Версия для печати

Об инициативе ужесточения наказаний за "оскорбление религиозных чувств"

На наших глазах происходит эскалация радикальных антирелигиозных акций. Чуть ли не каждый день поступают сведения о спиливании поклонных крестов, граффити на стенах храмов. Зашедший в храм Христа-Спасителя мужчина облил чернилами икону.

В этой связи и в рамках общих законодательных тенденций последнего времени Государственная Дума РФ намерена ужесточить наказания за преступления религиозного характера.

Еще в феврале 2012 г. глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин уже призывал ввести в УК РФ статью за оскорбление чувств верующих. Теперь то же предложение огласила на заседании экспертного совета при комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций заведующая юридическим отделом Московской патриархии инокиня Ксения Чернега.

Необходимость введения подобной статьи обосновывается недостаточными, с точки зрения представителей РПЦ, мерами наказания за подобные деяния. В качестве главного аргумента они ссылаются на то положение, что сейчас за оскорбление чувств верующих предусмотрена только статья 5.26 Кодекса административных правонарушений, согласно которой на нарушителей налагается штраф от 500 до 1 тыс. рублей. На это же положение ссылаются некоторые депутаты Госдумы, уже давно предлагающие ужесточить наказания за оскорбление верующих. Так, глава комитета Госдумы по общественным объединениям и религиозным организациям Ярослав Нилов (ЛДПР) заявил: "В рамках комитета уже начинает разрабатываться законопроект, касающийся этой тематики. Сегодня административная ответственность (за оскорбление чувств верующих) до 1 тысячи рублей – это смехотворная сумма: человек на красный свет проехал – 1 тысяча рублей, и человек оскорбляет миллионы верующих – тоже 1 тысяча рублей. Это смешно". И с этим нельзя не согласиться: столь смехотворная сумма штрафа вряд ли может остановить человека перед совершением административного нарушения. И, конечно же, сумма штрафа за явно оскорбительные по отношению к религиозным институтам и верующим (как и вообще по отношению к любой группе населения) должна быть в разы увеличена.

Однако отметим, что действия, оскорбляющие чувства верующих или направленные против религиозных институтов, квалифицируются еще и несколькими статьями УК: 213-ой ст. (Хулиганство) п. "б", в которой говорится о преступлениях, совершенных "по мотивам... религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы". Статья предусматривает наказание до 5 лет лишения свободы, а если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору – то до 7 лет. Напомним, что именно по этой статье квалифицировалась акция панк-группы Pussy Riot.

Еще одна статья УК, 214-ая, предусматривает три года заключения за вандализм – осквернение зданий, сооружений или порчу имущества по мотивам религиозной ненависти или вражды. Наконец, согласно ст. 282 УК, являющейся основным предметом раздора между властью и националистической оппозицией, за возбуждение ненависти либо вражды, а также за унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам отношения к религии и принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, можно получить до 5 лет лишения свободы. Совокупность этих статей представляется нам достаточной для квалификации преступных деяний и административных нарушений граждан, направленных против верующих и религиозных институтов.

Но РПЦ все эти статьи считает недостаточными, а депутаты комитета Госдумы по общественным объединениям и религиозным организациям уже разрабатывают законопроект о введении уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих. Согласно законопроекту, за подобное оскорбление будут установлены наказания в зависимости от степени их тяжести – как в виде штрафов, исправительных и принудительных работ, так и в виде тюремного заключения.

Ксения Чернега заявила, что Московская патриархия предлагает в новой редакции Гражданского кодекса, находящейся в настоящее время на рассмотрении в Госдуме, более четкую формулировку понятия "репутация" для того, чтобы у Церкви появилась возможность защищать в суде свою репутацию.

Правда, некоторые священнослужители уже восстают против такого рода законодательных ужесточений. Так, дьякон Андрей Кураев иронически отметил: "В ответ на обвинение Церкви в агрессивно-чрезмерном вмешательстве в гражданскую жизнь мы кротко требуем ужесточающих перемен в уголовном кодексе, срываем майки, освящаем свои руки мордобоем, вводим патрулирование территорий... Критики мгновенно убеждаются в неправоте своих исходных иллюзий".

Павел Чиков из правозащитной организации "Агора" замечает, что в попытке защитить верующих законодатели забыли о том, что существенная часть общества считает себя атеистами, а значит, закон должен защищать и их права: "формулировка "оскорбление чувств верующих" вызывает необходимость фиксировать в качестве отдельного состава преступления и оскорбление чувств неверующих. В противном случае получается дискриминация по признаку отношения к религии". Как пишет обозреватель Станислав Кучер: "Что понимать под словом "оскорбление"? А под словом "чувства"? А как трактовать термин "верующий"? Появление подобной статьи автоматически означает торжество трагикомического абсурда и правового беспредела. Можно, как известно, верить и в отсутствие веры. Считать ли верующим атеиста, чьим Евангелием является научный коммунизм? И если да, то не окажется ли оскорблением тонких чувств атеиста крестный ход под его окнами? Значит ли это, что он сможет привлечь по уголовной статье любого, кто назовет его богохульником и бросится цитировать, к примеру, Нагорную проповедь? Если православный священник начнет чересчур увлеченно дискутировать с мусульманином, и мусульманин сочтет свои чувства оскорбленными, сможет ли он добиться "посадки" зарвавшегося, на его взгляд, оппонента?" Подобное обвинение могут спровоцировать сцены фильмов, спектаклей, содержание книг.

Расширительное толкование статей, карающих за "богохульство" и "оскорбление чувств верующих" может породить хаос в оценках действий и высказываний самых разных лиц. Напомним, что в настоящее время идет серьезнейшая полемика не только об отношениях православной Церкви и общества, но и роли ислама в современном мире и России. Соответственно, критиков радикального ислама можно будет легко обвинить в "оскорблении чувств верующих".

Представители других религиозных конфессий разделились в своем отношении к идее нового закона. Руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин заявил, что введение в России уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих нецелесообразно, поскольку действующее законодательство и так уже устанавливает за это ответственность, в т.ч. за возбуждение религиозной ненависти или вражды. По мнению представителя ФЕОР, любые дополнительные меры в этой связи будут "спекулятивными" и излишними: "Я бы отнесся к подобным инициативам более чем осторожно, потому что – насколько нам представляется, и работа наших религиозных организаций это подтверждает – существующих норм российского законодательства более чем достаточно, чтобы оградить людей от национальной, религиозной ненависти, есть соответствующая статья. Никаких дополнительных законов не требуется – требуется лишь строгое соблюдение существующих".

Станислав Кучер прямо заявил: "…когда в Уголовном кодексе появится статья с такой формулировкой, ни о каком гражданском мире, ни о каких гражданских свободах говорить уже не придется". В сочетании с уже продемонстрированной практикой патрулирования "православных дружин", срывающих с людей майки, по собственному произволу выявляющих "кощунство" и прибегающих к беззаконным методам, новая законодательная инициатива ведет к дальнейшему раскачиванию уже и без того напряженной общественно-политической ситуации. Церковь должна предупреждать кощунственные и оскорбительные по отношению к ней действия, прежде всего, не ужесточением репрессивных мер, которые только вызовут ответную агрессию, но повышением своего духовного авторитета. Многое зависит и от просвещения, образования самих граждан, повышения их правовой, нравственной, духовной культуры.