Версия для печати

О резолюции ПАСЕ по России

ПАСЕ вынесла самую  жесткую резолюцию по России за 16 лет – весь период пребывания России в этой организации. В 67-страничном документе из положительных моментов были отмечены разве что возвращение  выборов губернаторов и упрощение порядка регистрации партий. В целом же положение в России видится евродепутатам очень неважным. В документе говорится о том, что последние годы Россия двигалась в сторону "увеличения авторитаризма", причем особенно быстрыми темпами с декабря прошлого года. Авторы документа вспомнили о последних законах, принятых Думой, о деле Pussy Riot, о покушениях на журналистов в РФ и необходимости расследовать убийства Анны Политковской и Натальи Эстемировой. Говорится о недостатках пенитенциарной системы, что привело к гибели юриста Hermitage Capital Сергея Магнитского и президента компании "Китэлитнедвижимость" Веры Трифоновой в "Матросской Тишине". Резолюция ПАСЕ предлагает РФ пересмотреть недавно принятые законы и судебные решения, провести реформы, "на необходимость которых указывает гражданское общество", – в частности, с помощью Венецианской комиссии пересмотреть нормы недавно принятых законов об НКО, о клевете в Интернете, поправки к закону о собраниях. В документе содержится требование выполнить давние обязательства перед Советом Европы, например, закрепить де юре отмену смертной казни. Специально был отмечен "случай Геннадия Гудкова": "ПАСЕ обеспокоена решением Думы лишить Геннадия Гудкова, члена Справедливой России, его депутатского мандата…. Это решение было принято простым большинством голосов на основании доказательств, представленных Генпрокуратурой и СКР без судебного разбирательства. Оно устанавливает опасный прецедент, который может подорвать саму суть представительной демократии". Ассамблея призвала Госдуму отказаться от своего решения и установить надлежащие процедуры для реализации правовых норм, “соответствующие демократическим стандартам”.

В сфере внешней политики документ требует отказаться от признания  Абхазии и Южной Осетии (в т.ч. было подвергнуто критике "открытие избирательных участков в Абхазии (Грузия), Южной Осетии (Грузия) и Приднестровье (Молдова) без явного согласия де юре власти в Тбилиси и Кишиневе, а также предыдущая «паспортизация» населения на этих территориях", что "нарушает территориальную целостность этих государств"), вывести войска из Приднестровья, "прекратить политическое и экономическое давление на страны Центральной и Восточной Европы, оказываемое компанией "Газпром" посредством цен на газ".

Однако одним из самых  неприятных моментов для россиян стало предложение европейских депутатов накануне голосования в ПАСЕ передать полномочия по мониторингу в отношении России на уровень исполнительной власти – Комитета министров Совета Европы (КМСЕ).
По традиции, российские депутаты прореагировали очень жестко на документ еще на стадии его подготовки, и особенно на последнее предложение, заявив, по обыкновению, о "двойных стандартах" ПАСЕ – они восприняли предложения по передаче полномочий КМСЕ как унизительное. В Страсбург в знак протеста не поехал спикер Госдумы Сергей Нарышкин, который должен был выступить перед ассамблеей. Глава российской делегации Алексей Пушков заявил, что "Рекомендация комитету министров – это желание поучить Россию за ту твердую позицию, которую она занимает в рамках обсуждения глобальных вопросов мировой политики, это касается и Сирии, и в целом, проблем демократизации "по-американски". То же мнение высказал на сессии ПАСЕ член российской делегации Иван Мельников.

В итоге текст резолюции  был принят абсолютным большинством голосов (все предложенные российской делегацией уточнения в текст были отклонены). Саму резолюцию, которая сохраняет мониторинг за выполнением Россией обязательств перед СЕ, депутаты одобрили 161 голосом против 41, однако убедить две трети парламентариев привлечь к мониторингу комитет министров авторам доклада не удалось. Две фракции – "Группа европейских демократов" и "Европейские левые" – выступили против рекомендации авторов доклада привлечь к мониторингу комитет министров. Председатель "левых" пояснил, что после введения мониторинга со стороны комитета министров российская сторона, которая и так "не понимает" целей дополнительного контроля, получит повод объявить резолюцию "невыполнимой" и вообще отказаться от ее признания. Поэтому, сказал депутат, лучше голосовать за резолюцию, но против рекомендаций: "Иногда лучшее – враг хорошего". Роберт Уолтер, глава фракции евродемократов (чьим заместителем является Алексей Пушков), заявил, что введение мониторинга со стороны комитета министров «только навредит» отношениям с Россией.

Но самое любопытное, что  российские депутаты восприняли всю  эту историю, вернее, отсутствие в  окончательном тексте резолюции  предложения передать Россию под  контроль КМСЕ, как безусловную победу. Очень резкий текст собственно резолюции имел для наших депутатов гораздо меньшее значение. В результате вице-спикер Леонид Слуцкий гордо заявил, что «мы не позволим с нами играть, это убедительная победа делегации России», «мы доказали свой авторитет в ПАСЕ». Алексей Пушков добавил, что «рекомендация ПАСЕ не прошла, – это победа здравомыслящего крыла в Совете Европы». Не было даже принято во внимание, что предложение по КМСЕ носит чисто формальный характер: Комитет министров и так проводит мониторинг ситуации в каждой стране-члене СЕ даже без рекомендации ПАСЕ.

"Известия" предположили, что евродепутаты просто политически  "обыграли" российских депутатов:  на Западе известна подозрительность  российских властей и желание  везде увидеть "двойное дно". И вот, чтобы протащить текст резко негативной резолюции, они и предложили в качестве наживки мониторинг КМСЕ. Как пояснил «Известиям» один из ведущих ораторов на сессии, "из двух зол надо выбирать меньшее. И пусть, мол, российская делегация во главе с ее председателем потом будет подавать такой исход, как свою большую победу, на деле же Ассамблея «под шумок» сделает главное – мониторинг России будет продолжен, обязательная к исполнению резолюция будет принята в самом жестком варианте, а контроль за стороны КМСЕ никто и не снимал и рекомендация для этого не нужна".

Российские парламентарии  добились отмены предложения, а остальной  текст их уже не очень интересовал. В итоге все остались довольны: россияне радовались своей победе, а европарламентарии сумели принять тот текст резолюции, который им виделся необходимым. Так ли интрига развивалась на самом деле, трудно сказать, хотя предположение довольно убедительно. Но важнее другое: российские парламентарии радуются победе, которой нет. Кто осуществляет контроль за Россией – ПАСЕ или КМСЕ – в конце концов, неважно. Важно то, что в документе ПАСЕ описана крайне негативная ситуация с правами человека в России, обозначены тяжелейшие проблемы ее внутренней и внешней политики. И даже если можно согласиться с российскими официальными критиками, что "двойные стандарты" время от времени присущи Западу, это не решает вопроса. Не надо искать соринку в чужом глазу, когда бревно в своем. Наши депутаты радуются победе по незначащему поводу; они вполне равнодушно отнеслись к вылившейся на них лавине критики и не попытались осмыслить эту критику.