Версия для печати

О протестных акциях в России и Европе

Протестные акции в России породили не только цепь политических событий, изменение законодательства, но и поставили многочисленные вопросы в юридической плоскости. Многие митинги и шествия проходили с нарушением согласованных условий по количеству участников, времени и формы проведения, заявленных маршрутов. Соответственно, полиция реагировала на нарушение условий как на противозаконные акции. При этом полицейские нередко применяли несоразмерную силу, в частности, без разбору хватая демонстрантов и увозя их в полицейские участки, задерживали журналистов, выполнявших свои профессиональные обязанности, и даже случайных прохожих. В ходе беспорядков во время митинга на Болотной площади, когда часть протестующих попытались прорваться к Кремлю, пострадали 29 полицейских и всего были задержаны 436 человек. В дальнейшем полиция в центре Москвы хватала людей с белыми ленточками и в белой одежде, полагая их участниками незаконных акций, врывалась в кафе, переворачивая там все вверх дном и выводя посетителей.

Но злонамеренность или недомыслие властей не оправдывает и беззаконий, допускаемых руководителями протестных акций. Каков бы ни был закон, это закон. В этом плане важно сравнить ситуацию с проведением демонстраций и митингов в России и в других странах.

В настоящее время внимание мировой общественности привлекает к себе, прежде всего, Испания, где уже два месяца продолжается бессрочная забастовка шахтеров, сопровождаемая демонстрациями и стычками по всей стране. Поводом к ней стало решение правительства, в рамках реализации мер жесткой экономии в стране, сократить на 63% государственные субсидии на добычу угля. Представители профсоюзов опасаются, что сокращение субсидий может привести к краху угледобывающей отрасли страны и оставить без работы несколько десятков тысяч человек. При этом безработица в Испании уже превышает 25%: по данному показателю страна занимает первое место в Европе.

Так, в Мадриде состоялась масштабная демонстрация работников горнодобывающей промышленности, недовольных планами властей урезать субсидии в угольном секторе. Тысячи шахтеров устроили протестный марш через центр столицы к зданию министерства промышленности. Столкновения произошли, когда демонстранты подошли к зданию министерства и, скандируя "Враг внутри!" и "Мы не террористы, мы шахтеры!", начали бросать в стражей порядка петарды и камни. В ответ полиция применила резиновые пули. Задержаны пятеро зачинщиков беспорядков.

На севере Испании шахтеры жгли шины во время демонстрации, стреляли в представителей власти самодельными ракетами и с помощью рогаток, бросались камнями в испанскую гражданскую гвардию, перекрыли дороги и железнодорожные пути.

Мирные демонстрации всё чаще перерастают в ожесточённые столкновения с полицией. В ходе акции протеста шахтёров у министерства промышленности страны пострадали около 80 человек, в том числе более 30 стражей порядка.

Случаются беспорядки и во время акций протеста в других странах. В Берлине первомайское шествие переросло в массовые беспорядки. Акция началась в «турецком» районе Кройцберг, в которой принимали участие десятки тысяч человек. Организаторы планировали завершить шествие в самом центре города на бульваре Унтер-ден-Линден, однако полиция этого сделать не позволила. В результате толпа молодежи, продвинувшись ближе к центру, устроила стихийный митинг. Участники акции жгли мусорные баки, кидали контейнеры с цветами, разбили стекло в полицейской будке. Полиция кольцом оцепила толпу, в ответ в стражей порядка полетели бутылки. Блюстители порядка, в свою очередь, задержали несколько человек.

В апреле несколько тысяч человек провели во Франкфурте демонстрацию против капитализма и антикризисной политики Евросоюза. На следующий день демонстрация возобновилась. В городе произошли столкновения с полицией. 465 человек были арестованы. По данным полиции, всего в митинге принимали участие четыре тысячи человек; манифестанты намеревались прорваться к штаб-квартире Европейского центрального банка, однако полиция воспрепятствовала участникам акции.

В феврале тысячи греков вышли на улицы Афин, чтобы выразить протест против мер жесткой экономии, принятых парламентом Греции. Демонстранты участвовали в столкновениях с полицией, устраивали беспорядки и подожгли около десятка зданий в центре столицы.

У полиции каждой страны есть строгие инструкции, как вести себя во время массовых демонстраций, которые грозят перерасти в беспорядки. Так, в Чехии перед колонной демонстрантов всегда идет так называемое "антиконфликтное подразделение" полиции. Их задача – в случае волнений успокоить народ уговорами. Если уговоры не помогают, полиция имеет право применить силу. В ход идут дубинки, водометы, электрошокеры.

В случае же проявления насилия демонстранты в Чехии могут отправиться за решетку. Так, 5 лет лишения свободы грозит шести участникам акции протеста в Вансдорфе: в сентябре 2011 г. ультраправые радикалы устроили погромы в цыганских общежитиях и забрасывали полицейских камнями. Стражи порядка применили водометы, около 40 участников протестов задержали; шесть человек, в т.ч. трое полицейских, получили ранения. Закон в таких случаях для протестующих суров: если полицейские получают тяжкие увечья, то демонстрантам грозит от 6 до 12 лет лишения свободы. Штраф в 400 евро можно получить и за маскировку на массовых акциях: к примеру, за шарф, закрывающий большую часть лица. Полиция может запретить демонстрацию, если группа ее участников будет прятать лица под любого рода масками.

Однако не надо думать, что полиция в разных странах мира, даже цивилизованных, применяет жесткие методы, только когда демонстранты закидывают их камнями и ракетами. Очень часто полицейские жестко расправляются с демонстрантами только за факт несанкционированных акций. Так, в Израиле за несогласованные акции участников социального протеста полиция растаскивала не менее жестко, чем в Москве. А в Дании анархистов, просто усевшихся на городской площади в Копенгагене, после безуспешных переговоров, полицейские начали безжалостно избивать дубинками и тащить за ноги.

Незаконные действия как демонстрантов, так и полиции случаются везде и служат предметом судебных разбирательств. Однако в России мы слышим только о судебных процессах против демонстрантов, полиция же, несмотря на очевидные нарушения закона, остается безнаказанной – хотя есть много свидетелей, как полицейские задерживали людей только за то, что они носили белые ленточки, хотя все видели на интернет-трансляциях, как омоновцы избивали дубинками лежащих людей. А в итоге полицейских, задействованных в поддержании порядка на митингах последнего полугода, наградили денежной премией в 3 млн. рублей. Тем самым, фактически награждаются не только полицейские, которые действительно во многих случаях обеспечивали порядок, но и те, которые избивали беззащитных людей, – иначе говоря, они поощряются на совершение таких действий и в дальнейшем. Подобные явные перекосы свидетельствуют не о стремлении ввести право людей на выражение своих взглядов в правовое поле, а скорее о политическом бесправии российских граждан.