Версия для печати

Заявление в связи с последними околоцерковными скандалами

Уже в течение длительного времени российское общество расколото в отношении событий, связанных с Церковью. Распространено мнение, что в своем желании влиять на общество, Церковь использует для этого многолетнее навязывание ОПК в школах – процесс, который был переведен к выбору религиозных модулей по желанию учеников. Имеет место стремление к монополизации религиозного пространства, когда законодательными мерами, а порой и просто силовыми методами местных властей подавляется и ограничивается деятельность "нетрадиционных конфессий". Сюда же можно добавить вызывающий споры закон о передаче имущества религиозным организациям, и проект строительства двухсот церквей в Москве, с учетом того, что даже на Пасху, главный православный праздник, церковь посещают не более 2-3% населения. Оглашаются заявления устами прот. Дм. Смирнова с призывами громить "поганые секты" и иностранную "нечисть", и прот. Вс. Чаплина с его предложениями ввести в стране православный дресс-код, проверить романы Набокова на педофилию, организовать "православные дружины".
 
Наконец, нельзя забывать о громких скандалах последнего времени – суде, в котором оценили ущерб от пыли, осевшей на книгах в патриаршей квартире вследствие ремонта у соседей, в 20 млн. рублей, истории с патриаршими часами за 30 тыс. долларов и скандал с Pussy Riot.
 
Сначала Патриарх в интервью Владимиру Соловьеву объясняет, что часы ему были подарены, но он их не носил, потом в сети размещены фотографии Патриарха как раз с этими часами на руке, а затем, наконец, появляется фотография, где часов на руке нет, а тень от них на полированном столе осталась – ретушер о ней забыл.
 
Радиостанция "Серебряный дождь" награждает Патриарха "Серебряной калошей" за "непорочное исчезновение часов", а Патриархия не находит ничего лучше, как обзывать устроителей шуточной премии всякими бранными словами, а депутатам-единороссам (вероятно, с подачи Патриархии) озаботиться введением поправок к ст. 282 УК, чтобы найти способ наказать устроителей "Серебряной калоши" и подобных негодяев уголовным преследованием за "разжигание ненависти к верующим".
 
В западных странах, например, выходят десятки статей, много книг, фильмов, произносятся сотни речей, в которых Папа Римский подвергается жесточайшей критике. И никому не приходит в голову апеллировать к властям с требованием наказать "обидчиков". Папа Римский, как и президенты, и премьер-министры в демократическом обществе – член этого общества, ничем не отличающийся от других в смысле равных гражданских прав и обязанностей, в т.ч. и возможности стать объектом критики, насмешки и пародии.
 
Часть общества болезненно воспринимает скандал вокруг преследования панк-группы Pussy Riot. Как сообщают «Новые известия», открытое письмо в защиту трех фигуранток дела, размещенное в среду, 27 июня, в интернете, за минувшие сутки подписали более 17 тысяч человек. Из них 148 имен опубликованы – это известные деятели культуры и искусства, среди которых Григорий Остер, Мария Арбатова, Бари Алибасов, Борис Стругацкий, Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков, Юлия Меньшова, Людмила Улицкая, Вероника Долина, Эммануил Виторган, Валерий Меладзе, Андрей Макаревич, Андрей Кончаловский, Марк Захаров, Олег Басилашвили, Эльдар Рязанов, Лия Ахеджакова, Сергей Юрский, Михаил Жванецкий, Чулпан Хаматова.
 
Московское бюро по правам человека уже обращалось со специальным заявлением по данному поводу, отметив как духовную незрелость и глупость девушек, совершивших свою акцию в храме Христа-Спасителя, так и чрезмерные меры по их наказанию, их держат уже несколько месяцев в СИЗО и грозят сроком до семи лет – при том, что под подписку о невыезде регулярно выпускают людей, совершивших несравненно более страшные преступления, в т.ч. и убийства.
 
Церковь же, и устами Патриарха, и целого ряда священнослужителей продолжает настаивать на жестком наказании, увязывая его с отсутствием покаяния у девушек. Но покаяние – дело сугубо внутрицерковное, его отсутствие может повлечь церковные кары – недопущение к причастию, наложение епитимьи, отлучение, но никак не привлечение государства к наказанию. Кроме того, Церковь продолжает демонстрировать отсутствие сострадания, прощения, как это заповедано в священных для православия евангельских текстах и, фактически, призывает к мести.
 
