Версия для печати

Юрию Любимову – 95

Юрию Петровичу Любимову исполнилось 95 лет.

Его имя ассоциируется с духовным сопротивлением российской интеллигенции последних тридцати лет советской власти. Юрий Любимов и возглавлявшийся им театр на Таганке сделали все возможное, чтобы сохранить дух свободы и подлинного творчества в удушающей атмосфере советского официоза, фальши и цинизма.

В 1934 г. он начал свою актерскую карьеру, сыграл немало ролей в театре и кино, с 1953 г. преподавал в училище имени Щукина, в 1959 г. поставил в театре им. Вахтангова свою первую пьесу. В 1963 г. Любимов выпустил спектакль «Добрый человек из Сезуана», занятые в спектакле студенты-щукинцы в 1964 г. составили ядро труппы Театра на Таганке, в который Ю.Любимов был назначен главным режиссером.

С этого года началась многолетняя триумфальная история театра на Таганке. Попасть в театр на Таганке мечтали все москвичи и приезжие. Но сделать это было крайне сложно. За билетами выстраивались гигантские толпы, билеты продавались из-под полы по бешеным ценам. Любимов не только ставил спектакли, звучавшие необыкновенно современно и перекликавшиеся в его постановках с самыми жгучими проблемами бытия в советском настоящем, но и активно вовлекали зрителей в пространство спектакля – «Гамлет», «А зори здесь тихие…», «Антимиры», «Мастер и Маргарита» и многие другие. Один и тот же спектакль каждый раз мог звучать по-новому, играя свежими красками: не случайно Любимов нередко в ходе спектакля из зала вспышками трехцветного фонарика управлял труппой, подобно дирижеру. И, конечно же, в реализации замыслов режиссера ему помогали молодые талантливые актеры: В.Высоцкий, В.Смехов, З.Славина, В.Золотухин, А.Демидова, И.Бортник и многие другие. Театр служил оплотом и местом притяжения либеральной творческой интеллигенции Москвы и всей страны.

Власти всегда с большим подозрением относились к театру, понимая, что зрители много прочитывают "между строк" в постановках Любимова. Вызывали подозрения и недовольство властьпредержащих и сама современная манера постановок Любимова, возрождение новаторских приемов Вс.Мейерхольда. Постоянно шла известная только посвященным борьба между режиссером и генералами от "культуры", в которой режиссер отстаивал свои творческие принципы.

Однако с начала 80-х гг., в самый разгар советского застоя, положение театра резко ухудшилось. Похороны В.Высоцкого, когда огромная толпа начала кричать на всю площадь: «Фашисты! Фашисты!», и этот кадр обошел весь мир, стали началом травли Любимова: по его словам, "моя жизнь, конечно, стала совсем невыносимой". Власти запретили спектакль, посвящённый памяти В.Высоцкого. Были запрещены пушкинский «Борис Годунов» (1982 г.), репетиции булгаковского «Театрального романа» (1983 г.). В 1984 г., находясь в Лондоне, Любимов дал интервью газете "Таймс", в котором критически высказывался о культурной политике в СССР. В результате Указом Президиума Верховного Совета СССР он был лишен советского гражданства, а имя режиссера было снято со всех афиш и программ театра.

Несколько лет Любимов жил за границей, много работал, ставил драматические и оперные спектакли в разных странах мира, в т.ч. и на самых престижных сценах – таких как Ла-Скала, Гранд-Опера, Ковент-Гарден. Его постановки пользовались большим успехом, крупнейшие театральные площадки мира почитали за честь приглашать мэтра ставить спектакли; Израиль и Венгрия предоставили режиссеру гражданство.

После начала перестройки все изменилось. В 1988 г. Любимов триумфально вернулся в Москву, ему вернули советское гражданство, и режиссер снова стал художественным руководителем театра на Таганке. Он восстановил запрещенные когда-то спектакли.

Однако события конца 80-х – начала 90-х гг. стали переломными не только для судеб страны, но и для судеб многих творческих людей и коллективов. Если раньше интеллигенция группировалась в творческом протесте против удушающей атмосферы советской власти, то свобода и демократия нередко порождала разброд и конфликты. Люди стали выбирать разные пути. Дух единомыслия и взаимопонимания ушел и из театра на Таганке, где вспыхнул острый конфликт, завершившийся расколом. Из любимовской «Таганки» ушла часть труппы, возглавляемая Николаем Губенко, и сформировавшая новый театр — «Содружество актёров Таганки». Сам Любимов вместе с несколькими оставшимися актёрами под прежним названием создал, по существу, новую труппу.

Он продолжал выпускать спектакли, философские, отражающие противоречия нынешнего времени, новаторские, и снова ему удалось поднять театр на новую творческую высоту, каждая премьера становилась заметным событием, театр много и успешно гастролировал за рубежом.

В июне 2011 г. на гастролях в Чехии актёры театра прилюдно потребовали от Ю.Любимова отдать гонорар за сыгранный спектакль. Поведение актёров возмутило режиссёра и побудило его подать заявление об отставке. В июле того же года Департамент культуры Москвы сообщил об освобождении Юрия Любимова от должности художественного руководителя и директора Театра на Таганке по собственному желанию. Юрий Петрович Любимов покинул Театр на Таганке, не попрощавшись с актёрами.

Этот конфликт, увы, является одной из характерных примет краха привычных ценностей и взаимоотношений людей, казавшихся незыблемыми в советское время. Рухнули многие творческие союзы, многие выдающиеся деятели культуры уехали за границу, другие вступили в период бесконечных тяжб и конфликтов.

Юрий Любимов заслужил свое почетнейшее место в истории российского театра и российской культуры как один из наиболее выдающихся ее деятелей.

И, несмотря на свой почтенный возраст, Юрий Петрович полон энергии и творческих планов. Он поставил "Бесы" в театре им.Вахтангова, репетирует оперу "Князь Игорь", обсуждаются постановки Мольера, "Волшебной флейты" Моцарта.

Московское бюро по правам человека сердечно поздравляет Юрия Петровича Любимова с днем рождения и желает ему долгих лет жизни и творческих удач!