Версия для печати

К 80-летию Владимира Войновича

Его книги вместе с книгами Солженицына, Евгении Гинзбург, Надежды Мандельштам и многих других авторов – читаемых в нелегально доставленных в Россию копиях ("тамиздате") или в ксерокопиях ("самиздате") – сыграли немалую роль в становлении нового сознания российской либеральной элиты, что, в свою очередь, стало существенным фактором в сломе советской власти и переходе к новым формам общественного устройства. Поэтому 80-летие В.Войновича – это не только юбилей самого писателя, но и значимое общественное событие.

В.Войнович родился 26 сентября 1932 г. в Сталинабаде. Рано почувствовав тягу к литературному творчеству, он приехал в Москву и дважды пытался поступить в Литинститут, но не был принят. Проучился полтора года в Московском пединституте (1957—1959). В 1958 г. ездил на целину в Казахстан, где и написал первые прозаические произведения.

Широкая известность пришла к В.Войновичу в 1960 г. Работая редактором на радио, он написал стихи к песне о советских космонавтах («Четырнадцать минут до старта»), ставшей невероятно популярной. В 1962 г. его приняли в Союз писателей. Перед ним открывалась успешная карьера советского писателя, но уже в 1963 г. он приступил к написанию романа «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» – одного из самых известных произведений писателя вплоть до сегодняшнего дня.

Роман-анекдот про Чонкина был ярчайшей сатирой на советскую идеологию и на советскую жизнь, в самом широком смысле слова; он и задал траекторию всей последующей человеческой и писательской судьбы автора. Солдат Иван Чонкин – этот некий современный образ Иванушки-дурачка, который на самом деле является воплощением здравого смысла на фоне абсурдной и мертвящей советской системы. Первая часть романа была опубликована в 1969 г. во Франкфурте-на-Майне, а книга целиком – в 1975 г. в Париже. Войнович автоматически попал в ряды врагов советской власти и изгоев. Его произведения и пьесы запрещались к публикациям. По словам В.Войновича, "пока я жил в Советском Союзе, власти, которые меня «не очень любили», распространяли обо мне разные небылицы. С такими небылицами мне было очень трудно бороться, потому что у них в руках были все средства массовой информации. Были еще и лекторы ЦК КПСС… Они выступали в разных местах и говорили обо мне совершенно разные вещи. Например, когда мне запрещали пьесу «Два товарища» в театре Советской Армии, то актерам, вместо реальной причины — что я стал неугоден власти, объяснили, что меня поймали с контрабандой. Будто бы я пытался перевезти через границу бриллианты…". Во всех своих последующих произведениях он продолжал сатирически изображать советскую действительность, начал принимать активное участие в правозащитной деятельности. В 1974 г. В.Войнович был исключён из Союза писателей СССР, после чего находился под постоянным надзором КГБ. В декабре 1980 г. его выслали из СССР, а в 1981г. Указом Президиума Верховного совета СССР он был лишён советского гражданства.

В 1980-1992 гг. Войнович жил в ФРГ, затем в США, работал на радио «Свобода». Во время перестройки, в 1990 г., ему вернули советское гражданство. После "Чонкина" он написал несколько произведений; практически все они являют собой продолжение или развитие сюжетных линий "Чонкина", хотя популярность их была значительно меньше, чем у самого известного его романа. Кроме того, авторству В.Войновича принадлежит повесть "Шапка" (1987г., по которой он совместно с Г.Гориным написал пьесу "Кот средней пушистости"). В 1990 г. Войнович издает еще один известный роман-антиутопию "Москва 2042", в котором сатирически изображает российскую столицу в 2042 г., в 2000 г. – роман "Монументальная пропаганда". В 2010 г. была издана его автобиографическая проза – «Автопортрет. Роман моей жизни». Кроме того, В.Войнович издал еще несколько повестей и сборников рассказов; немало времени и сил отдал и публицистике.

За свою творческую деятельность В.Войнович стал лауреатом нескольких престижных премий: премии Баварской Академии искусств (1993), премии фонда «Знамя» (1994), «Триумф» (1996), Государственной премии Российской Федерации (2000) за роман «Монументальная пропаганда»; он был удостоен премии им. А.Д. Сахарова «За гражданское мужество писателя» (2002).

