Версия для печати

О введении в школах Москвы курса "Основы религиозных культур и светской этики"

Напомним, что десять лет назад стал горячо обсуждаться вопрос о введении в школьное образование курса по основам православной культуры. Эта идея встретила резкое неприятие у части общественности, и при дальнейшем обсуждении претерпела серьезное развитие в сторону демократичности и учета специфики многонационального и исповедующего разные религии населения России. В 2009 г. тогдашний Президент России Д.Медведев выступил с предложением ввести в школах три альтернативных курса, которые могли бы выбирать учащиеся, – основы одной конкретной религии, основы мировых религий, светскую этику. 

 

 

Идея была апробирована в 21 регионе. Итоги эксперимента вызвали разные отклики. Несмотря на многочисленные сомнения специалистов, эксперимент был признан удачным, и теперь ученики будут в обязательном порядке изучать новый предмет.

 

В феврале правительство России утвердило план мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года курса "Основы религиозных культур и светской этики" во всех общеобразовательных учреждениях страны, а с сентября курс "Основы религиозной культуры и светской этики" изучается в школах Москвы. 

Одно из серьезнейших опасений экспертов заключалось в том, что Русская православная церковь, как доминирующая религиозная конфессия в стране, активно распространяющая свое влияние, будет доминировать и в механизме выстраивания курса "Основы религиозных культур и светской этики". В известной степени, это уже происходит: мэрия Москвы и Русская православная церковь заключили соглашение о сотрудничестве в целях духовно-нравственного просвещения школьников. С помощью Церкви власти планируют, в частности, заниматься профилактикой экстремизма, ксенофобии и различных социальных отклонений среди детей и подростков. Разумеется, все попытки привить толерантность школьникам можно только приветствовать, но возникают серьезные опасения, что, участвуя в этом процессе, Церковь не преминет сделать это через утверждение именно православных ценностей. Желательно все-таки, чтобы этой деятельностью занимались светские структуры, или религиозные конфессии совместно, а не определенная конфессия.

 

По-прежнему в регионах жалуются на практику навязывания тех или иных модулей, хотя, по закону, при выборе любого из шести модулей обучения администрация учебного заведения обязана приобрести соответствующие учебники и предоставить педагога. Например, председатель общественной организации православных родителей и педагогов в Башкортостане Лариса Калинина заявила, что лично выявила несколько школ, где родителям навязывались конкретные курсы, в частности "Основы светской этики" и "Основы мировых религиозных культур".

 

Вместе с тем, в большинстве регионов выявляется любопытная тенденция. Судя по сообщениям прессы, значительное большинство школьников выбирает не модуль основ той или иной религиозной культуры, а "Основы светской этики" и "Основы мировых религиозных культур". Так, в Башкирии более 67% четвероклассников в этом году выбрали модуль "Основы светской этики", 25% – "Основы мировых религиозных культур", 6%  – "Основы исламской культуры", 2% – "Основы православной культуры", около 1% – "Основы иудаизма" и "Основы буддизма". В г. Находка «Основы светской этики» выбрали 1207 человек, «Основы православной культуры» – 257 человек и «Основы мировых религиозных культур» – 192 человека. В интервью журналу «Православное образование» митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий сообщил, что в Московской области "знаниями о Православии" охвачено 15% школьников, что свидетельствует, опять же о преобладании выбора "Основы светской этики" и "Основы мировых религиозных культур". По результатам общероссийского промежуточного мониторинга выбор родителями конкретного модуля следующий: основы светской этики – 41,7%, основы православной культуры – 32%, основы мировых религиозных культур – 21,5%, основы исламской культуры – 4,2%, основы буддийской культуры – 0,57%, основы иудейской культуры – 0,05%. 

 

На совещании в Новоспасском монастыре по вопросам, касающимся введения в школах г. Москвы учебного предмета "Основы православной культуры", сначала епископ Воскресенский Савва отметил, что только в 5 из 35 общеобразовательных школ во вверенном его попечению викариатстве ведется преподавание "Основ православной культуры", но затем заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы Т. Васильева вдруг заявила, что подавляющее большинство выбрало модуль курса "Основы православной культуры". Выдается ли здесь желаемое за действительное или это некая попытка варианта  давления РПЦ, сказать трудно. 

 

Вместе с тем, разработчики учебников для нового курса утверждают, что все шесть пособий (основы православия, основы мусульманской религии, иудаизма, светской этики и истории мировых религий) прошли многократную проверку на «светскость»: даже конфессиональные учебники будут знакомить школьников не с религией самой по себе, а с религиозной культурой, и выдержаны в религиоведческом, культурологическом ключе. Мало того, по словам директора Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Елены Низенко, "внимание к этому курсу так велико, что если на местах преподавание и будет выходить за светские рамки, об этом моментально станет известно. Родители в этом случае могут официально пожаловаться директору школы, а общим мониторингом ситуации будут заниматься подразделения Рособрнадзора". На городском родительском собрании в Москве по обсуждению курса «Основы религиозных культур и светской этики» заместитель директора Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации С.Тетерина, отвечая на вопросы о разнице между модулем «Основы православной культуры» и православной воскресной школой, сказала, что новый курс изучается в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и носит не вероучительный, а культурологический характер, а учитель в классе выступает как светский преподаватель.

 

Вызывает удовлетворение и тот факт, что все религиозные модули ориентированы на утверждение межконфессионального мира, на толерантность: как заявил заведующий сектором православного образования Отдела религиозного образования РПЦ Герман Демидов, "все учебники прошли поликонфессиональную экспертизу, на предмет взаимной критики, все это мы делали, чтобы избежать потенциальных конфликтов". Ярким примером такой несомненно позитивной тенденции может быть случай, о котором поведал генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков (именно это издательство выпустило официально рекомендованный министерством набор учебников): "Наши дизайнеры на одном из разворотов «Основ мусульманской религии» поместили арабскую вязь для красоты. Накануне подписания в печать, выяснилось, что эта вязь – строчки из Корана, призывающие карать неверных! Пришлось срочно убирать иллюстрацию. Оказывается дизайнер, не знающий арабского языка, просто скачал картинку из Интернета, даже не подумав, что эти буквы могут что-то значить".

Но серьезнейшие проблемы остаются – и, прежде всего, нехватка преподавателей. По словам А.Кондакова, "мы увидели, что большинство педагогов не готовы работать в поликонфессиональном классе и совсем не ориентируются в материале". И это неудивительно: такие сложные предметы как основы религиозных культур, причем разных, невозможно освоить преподавателям за короткое время, с учетом того, что общая культура знаний о религии в нашей стране чрезвычайно низка. Очень серьезным вопросом остается и выбор четвертого класса для преподавания столь серьезных предметов. Приходится сомневаться, что юные школьники способны понять курс, в котором и подавляющее число взрослых разбирается с трудом. 

 

Все эти вопросы уже ставились Московским бюро по правам человека. Остается надеяться, что они получат со временем свое разрешение, и при строгом соблюдении конституционных основ – отделении религии от государства – российские школьники будут обладать необходимым объемом знаний о религии и религиозной культуре, необходимым всякому просвещенному человеку, и станут толерантнее по отношению к "другому". По крайней мере, от 57% до 100% родителей в различных регионах считают, что детям курс нравится; 95% – удовлетворены преподаванием курса; 73,6% ответили, что ребёнок, в результате преподавания стал терпимее, добрее к родителям, учителям, сверстникам. От 78,8% до 88% родителей проявляют активность, заинтересованность и обсуждают со своим ребёнком темы, изученные на уроках по выбранному модулю учебного курса. Если эта статистика соответствует действительности, то она не может не радовать.