Следователь по делу Pussy Riot обратился к трем докторам наук – В.Троицкому, В.Абраменковой и И.Понкину – для получения квалифицированной экспертизы акции арт-группы. Отметим, что все трое в своей деятельности тесно аффилированы с РПЦ, причем с ее консервативным крылом (а И.Понкин, по сведениям некоторых изданий – еще и автор сомнительного списка "Всеобщий перечень агрессивных антихристианских ксенофобов и наветчиков"), по мнению религиоведов, их экспертиза носит явно предвзятый характер.
Так, доказывая нарушение девушками правил поведения в Церкви, они ссылаются на:
 
1. 9-ое Апостольское правило – "в части творить бесчинства в Церкви".
Но в 9-ом Апостольском правиле "о производящих безчиние в церкви" говорится совсем в другом контексте: "Всех верных, входящих в церковь, и слушающих Писания, но не пребывающих на молитве и святом Причащении до конца, как производящих безчиние в церкви, подобает отлучать от церковного общения".
Очевидно, что поступок девушек к этому правилу никакого отношения не имеет, и фраза о "бесчинстве" просто вырвана из контекста.
2. 62-е правило Трульского собора - "в части запрета (как производного от устанавливаемых указанным правилом запретов) находиться в церкви в "комической" или "сатирической" одежде и производить там пляски".
Но в 62-ом правиле Трульского собора о запрете "личин комических и сатирических" говорится только применительно к запретным "всенародным женским плясаниям" в честь языческих богов и о "церкви" вообще не упоминается, а "производный запрет" доктора наук просто выдумали.
Очевидно, что и в этом случае поступок девушек никак не соотносится с указанным правилом.
3. 15-е правило Лаодикийского собора - "в части запрета кому-либо кроме певчих, осуществлять пение на солее".
Но в 15-ом правиле Лаодикийского собора не говорится о "солее", а говорится об "амвоне": "Кроме певцов, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым петь в церкви".
 
Но амвон – это только центральная часть солеи, да и то "солеей" стали называть предалтарный выступ, в центре которого находится амвон, только в постиконоборческую эпоху, т.е. с середины IX в. Лаодикийский же собор состоялся в 360 г. (по другой версии – не позднее 343 г.), т.е. на пять веков раньше, когда храмовая архитектура была иной, и солеей назывался проход между алтарем и амвоном.
В любом случае, на солее как таковой (за исключением ее части, амвона, после IX в.) церковными установлениями находиться и петь не запрещалось. Запрет же был введен в XIX в. и не церковным установлением, а "по Высочайшему повелению Императора Николая I, лично заметившего те беспорядки, которые происходят от заполнения солеи молящимися", – откуда следует, что еще в XIX в. молящимся было разрешено находиться на солее (и соответственно, петь – хотя бы молитвы "Отче наш" и "Верую").
 
В дальнейшем церковная традиция уже усвоила это правило, но оно соблюдается не строго. На солее неоднократно были замечены во время богослужений Президент и премьер-министр, а также другие высокие государственные деятели. Студентка Елена Ханян сообщает, как в Татьянин день "после окончания литургии Преждеосвященных Даров на солее верхнего храма св. мч. Татианы произнесут торжественные речи четыре человека: его Святейшество, настоятель храма отец Максим Козлов, ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий и, среди этих «тяжеловесов», - я, обращающаяся к Патриарху Кириллу от лица всех российских студентов" (кстати, за произнесение Филиппом Киркоровым речи с солеи в день крещения его дочери, причем с согласия священника, диакон Кураев потребовал отлучить певца от церкви – почему-то дозволенное ректору МГУ и студентке не дозволено певцу).
 
Очевидно, что противостояние Церкви и общества вредит всем – и Церкви, и обществу. И чтобы оставаться нравственным примером для общества, а не объектом критики, церковные деятели должны демонстрировать сдержанность, достоинство и готовность к цивилизованному диалогу со светской частью общества.