Версия для печати

Заявление в связи с внесением поправок в Закон республики Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях"

Недавние трагические события в Татарстане, когда было совершено двойное покушение на главного муфтия Татарстана Ильдуса Фаизова и его заместителя Валиуллу Якупова, который в итоге погиб, повлекли за собой серьезные законодательные последствия.

Покушения на видных духовных лиц республики, известных своей жесткой позицией и борьбой с радикальными исламскими течениями, разумеется, требовали реакции правоохранительных органов и властей. И кажется, власти Татарстана пошли по простейшему пути – запретительному.

На внеочередном заседании Госсовета республики было принято новое постановление, согласно которому право создавать религиозные организации на территории республики имеют только россияне (ранее, согласно ст. 10 Закона Республики Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях", религиозной организацией признавалось "добровольное объединение граждан Республики Татарстан, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Республики Татарстан"). Кроме того, кандидаты, претендующие на должность священнослужителей, обязаны будут предъявить диплом о религиозном образовании. В том случае, если документ получен ими за рубежом, он должен быть принят в установленном законом порядке: религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ, будут решать самостоятельно, признавать или не признавать диплом. Религиозным организациям предписано заключать трудовые договоры со священнослужителями. Кроме того, сотрудники религиозных организаций Татарстана получили право "создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью".

Разъяснявший причину новой законодательной инициативы заместитель премьер-министра Татарстана Асгат Сафаров заметил, что после перестройки в Россию хлынули всевозможные религиозные деятели, в т.ч. и исламисты. В частности, в Татарстане интенсивно возводились новые мечети, для которых не хватало подготовленных имамов – что и позволило, по мнению Сафарова, обосноваться в Татарии салафитским (ваххабитским) эмиссарам, "за которыми пришли немалые деньги". Сафарова поддержал нынешний глава МВД Татарии Артем Хохорин, заявивший: «Сегодня мы достигли критической массы, могут наступить неуправляемые процессы. В последние годы сформировалось целое поколение молодежи, воспитанное в этом духе». По его мнению, молодые люди, прошедшие соответствующую спецподготовку и идеологическую обработку, представляют серьезную опасность для Татарстана: "Салафиты уже готовы вести джихад на территории республики". Министр отметил, что оттуда же, из-за рубежа, зачастую идут денежные потоки на укрепление ислама в республике – поэтому необходимо отсекать финансовые источники деятельности приверженцев салафизма. Начальник Управления Минюста РФ по РТ Гульнара Сергеева уточнила, что эти потоки, как правило, попадают в республику через благотворительные мусульманские организации, поддерживаемые определенными арабскими странами. Позицию мусульман поддержал и митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий, заверивший, что внесение изменений в закон "сыграет положительную роль как для православных, так и для мусульман".

Суть предложенных поправок очевидна: теперь никакой иностранный проповедник, если он даже на законных основаниях проживает на территории Татарстана, не имеет права организовывать религиозную организацию, чем ограничивается влияние "чуждых" направлений ислама. Той же цели служит необходимость предъявить справку о религиозном образовании, если человек желает стать священнослужителем. На этом этапе могут отсекаться нежелательные, с точки зрения исламского мэйнстрима в Татарстане, персоны, получившие образование в медресе и университетах, известных своей приверженностью радикальному исламу или просто считающихся "подозрительными". Ужесточает взаимоотношение с религиозными деятелями и необходимость подписания трудового договора, а не просто договора как ранее – религиозный деятель, таким образом, становится более подотчетен.

Властей Татарстана, стремящихся ограничить регион от влияния ваххабизма, можно понять, но принятые поправки к закону могут сыграть и отрицательную роль. Так, увеличивается роль контролирующих органов, самостоятельно решающих, какой диплом подходящий, а какой – нет; ограничиваются права лиц без российского гражданства, проживающих в Татарстане, которые теперь не могут войти в состав учредителей религиозных организаций.

Впрочем, удастся ли преодолеть угрозу ваххабизма такими поправками – большой вопрос. Известно, что большинство радикальных исламистских организаций – подпольные, многие из них включены в список экстремистских организаций, и они не собираются легализовываться, поэтому под действующий закон и поправки к нему не подпадают в любом случае.

Очень важен и еще один момент: инициатива Татарстана может легко быть востребована на федеральном уровне. Не случайно митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий поддержал законопроект, а Госсовет поручил кабинету министров подготовить и до 1 декабря внести проект федерального закона, направленный на совершенствование федерального законодательства о свободе совести и религиозных объединениях. И если поправка в закон республиканского уровня, разрешающая теперь исключительно гражданам России создавать религиозные организации, несущественна для уровня федерального, где уже оговорено, что такие организации могут создавать только граждане РФ, то, например, положение о дипломах для священнослужителей может радикально изменить ситуацию на федеральном уровне. В условиях борьбы с "сектантами" и христианскими течениями, успешно конкурирующими с РПЦ, последняя может пролоббировать принятие поправок, аналогичных татарстанским. Тогда власти будут требовать дипломы у многочисленных пасторов, своих и иностранных, пребывающих в России и отказывать им в религиозном служении в виду "неблагонадежности" их образования. Подобная ситуация создает широкое пространство для субъективизма, подавления конкурентных религиозных конфессий и повышает коррупционность закона.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Иначе говоря, поправки в закон "О свободе совести и религиозных объединениях" Татарстана – это палка о двух концах. Они могут отчасти решить острые вопросы защиты республики от ваххабизма (что пока под вопросом), но одновременно послужить инструментом ущемления прав верующих, особенно в случае распространения этих поправок на федеральный уровень. Поэтому задача юристов, экспертов-религиоведов – тщательно взвесить все возможные последствия изменения законодательства Татарстана о религиозных организациях».