Версия для печати

О сообщении А.Бастрыкина по поводу событий в Крымске

В том, что в происшедшей в Крымске трагедии виноваты не только природные стихии, но и власти, мало кто сомневался. Все уж слишком хорошо знают российскую действительность, чтобы поверить, что соответствующие службы в полной готовности ожидали начала наводнения и проявили исключительный профессионализм и оперативность. В это никто не поверит, даже если официальные телеканалы и будут это нам внушать. Слишком уж большой отрицательный опыт накоплен россиянами в последние десятилетия, когда нам откровенно врали или привирали про самые трагические события.

Вопрос всегда заключается лишь в том, узнаем ли мы когда-нибудь полную правду или хотя бы часть правды. Сведения многочисленных блогеров и независимых журналистов из Крымска резко отличались от официальных сообщений.

Однако все же, кажется, официальное расследование приходит к очевидным для всех выводам – власти города оказались, мягко говоря, не на высоте. Мало того, проявили преступную халатность, повлекшую многочисленные человеческие жертвы.

На совещании у Президента по ликвидации последствий наводнения в Краснодарском крае глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин сообщил, что система оповещения в Крымске практически отсутствовала: «На сегодня мы имеем свидетельские показания почти 2 тыс. человек… нами документально установлено, что оповещение из огромного количества жителей получили 52 человека в той части города, где работала автоматизированная система оповещения».

Напомним, что сразу после катастрофы Василий Крутько, возглавлявший Крымский район, сообщил Владимиру Путину, что власти оповещали людей о бедствии вовремя. Однако, по словам А.Бастрыкина, "опросы показали, все в один голос говорили: если бы мы получили оповещение, хотя бы за десять, за 15 минут, мы бы могли спастись. Мы в этой ситуации приняли решение о задержании и последующем аресте трех должностных лиц. После того, как мы начали разбираться с документами, мы вышли на квалификацию — статья 293, часть 2, это «халатность, повлекшая тяжкие последствия»".

К этому моменту уже задержаны четыре местных чиновника, трое из которых оставлены под арестом – мэр Крымска Владимир Улановский, экс-глава Крымского района Василий Крутько и исполняющий обязанности руководителя управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций Крымского района Виктор Жданов. Согласно Уголовному кодексу, им грозит до семи лет лишения свободы.

Но только обвинением в халатности чиновники не отделаются. По словам А.Бастрыкина, «Крутько и Жданов 5 июля в 12.31 получили сообщение от метеослужбы, что ожидаются ливни с градом и ветром, никакой реакции, — рассказал Бастрыкин. — 6 июля к ним поступило штормовое предупреждение о серьезной угрозе наводнения. Нас пытались убедить: собирался штаб. Мы на допросах выяснили: нет. 25 человек не прибыли, пятеро не знали вообще. Документ об объявлении режима ЧС, который администрация города нам предложила, сфальсифицирован. Никакого решения не принималось в ночь 6 июля. С помощью компьютера установили, что документ был напечатан утром 7 июля, когда люди уже погибли. В администрации хаос и неразбериха».

Московское бюро по правам человека уже выступало с заявлением, что в цивилизованных странах, если чиновники совершают должностное преступление, то их непосредственный, а то и вышестоящий начальник подает в отставку. Но в России все происходит по-другому. На совещании В.Путин поинтересовался: «К федералам претензий нет?». В ответ А.Бастрыкин неожиданно посмотрел на сидящего напротив губернатора Краснодарского края Александра Ткачева и загадочно заметил: "Пока вопросов к краевой администрации нет".

А.Ткачев относительно фальшивки заявил: «Я запрошу документ по своим источникам и посмотрю на него… Я уже неоднократно комментировал эту тему… Сейчас СКР проверяет практически все этажи власти. Если найдут мою вину, тогда дело примет другой оборот». Однако жители Крымска точки зрения Ткачева не разделяют; как заявила в интервью РБК жительница Крымска Людмила Грогула, «власти врали — и врали вместе с губернатором Ткачевым. А сейчас решили найти козлов отпущения — главу города и района, хотя вместе с ними должен поплатиться и Ткачев. Но его только по телевизору улыбающимся показывают».

Когда у нас неотвратимость наказания перестанет зависеть от воли высоких должностных лиц, а будет гарантироваться исключительно законом?