Версия для печати

О результатах президентских выборов в Венесуэле

Президентские выборы в Венесуэле  завершились. Победил действующий  президент страны Уго Чавес, набравший  более 54% голосов; единый кандидат от оппозиции  Энрике Каприлес набрал около 45% голосов.

Итогов голосования напряженно ждали не только в самой Венесуэле, но и в мире. И это не случайно. Чавес – один из немногих оставшихся лидеров крайнего левого толка в Южной Америке, в своих политических симпатиях отдающий дань наиболее одиозным режимам – Ирану, Белоруссии, Кубе. Чавес находится в состоянии перманентной конфронтации со своим могущественным соседом, США, называя его средоточием мирового зла. А с учетом того, что Венесуэла – одна из крупнейших стран-экспортеров нефти, то выбор венесуэльцев должен был иметь и сильный международный резонанс. В последние годы резко усилился курс Чавеса на национализацию в разных отраслях промышленности, в т.ч. нефтяной и золотодобывающей; многие бывшие собственники предприятий обратились в международный арбитраж.

Вместе с тем, политическую ситуацию в Венесуэле никак нельзя сравнивать с ситуацией в странах – ближайших союзниках Чавеса. Здесь смешанный тип экономики, свободная пресса. Даже сами результаты выборов свидетельствуют о том, что в стране есть реальная конкуренция политических партий.

При рыночном характере экономики  Чавес проводит впечатляющую социальную политику: Чавес держит свои обещания и реализует социальные программы, обеспечивая бедняков едой и кровом. Так, только в 2011-2012 гг. правительство  построило около 350 тыс. единиц жилья для неимущих. В результате президент пользуется поддержкой значительной части венесуэльцев.

Но эта же социальная политика и являлась объектом критики со стороны  его основного конкурента, утверждавшего  о необходимости осуществления  либеральных реформ, экономической либерализации и защиты частной собственности (впрочем, и кандидат от оппозиции обещал не проводить "шоковой терапии", а создавать условия для развития бизнеса и реализовывать сбалансированные социальные программы). Энрике Каприлес – адвокат и экономист по профессии, у его семьи – бизнес в сфере СМИ, индустрии развлечений и недвижимости. Каприлес представляет в большей части интересы среднего класса и бизнеса, ориентирующихся на западную модель. Не случайно, по данным наблюдателей, за Каприлеса отдали свои голоса почти все венесуэльцы, проживающие за границей и недовольные режимом Чавеса. За несколько дней до выборов многие из них специально вернулись в страну, чтобы проголосовать за Каприлеса.

Несмотря на реальную политическую конкуренцию, о полной свободе выборов говорить вряд ли приходится. По сообщениям оппозиционных латиноамериканских СМИ, Каприлес испытывал притеснения. Чавеса в восемь раз чаще показывали по государственным телеканалам, в то время как Каприлесу доставались только три минуты в день, как того требует закон. Не получали оппозиционеры и денег из государственных фондов – согласно венесуэльским законам, они должны обеспечивать себя сами. Кроме того, Чавес угрожал национализацией частным банкам и предприятиям, если подтвердится информация о поддержке с их стороны действий оппозиции "по дестабилизации ситуации в стране" – что никак не могло способствовать их политической и финансовой поддержке оппозиционного кандидата.

Оба кандидата вели активную предвыборную кампанию, посетив множество городов южноамериканской страны. В этих поездках Чавес собирал многотысячные митинги сторонников и бросал обвинения в адрес своего соперника, позволяя себе и самые грубые выпады в его адрес, в частности, называя его "свиньей". Каприлес также собирал огромные митинги, в т.ч. и в столице Каракасе, однако был более сдержан в оценках действий нынешнего президента и делал акцент на конкретных делах, которые, по его мнению, не реализовало правительство Чавеса.
После того, как стали  известны результаты выборов, Чавес выступил с часовой речью с балкона дворца Мирафлорес, поблагодарил граждан Венесуэлы за участие в голосовании и поддержавших его кандидатуру: "Это было настоящее демократическое сражение, идеальный бой, и венесуэльская демократия – одна из лучших демократий мира. Я поздравляю те более чем восемь миллионов человек, которые проголосовали за революцию, за социализм, за величие Венесуэлы. Прямо сегодня начинается новый цикл для боливарианского правительства, в ходе которого мы обязаны быть каждый день лучше, эффективнее, чтобы отвечать на нужды нашего народа… Сегодня вместе с нами победила вся Латинская Америка", а также примирительно обратился к Каприлесу и представителям оппозиции, признавшим его победу: "Все мы братья на родине Боливара... Это очень важный шаг для мира в Венесуэле и нашего совместного проживания в стране".

Голосовавшие за Чавеса венесуэльцы  радостно празднуют победу своего кумира. Тем временем за пределами страны основные заинтересованные государства  испытывают разные чувства. США вряд ли приветствуют результаты выборов: Чавес является одним из ярых критиков Соединенных Штатов и вызывает у американцев серьезную озабоченность как один из основных игроков на нефтяном рынке, поддерживающий тесные отношения с государствами - "изгоями" и способный шантажировать крупнейшие страны-импортеры нефти. Впрочем, в обстановке грядущих выборов и напряженной ситуации с Ираном США, по мнению экспертов, вряд ли будут активно реагировать на переизбрание Чавеса президентом. Кроме того, пока критика в адрес США со стороны Чавеса ограничивалась риторикой, и венесуэльский лидер ни разу не приостановил поставки нефти в Соединенные Штаты. И это понятно, поскольку нефть – основной источник доходов страны и социальных программ, которые приносят Чавесу политические дивиденды.

Что касается России, то здесь, наоборот, скорее всего, рады победе Чавеса. С приходом Чавеса к власти отношения  России и Венесуэлы заметно укрепились. Это военно-техническое сотрудничество очень важно для России, поскольку  иметь военного союзника вблизи США чрезвычайно выгодно, особенно после некоторого охлаждения отношений с Кубой. Не случайно военные корабли России регулярно наведываются в Венесуэлу. Это и экономическое сотрудничество, прежде всего связанное с нефтяной отраслью Венесуэлы – например, разработка нефтяных месторождений Хунин-6 и Хунин-3 в поясе Ориноко, а также реализация различных жилищных проектов. Немаловажное значение имеет и поддержка Венесуэлой политики России, в частности, признание независимости Южной Осетии и Абхазии. На Чавеса можно положиться, что же касается Каприлеса, то при его либерально-западной ориентации будущую политику в отношении России предсказать было бы нелегко.
Наконец, победа Чавеса –  настоящий праздник для Кубы и  лично для Фиделя Кастро, давнишнего друга Чавеса, который регулярно лечится на Кубе, и, по его словам, исцелился там от рака.

И, конечно же, это праздник для президента Беларуси Александра Лукашенко. Президент Беларуси, персона  нон-грата для США и европейских  стран, пользуется благоволением немногих государств, относимых на Западе к изгоям, и хорошие отношения с Чавесом для него очень важны. В некотором смысле близки и политические судьбы Лукашенко и Чавеса: в Конституцию Беларуси были внесены поправки, обеспечивающие неограниченный срок президентского правления, также и Чавес провел референдум, который отменил ограничения для одного и того же человека занимать выборные должности несколько раз подряд. Наконец, большое значение играют экономические интересы Лукашенко: в условиях перманентных конфликтов с Россией иметь в друзьях крупного поставщика нефти очень важно. Не случайно Лукашенко заявил, что провел бессонную ночь в связи с выборами в Венесуэле, переживая за своего друга, и одним из первых послал ему поздравление.