал Ахмед Шафик, – набрал, соответственно, 48% голосов. Всего в выборах участвовали 50% от числа выборщиков, внесенных в официальные списки избирательных комиссий.

В отличие от результатов выборов в Греции, вряд ли итоги выборов в Египте сильно обрадуют Европу. При Мубараке партия «Братья-мусульмане» была запрещенной, ее активистов сажали в тюрьму. Это радикальное движение и стало одним из главных организаторов революции в Египте, а в ходе предвыборной кампании Мурси обещал реформировать пораженные коррупцией институты власти, поставить государство «на исламскую основу» и добиться широкого применения норм шариата. Одновременно он обещал социальные перемены, в частности, справедливое распределение доходов среди граждан страны, что привлекло к нему немалое число избирателей.

Выборы сопровождались серьезными политическими потрясениями, грозившими вылиться в столкновения. Так, за два дня до президентских выборов Высший конституционный суд Египта принял решение о несоответствии закона о выборах в парламент основному закону страны. На основании этого решения египетские военные распустили парламент, в котором преобладают исламисты. За роспуском парламента последовал и роспуск комиссии по разработке конституции, которая была сформирована бывшими депутатами.

Но еще до второго тура выборов значительная часть населения, недовольная обоими кандидатами – исламистом и бывшим функционером при прежнем режиме – вообще требовала отмены результатов выборов первого тура. Сам Шафик пока не признает победы Мурси, ожидая окончательного результата, который будет объявлен 21 июня. Поэтому не исключено, что уже после объявления окончательных итогов выборов начнутся массовые акции протеста. Свою роль могут сыграть здесь и зафиксированные многочисленные нарушения в ходе выборов обеих сторон, драки, аресты. Были отмечены попытки фальсификации: так, ряд бюллетеней оказались заранее пропечатаны за кандидата от исламистов, который объяснил этот факт «ошибкой принтера». В ходе выборов в стычках пострадало около 30 человек.

Ряд экспертов считает, что египетские военные не допустят к власти исламистов – как это неоднократно бывало, например, в Турции, где военные отменяли результаты выборов. По мнению президента Института изучения Ближнего Востока и Израиля Евгения Сатановского, "то, что, по заявлениям братьев-мусульман, их кандидат победил на выборах, хоть и с небольшим перевесом, не значит ничего, поскольку "египетская демократия" на сегодняшний момент находится в руках военной хунты… они не случайно перед выборами разогнали парламент, пока его нижнюю палату, но верхняя палата без нижней легитимностью не обладает". Эксперт предрекает довольно мрачные перспективы Египту: "Египет идет по "алжирскому сценарию", который, в конечном счете, привел к тяжелой гражданской войне". Ситуацию обостряет то обстоятельство, по мнению Е.Сатановского, что Саудовская Аравия и Катар, где находится духовный лидер "Братьев-мусульман" Айман аз-Завахари (лидер террористической сети "Аль-Каида"), будут оказывать серьезную поддержку Мурси, что в свою очередь может привести к дестабилизации на Ближнем Востоке на несколько десятилетий, а значит, и к обширному международному конфликту: "Тяжелое столкновение армии с исламистами на его территории означает абсолютный коллапс доброй половины арабского мира".

Надо также учитывать, что если Мубарак поддерживал сносные отношения с Израилем, то от исламистов, традиционно ненавидящих еврейское государство, это ожидать трудно. В ряде выступлений тот же Е.Сатановский уверенно предрекал войну Египта с Израилем.

Скептически оценивает будущее развитие событий и эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко: "На мой взгляд, ситуация в стране имеет тенденцию к обострению, напряженность нарастает... По всей видимости, военные настроены на конфронтацию и на то, чтобы твердо удерживать власть в своих руках несмотря ни на что". Он полагает, что "все идет по традиционному египетскому сценарию к очередному перевороту, по крайней мере, намерения военных не оставляют никаких двусмысленностей на этот счет". Впрочем, он не столь категоричен, как Е.Сатановский: "Есть ли у "Партии свободы и справедливости" возможности, чтобы противостоять военным – сейчас сказать сложно, потому что она не состоит только из "Братьев-мусульман", это широкий спектр политических сил Египта, и как поведет себя эта коалиция в случае обострения политической ситуации в стране, сейчас сказать сложно".

Вместе с тем, немаловажный фактор представляют собой экономическая и финансовая  заинтересованность Египта в контактах с Западом. Не случайно до выборов делегация исламистов встречалась в Вашингтоне с американскими официальными лицами и уверяла их в прагматичности и умеренности своей политики, как в отношении США, так и Израиля. Кроме того, выборы показали, что население Египта (по крайней мере, голосовавшее) расколото почти пополам в отношении к исламистам, и последним придется учитывать мнение столь значительной части египтян. И, конечно же, исламисты будут искать компромисса с военными.

В отличие от Франции и даже Греции, ситуация в Египте в наибольшей степени подвержена рискам прямых столкновений, и потому вестей оттуда придется ждать в ближайшие дни с особой тревогой.