Версия для печати

Прокуроры обсудили проблемы экстремизма

Член Общественной палаты РФ, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод принял участие в научно-практической конференции "Актуальные проблемы противодействия экстремизму. Совершенствование механизмов взаимодействия субъектов антиэкстремистской деятельности", которая состоялась 29 апреля в Екатеринбурге.

Конференция собрала прокуроров российских регионов, представителей МВД РФ, ведущих экспертов. В работе конференции участвовал губернатор Свердловской области Э.Россель.

Конференцию открыл Генеральный прокурор РФ Ю.Чайка. В ходе пленарного заседания выступили зам. генерального прокурора В.Гринь, полпред Президента РФ в Уральском федеральном округе Н.Винниченко, председатель комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Госдумы П.Крашенинников, начальник Департамента МВД РФ по противодействию экстремизму Ю.Коков и другие докладчики.

А.Брод: "В ходе конференции были озвучены тревожные цифры: в 2008 г. в России было зарегистрировано 460 преступлений экстремистской направленности; темпы прироста по сравнению с 2007 г. составили 29,2%. Выявлено 379 лиц, совершивших преступления данной категории. Вместе с тем, если в 2007 г. осталось нераскрытым каждое четвертое преступление экстремистской направленности, то в 2008 г. их удельный вес сократился до 19,3%, – что может говорить о преодолении негативной тенденции в раскрываемости преступлений данной категории, которая наблюдалась с 2004 г. Докладчики отмечали, что для привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений экстремистской направленности, требуется процессуально грамотное закрепление доказательств и расширение доказательной базы, в том числе методом исследования материалов экстремистского характера.

Вместе с тем в представленных документах Генпрокуратуры говорится о том, что "в условиях обостренного внимания к борьбе с экстремизмом в обществе имеет место чрезмерное "увлечение" оценкой деяний как "экстремистских", неправомерное стремление отчитаться успехами реагирования на экстремистскую деятельность" ".

Генеральный прокурор России Юрий Чайка считает преступления на почве ксенофобии и другие экстремистские проявления угрозой национальной безопасности страны. По его мнению, во всех своих проявлениях экстремизм является одним из факторов дестабилизации ситуации в обществе, угрозы государственной целостности, что порождает в отдельных субъектах Федерации сепаратистские настроения и создает реальность террористических актов: "В основе экстремистских проявлений лежат, как правило, идеологические воззрения, ксенофобия, национальная и религиозная нетерпимость".

По мнению Генпрокурора, для эффективной борьбы с экстремизмом необходимо создать "четкую государственную систему противодействия этому злу". Как отметил Ю.Чайка, эта система "включает в себя, в первую очередь, проведение профилактической работы, совершенствование законодательства в данной сфере, тесное взаимодействие с институтами гражданского общества".

Полномочный представитель Президента Н.Винниченко рассказал, что в Уральском федеральном округе проживают более 200 различных этнических групп. Для отслеживания деятельности экстремистских организаций и движений и дальнейшего противодействия им ведется постоянный мониторинг, работает специально созданная межведомственная комиссия. Кроме того, в 2007 г. был создан Гражданский форум, объединивший более 40 общественных организаций. Одна из основных целей Форума – противодействие экстремизму и межнациональной розни.

Были приведены и несколько примеров проявлений нетерпимости. Так, в Тюменской области межнациональное напряжение возникло после того, как гастарбайтеры из Узбекистана долго не могли получить свою зарплату. Н.Винниченко отметил, что подобные факты могут способствовать росту экстремизма. Другим примером нетерпимости стали поджоги храмов в Свердловской области; в ходе расследования были задержаны люди, принадлежавшие к профашистской группировке.

Полпред отметил, что проблема молодежного экстремизма остается весьма актуальной в УрФО. Так, в 2008 г. на Среднем Урале была вскрыта деятельность крупной неофашистской организации.

Н.Винниченко отметил необходимость постоянно и тщательно вести мониторинг Интернета на предмет высказываний экстремистского характера и призывов к межнациональной розни. Однако он подчеркнул, что для этого необходимо конкретизировать и само понятие экстремизма, которое до сих пор в обществе обозначено рамочно и не отражает сути проблемы.

Полпред предложил конкретные меры, которые могли бы снизить вероятность экстремистских преступлений. Так, по его мнению, уголовная ответственность за экстремизм должна предусматриваться, как ответственность за особо тяжкие преступления – соответственно, должны быть более жесткими и наказания.

