Версия для печати

О тревожном положении с малой авиацией в России

Как и любая сфера российского народного хозяйства, гражданская авиация испытывает большие трудности. Они связаны и с нехваткой финансовых и технических возможностей, коренящихся в общем неудовлетворительном состоянии российской экономики, несовершенстве законодательства, коррупции – но и, подчас, с плохой производственной дисциплиной, расхлябанностью, наплевательским отношением к своим обязанностям, неисполнением должностных инструкций. В итоге Россия находится на втором месте в мире по числу авиационных катастроф и человеческих жертв.

Нет нужды объяснять, что подобная ситуация в авиации не просто опасна, она катастрофична – ибо связана с жизнью людей. Любая ошибка в сложнейшем процессе подготовки пилотов, подготовки воздушного судна, диспетчерской службы может привести к непоправимым последствиям.

Московское бюро по правам человека уже обращалось со специальным заявлением по поводу участившихся авиакатастроф и инцидентов, призывая обратить особое внимание на положение дел в отрасли.

Однако необходимо отметить, что при явном неблагополучии дел в "большой" авиации, она все-таки привлекает к себе пристальное внимание, ибо связана с риском для жизни большого количества людей; положение дел в "малой" авиации еще хуже: инциденты и катастрофы малой авиации не привлекают такого внимания.

На малых городских и сельских аэродромах обслуживание самолетов производится заведомо менее квалифицированно, зачастую используется устаревшая техника, уровень подготовки пилотов не столь высок, как пилотов гражданских авиалайнеров – и это помимо того, что полеты малой авиации требуют особых систем слежения и контроля, в известной степени отличных от используемых в "большой" авиации.

Так, весной 2012 г., в связи с банкротством, ОАО "Второе Свердловское авиапредприятие" упразднило службу управления воздушным движением (диспетчерскую) и базу эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС) - локаторы и наземные станции слежения по нижним горизонтам: при помощи имеющегося оборудования было достаточно сложно обеспечивать безопасность авиатранспорта. Сейчас самолеты, идущие на низких эшелонах, могут связаться с землей только через высоколетящие воздушные суда. В такой ситуации сложнее совершать посадку, поскольку на нее воздушные суда никто не "заводит" – выполнять рейсы на севере Среднего Урала можно только по правилам визуальных полетов; в темное и даже в сумеречное время подниматься в небо там запрещено.

Нередко опасность полетов малой авиации является следствием юридических споров собственников и пользователей аэродромов, которые не всегда находятся в поле зрения соответствующих контролирующих структур. Так, на аэродроме Калачево в Челябинской области за последние десять лет случилось сразу несколько катастроф, повлекших гибель летчиков и пассажиров – в общей сложности 12 человек, ставших жертвами правовой и организационной неразберихи. Одна из явных причин трагедий – аэродром не могут поделить две структуры – коммерческую и некоммерческую. Хотя аэродром Калачево считается государственным, поскольку находится в собственности аэроклуба при РОСТО (ДОСААФ), с начала 2000-х гг. фактически аэродромом владеет авиакомпания «ЧелАвиа». «ЧелАвиа» эксплуатирует аэродром на основании договора совместного пользования; финансово-экономические интересы кампании и владельца расходятся, в результате чего не выполняются элементарные требования к состоянию аэродрома, авиапарка, к проведению полетов. Например, школьников-отличников периодически катают на самолетах Ан, в то время как их срок эксплуатации давно закончился. Из 15 имеющихся самолетов летать могут только четыре; остальным нужен ремонт, а иные и вовсе пора списать. По словам одного из очевидцев, летчик совершал недопустимое лихачество в воздухе над Калачево, другой очевидец вспоминал, как ему, впервые поднявшемуся в небо, разрешили "порулить". Естественно, отсюда неизбежны инциденты и катастрофы.

Проблемы малой авиации упираются и в  законодательно-юридические проблемы. В российском законодательстве не существует понятия “малая авиация”, есть только “авиация общего назначения”. В итоге малые суда, частные самолеты летают порой, как им заблагорассудится, не будучи связанными жесткими полетными правилами. По словам юриста В.Хворостова, "... в Госдуме мирно дремлет проект Федерального закона «О развитии малой авиации в РФ», который в течение двух лет разрабатывала рабочая группа комитета по обороне и безопасности Совета Федерации. Проблемы могут быть решены только в результате корректировки действующего воздушного законодательства, подготовки нормативно-правовой базы для функционирования и создания летательных аппаратов малой авиации". Однако законопроект отказались визировать Минтранс и другие структуры, причем, по словам того же В.Хворостова, не случайно: "Со стороны отдельных структур государственной власти существует противодействие выделению малой авиации в отдельный вид и созданию нового органа, заинтересованного в ее развитии, а не в финансовой эксплуатации…. Тогда одним росчерком прекратятся необоснованные поборы при сертификации летательных аппаратов и лицензировании авиационной деятельности в сфере малой авиации". Иначе говоря, опять все упирается в наличие коррупционных схем.

Тем временем катастрофы малой авиации продолжаются. Приведем печальный (и неполный) список лишь за последние два года:

2012 г.

6 апреля вертолёт Bell 407 авиакомпании «Ак Барс Аэро» потерпел катастрофу в Нижнекамском районе Татарстана. Пилот погиб.

6 апреля лёгкомоторный самолёт СМ-2000 потерпел катастрофу в Калужской области. Погибли все находившиеся на борту 4 человека.

26 апреля под Самарой совершил вынужденную посадку и загорелся самолёт «Элитар-202». Пилот и механик скончались через 2 дня в больнице.

