Версия для печати

Заявление в связи с обсуждением законопроекта о ювенальной юстиции

Уже не первый год в России идут горячие споры насчет ювенальной юстиции – целесообразно или нет вводить ее в российское законодательство. Противники ювенальной юстиции, возглавляемые, в первую очередь, духовенством, обвиняют своих оппонентов в навязывании бесчеловечных западных норм, в попытке разрушить традиционные семейные устои, "священные таинства брака, семьи и материнства, противоречащие нашим мировоззренческим и религиозным нормам".

Включаясь в бурную полемику, граждане, однако, в большинстве случаев просто не знают, что такое ювенальная юстиция, и воспринимают ее в гневной интерпретации своих духовных лидеров. Поэтому для начала следует разобраться, а что же такое вообще ювенальная юстиция.

Ювенальная юстиция (досл. с лат. "юношеское правосудие") – система государственных органов, осуществляющих правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, а также государственных и негосударственных структур, проводящих контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав ребёнка. Реализуется она в рамках Европейской социальной хартии, закрепляющей ряд социальных прав человека.

Помимо правосудия для несовершеннолетних ювенальная юстиция включает в себя профилактику:

  • подростковой преступности
  • преступлений против детей 
  • социально-психологическую реабилитацию несовершеннолетних, как совершивших преступление (в том числе осужденных и отбывающих наказание в местах лишения свободы), так и несовершеннолетних жертв преступлений

В чем, собственно, содержание ювенальной юстиции и зачем ее выделяют в ряде стран из общей системы правоохранительных органов? Маленькие дети и не достигшие зрелости подростки, еще не являясь самостоятельными субъектами юридического права, не могут отстаивать свои права. В самом деле, например, в семье есть маленький ребенок или подросток, который испытывает серьезный психологический и материальный дискомфорт. Если, скажем, его родители – алкоголики, бьют его, не кормят, то соседи еще могут пожаловаться в комиссию по несовершеннолетним, и члены комиссии могут принять решение о лишении таких родителей родительских прав. Но если до таких явных нарушений закона дело не доходит, однако методы воспитания в семье драконовские: детям не разрешают посещать кино, театр, не выпускают из дома? Подобное отношение с детьми законом не оговорено, но явно нарушает права части детей. С другой стороны, родители имеют полное право, в рамках уголовного и гражданско-административного кодекса, сами определять, как воспитывать детей. Скажем, в глубоко религиозных семьях воспитание детей происходит по канонам, резко отличающимся от общепринятых в светском обществе. В таких семьях может считаться, что телевизор, светские развлечения, компьютерные игры и пр. вредны для ребенка, а, наоборот, длительные молитвы по несколько раз в день полезны. И наказания ремнем считаются эффективным методом воздействия. Но ребенку при этом не нравится порядок, заведенный его родителями, он хочет жить как обычные дети. Кто защитит в этом его права, пока его жизнь полностью определяется семьей? С другой стороны, почему государство должно в вопросах воспитания вмешиваться в жизнь семьи, с учетом того, что современная социально-общественная и культурная жизнь действительно оставляет желать много лучшего?

В этом и состоит суть споров между сторонниками и противниками ювенальной юстиции – о праве государства вмешиваться в жизнь семьи. Надо ли вводить ювенальную юстицию, которая обеспечивает защиту особой группы населения – детей? Система ювенальной юстиции работает в США, в целом ряде европейских стран, хотя и не без проблем. Существовали формы ювенальной юстиции, между прочим, и в дореволюционной России. Сейчас же ведется полемика о том, стоит ли ее вводить в современной России.

Противники ювенальной юстиции рассматривают этот институт скорее в рамках общей "либеральной" атаки на устои российской нравственности. Так, ряд ученых и деятелей культуры подписали открытое письмо Президенту с требованием отказаться от ювенальной юстиции. В подавляющем числе своем обращение подписали люди, занимающие "антизападническую позицию", для которых ювенальная юстиция входит в «неразрешимое противоречие с культурно-нравственными представлениями нашего народа», ведь «бедность никогда не считалась зазорной в православной или любой другой традиционной культуре».

Однако "бедность" семьи как таковая нигде не фигурирует в предложениях сторонников "ювенальной юстиции". Так, на слушаниях Общественной палаты РФ, где было предложено принять ряд законов, призванных стать правовой основой реформы социальной сферы России, предлагалось создать некий орган, который должен иметь статус местного "миниправительства в отношении детства" – чтобы решения этого органа были обязательны к исполнению для всех субъектов данного муниципального образования, независимо от их подчиненности, а сами органы, являясь надведомственными, никому бы не подчинялись и обладали широкими властными полномочиями и контрольными функциями. Такими органами должны стать комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В полномочиях такой комиссии – принять акт о признании ребенка нуждающимся в помощи государства. Согласно законопроекту, нуждающимися в помощи государства считаются дети, родители (законные представители) которых "не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияют на поведение либо жестоко обращаются", а также дети, чьи родители своими действиями или бездействием "препятствуют нормальному воспитанию и развитию".

Но в таких формулировках и содержится подвох, который подтверждает справедливые сомнения противников ювенальной юстиции. Формулировки "не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию", "отрицательно влияют на поведение", "препятствуют нормальному воспитанию и развитию" чрезвычайно расплывчаты и многозначны. Под них можно подверстать любое содержание и понять очень субъективно, в зависимости от идеологии и субъективного личного опыта членов комиссии. Одни сочтут воспитание ребенка идеальным, а другие ужасным – и на этом основании могут решать вопрос о "помощи" со стороны государства, вплоть до изъятия детей из семьи. Кроме того, неподотчетность комиссий может привести к неконтролируемости их решений.

Наконец, еще одним серьезным возражением против введения системы ювенальной юстиции может служить факт повальной коррупции в нашей стране. При коррумпированности членов комиссий по делам несовершеннолетних, они могут стать дополнительным источником вытягивания взяток у населения, под угрозой применения мер к ребенку, инструментом полукриминальных бизнес-разборок и т.д.

Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что создается почва для доносительства детей на родителей. Если родители откажутся, условно говоря, купить ребенку велосипед, он может пойти жаловаться в комиссию на "жестокое обращение".

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Вместе с тем проблему надо решать: положение детей в России ужасное. Деградация культуры, повальное пьянство, огромное количество неполных семей – все это создает дискомфортные условия жизни детей, усиливает влияние улицы, приводит к раннему алкоголизму, потреблению наркотиков. В стране зафиксировано большое число детских самоубийств, очень часто по причине как раз проблем в семье. И не столь уж важно, решается ли проблема путем адаптации системы "ювенальной юстиции" к России или иным путем. Главное здесь – это разработать систему законодательства, которая в равной степени учитывала бы интересы семьи, ребенка и общества. И хотя идеальный результат все равно получить невозможно, стремиться к нему следует ради будущего России».