Владимир Войнович в известном смысле уникален тем, что, заняв независимую и твердую позицию, он разрушил и упрощенное, черно-белое представление многих представителей либеральной интеллигенции об однородности "диссидентской" среды, противопоставляющей себя советскому режиму. Войнович низвергал не только коммунистических кумиров, но и боролся с любыми культами. Так, широко известна его резко критическая позиция в отношении безмерного и некритического восхваления Александра Солженицына. Хотя и считая писателя навсегда вошедшим в истории русской литературы и русской общественной мысли, Войнович считал недопустимым восприятие любых его высказываний как догм: "Он вошел в историю, и усилиями отдельных людей его оттуда не вычеркнешь. Но он все же человек со своими достоинствами и недостатками, а мне предлагают сусальный образ, икону, на которую я должен молиться. Причем началось это не сейчас, а давным-давно, когда Солженицын, и тем более я еще находились в Советском Союзе. Тогда уже Солженицын, подвергавшийся большой травле, стал объектом всеобщего поклонения, принимавшего с самого начала весьма безвкусные формы. Я помню его портреты, рассказы о нем, напоминавшие больше житийную литературу. Я тогда много раз настойчиво выступал в его защиту (и тоже иногда с неуместным перехлестом), за что бывал неоднократно наказан. И уже тогда меня во всей этой атмосфере что-то коробило, и я в некоторых случаях уклонялся от актов внешнего поклонения. Но при этом, повторяю, я защищал Солженицына не однажды до самой его высылки и после нее. Я и сейчас готов защищать его, если бы вдруг понадобилось, но я должен сказать, что культы любых личностей мне всегда отвратительны, и культ личности Солженицына тоже". В результате писатель изобразил Солженицына в романе "Москва 2042" в образе Сим Симыча Карнавалова – писателя-диссидента, современника автора, приверженца монархии, который ещё в прошлом веке согласился на эксперимент американского учёного по замораживанию живых существ, чтобы через 60 лет «воскреснуть» и вернуться в Россию и установить там монархическую форму правления. Роман вызвал большой скандал, и Войновича ожесточенно упрекали многие представители диссидентских кругов.

Войнович не питал особых иллюзий на предмет того, что слом советской власти приведет и к мгновенному царству демократии. По сути дела, он предчувствовал, что прежняя идеология во многом меняет только свою форму, но не сущность. Так, в том же романе "2042 год" он точно угадал происходящее сейчас на глазах слияние церкви с государством, выведя знаменитого отца Звездония – священника с генеральскими погонами. В одном из интервью он размышляет: "Как я угадал относительно слияния православия с официальной идеологией? Православие православию рознь. Есть идеологическое православие. Я уже в 70-е годы заметил, что многие полагают: мы отошли от идеологии, придя в религию. На самом деле они сменили одну идеологию на другую, воображая при этом, что совершают героический поступок (чем питались их честолюбие и гордыня). Это все говорит как раз об идеологизации подобной "веры", ибо для человека, верующего органически, – не важно, есть ли в его вере героизм, "подвиг" или нет… Православие хотят приручить сверху и приучаемое православие ласкают, не убивают. Но есть православие другое, независимое – оно-то и неугодно. Однако в моем романе описан итог этого слияния, а мы сейчас свидетели лишь процесса. Мой роман, повторяю, предупреждение, и я не хотел бы подобного итога, но уверен, что коммунистическая партия желает именно такого результата – приручения и подчинения столь мощной силы, как религии".

Как никто, В.Войнович понимает всю трудность вхождения в новое сознание и не строит иллюзий относительно быстрого слома рабской коммунистической идеологии: "Во всем мире ускоренно идут цивилизационные процессы, люди ездят, смотрят, как живут другие страны, работают СМИ, телевидение, интернет. Поэтому, в конце концов, и Россия станет цивилизованной страной, но пройдет до этого тяжелый, тернистый путь".

И сам В.Войнович внес немалый вклад на пути России к цивилизованному государству. Московское бюро по правам человека сердечно поздравляет писателя с юбилеем и желает ему крепкого здоровья и новых интересных книг.