22 мая самолёт Авиатика–МАИ–890 потерпел катастрофу у с.Георгиевка (Оренбургская обл.) Пилот погиб.

9 июня самолёт СП-30 совершил аварийную посадку в Белокалитвинском районе Ростовской области. Летчик погиб.

22 июля, при посадке в Липецкой области, опрокинулся легкомоторный самолет Як-18 из-за того, что шасси попали в выбоину на площадке. На борту находились четыре человека, трое из них получили травмы. Расследованием гибели самолета займется МАК (Межгосударственный авиационный комитет).

22 июля около пос. Алеканово Рязанского района произошло крушение самолета Ил-103. Погибли 3 человека.

2011 г.

20 января в пос. Громово (Ленинградская область) потерпел катастрофу вертолёт марки AS-355N авиакомпании «Корпоративные вертолёты Северо-Запада». На борту вертолёта находилось 6 человека, один из них погиб вследствие грубой посадки вертолёта. Причиной катастрофы стало попадание вертолёта в метеоусловия, к которым экипаж был не подготовлен (снежный заряд).

6 февраля вертолёт Ми-2, принадлежавший Шахтинскому аэроклубу РОСТО (Ростовская область), выполнявший задачу по отстрелу волков в одном из охотничьих хозяйств, при взлёте потерпел катастрофу вблизи с.Адыковское (Калмыкия). Погибли два члена экипажа (пилот и механик).

5 марта пассажирский самолет Ан-148 потерпел катастрофу в 140 километрах от Воронежа. 6 человек, в том числе два летчика из Мьянмы, погибли.

7 июня во Владимирской области в районе пос. Раздолье потерпел катастрофу самолёт марки Piper. Погибли двое мужчин. Причины крушения устанавливаются.

22 июня в Калининском районе Краснодарского края во время испытательного полёта потерпел катастрофу вертолет Ми-2, пилот погиб. Вертолет не был зарегистрирован в органах управления воздушным движением, и находился в собственности одного из местных предпринимателей.

4 июля возле дер. Дракино (Московская область) во время проведения учебно-тренировочного полета потерпел катастрофу самолет Eurostar, на борту находилось двое человек: пилот-инструктор и стажёр. В результате аварии пилот погиб, стажёр госпитализирован с травмами. Возможной причиной падения самолета стал конфликт между пилотами.

5 июля под Иркутском потерпел катастрофу вертолет Ми-8 компании «Ютэйр»: протаранив несколько деревьев, вертолет на большой скорости упал на землю и завалился набок. На борту находились 16 человек, в том числе три человека экипажа. Два человека из числа пассажиров погибли, один находился в тяжелом состоянии, всего пострадало 10 человек.

10 июля в Красноярском крае, в районе о. Конный, потерпел катастрофу вертолёт Робинсон-44. Пилот погиб.

19 июля в Свердловской области, при плановом облёте магистральных газопроводов, потерпел катастрофу вертолёт Ми-8 компании «Уктус». Пилот погиб, остальные члены экипажа и пассажир с переломом и ушибами госпитализированы.

25 июля, во время полёта по обследованию радионавигационных маяков, возле пос. Биллингс Чукотского автономного округа потерпел катастрофу вертолёт Ми-8 авиакомпании «Чукотавиа». На борту находилось 5 человек, три члена экипажа и два пассажира. Погибли пассажиры и бортмеханик. Причиной катастрофы стал отказ двигателя.

25 июля около дер. Копылки (Владимирская область) потерпел катастрофу самодельный одномоторный самолет. Предположительно во время полета в самолете возникла неисправность мотора. Пилот и пассажир погибли.

9 августа в районе пос. Омсукчан (Магаданская область) потерпел катастрофу самолёт Ан-12А. Погибли все 11 человек, находившиеся на борту (девять членов экипажа и двое пассажиров, сопровождавших груз). По предварительным данным причиной катастрофы явился пожар двигателя.

15 августа в пос. Кусино (Ленинградская область) потерпел катастрофу одномоторный четырёхместный самолет чешского производства Piper. Задев провода ЛЭП, самолёт упал в реку. Пилот и оба пассажира погибли.

20 августа в районе населенного пункта Ропша (Ленинградская область) потерпел катастрофу частный самолет, марки Як-18Т. 4 человека погибли.

22 августа в районе озера Чойган-Холь (Тува) потерпел катастрофу самолет АН-2. 1 человек погиб, 7 человек пострадало. Предполагаемая причина авиакатастрофы — отказ двигателя. Сообщается, что пассажиры разбившегося самолета были браконьерами.

26 августа спортивный самолет Як-52 разбился возле пос. Шувое (Московская область) Два человека погибли.

28 августа около станицы Нещадиновской (Краснодарский край) потерпел катастрофу Ан-2. Пилот погиб, его напарник получил тяжелые ранения.

23 сентября в Тыве при посадке потерпел катастрофу двухместный самолет Бекас Х-32. На борту находилось 2 человека, пилот погиб.

20 декабря вертолет Ми-26 авиакомпании «ЮТэйр», перевозивший 15 тонн дизельного топлива, не долетев около 30 метров до посадочной площадки, опрокинулся на борт и загорелся в районе Тайлаковского месторождения в Тюменской области. Из 6 членов экипажа находившихся на борту бортоператор скончался, остальные получили травмы различной тяжести.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Катастрофы в малой авиации, таким образом, случаются почти каждый месяц – это и гибель людей, и многомиллионные убытки. Соответствующим ведомствам необходимо срочно обратить внимание на ситуацию в авиаотрасли, и, в частности, в малой авиации».