Пресекать факты экстремизма и межнациональной розни должны специально подготовленные кадры органов внутренних дел; квалификация таких сотрудников обязательно должна повышаться. В школах и вузах Н.Винниченко посоветовал ввести специальные курсы, которые воспитывали бы неприятие экстремизма и межнациональной розни.

Заместитель генпрокурора РФ В.Гринь сообщил, что в этом году отмечается рост преступлений, совершенных на почве межнациональной розни. Больше всего таких фактов отмечено в Москве, Санкт-Петербурге, Свердловской и Новосибирской областях, Татарстане. В Уральском федеральном округе их число возросло в пять раз.

С предложением организовать в федеральных округах специальные органы, которые занялись бы проблемой экстремизма, согласился Ю.Чайка. Он заверил, что уже в ближайшее время это предложение будет рассмотрено.

На пленарном заседании А.Брод рассказал о данных мониторинга МБПЧ, поделился опытом взаимодействия НПО, Общественной палаты РФ с органами прокуратуры, озвучил рекомендации Общественной палаты РФ "О толерантности и противодействии нетепимости и экстремизму в российском обществе".

Также А.Брод привел заключение МБПЧ на Распоряжение Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 16 декабря 2008 г. NN 270/27р, 1/9789,38 "О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма":

"Распоряжение представляется важным и своевременным, поскольку религиозный и межнациональный экстремизм в России достигли уровня, угрожающего общественной безопасности. В этой ситуации особая роль возлагается на правоохранительные органы, в т.ч. органы прокуратуры, по защите граждан от экстремистских проявлений.

В документе предусмотрен целый комплекс мер по совершенствованию работы прокуратуры. Вместе с тем, в документе не отражен ряд существенных, на наш, взгляд, моментов:

1. Не конкретизировано само понятие "экстремизма", фигурирующее в документе. Экстремистская деятельность имеет множество форм, в зависимости от которых требуются соответствующие действия правоохранительных органов. В частности, в документе говорится об экстремизме на интернет-сайтах, но ничего не сказано о многочисленных публикациях в печатных средствах массовой информации, разжигающих межрелигиозную и межнациональную рознь, о необходимости оперативного реагирования прокуроров на деятельность авторов, издателей, распространителей подобных публикаций.

2. В качестве экстремистской в документе следовало бы упомянуть, помимо радикально-исламистской идеологии, возрождающуюся идеологию неонацизма, как особо опасную в плане разжигания межрелигиозных и межнациональных отношений, а также назвать сообщество скинхедов как носителей этой идеологии.

3. Наряду с указанным обстоятельством, что в Российской Федерации в настоящее время пребывает значительное число нелегальных трудовых мигрантов и лиц без гражданства, следует отметить усиливающуюся мигрантофобию, как одно из направлений экстремизма, и рост количества преступлений против мигрантов, в т.ч. против легальных.

4. В документе ничего не сказано о необходимости взаимодействия органов прокуратуры с негосударственными общественными и правозащитными организациями, с просветительско-образовательными учреждениями, учреждениями культуры, что является необходимым условием успешного преодоления опасных тенденций в стране.

5. На наш взгляд, существенным недостатком деятельности судебных органов являются зачастую слишком мягкие наказания (небольшие сроки заключения или условные сроки) за преступления, совершенные на межнациональной и межрелигиозной почве. В связи с этим предлагаем дополнить ряд предложений в документе еще одним предложением (в соответствующей юридической редакции): "В процессе судопроизводства органам прокуратуры настаивать на максимально суровом наказании лиц, обвиняемых в экстремистской деятельности, преступлениях на почве межрелигиозной и межнациональной вражды".

А.Брод отметил, что нетерпимость и конфликты на почве агрессивной ксенофобии возникают там, где неблагоприятная социально-экономическая обстановка сочетается с плохим управлением, а также когда политики и маргинальные идеологи ненависти используют этнический и религиозный факторы для достижения власти и своих популистских целей.

В ходе конференции состоялась работа двух секций: "Правовые проблемы противодействия экстремизму: теория и практика" и "Практические вопросы в правоприменительной практике исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности", в работе которых приняли участие представители Академии генпрокуратуры, ВНИИ МВД РФ, НИЦ ФСБ РФ.