Версия для печати

Заявление в связи с ходом предвыборной гонки в США

Вечером 6 ноября определится имя Президента США на ближайшие четыре года. За волеизъявлением американцев будет наблюдать весь мир: от того, кто станет следующим Президентом США, в немалой степени будет зависеть многое – и цены на нефть, и курс доллара, и движение мировых финансовых рынков, и внешняя политика.

Противостояние между действующим Президентом Бараком Обамой и кандидатом на президентское кресло, экс-губернатором штата Массачусетс, Миттом Ромни складывается чрезвычайно остро. За всю историю президентских выборов в США было всего несколько случаев, когда действующий Президент не был выбран на второй срок, и нынешние выборы могут добавить еще один такой случай.

Американское общество расколото практически пополам в предпочтениях к кандидатам. Соцопросы показывают, что такой острой борьбы за президентское кресло США не было уже много лет. Кандидаты в президенты сражаются буквально за каждый голос избирателей. Любая мелочь может сдвинуть чаши весов в пользу одного или другого, будь то внутреннее или международное политическое событие. И, разумеется, выигрышная ситуация здесь у претендента: любые неудачи относят к действующему главе государства.

В этом плане важной оказалась проверка готовности Президента Обамы к форс-мажорным обстоятельствам – таким, как мощнейший ураган Сэнди, разразившийся за десять дней до выборов. И он, несомненно, заработал себе дополнительные очки: действия Президента нашли одобрение даже со стороны республиканских губернаторов Нью-Джерси и Вирджинии. Оперативные и решительные действия Президента в такой момент по определению перевешивают теоретические рассуждения Ромни о нынешнем застое в американской экономике и эффективности его будущей экономической политики.

Но ураган Сэнди был лишь своеобразным перерывом в продолжающейся словесной дуэли двух кандидатов (хотя и этот перерыв оба использовали для демонстрации умения действовать в острых ситуация и заботиться о своем народе).

Основная же линия полемики по-прежнему касается экономики. Госдолг США составляет астрономическую сумму в полтора десятка триллионов долларов. Многие экономисты называют такое положение критическим. По мнению Ромни, если властям не удастся сбалансировать бюджет в самое ближайшее время, то США ждет крах экономики. И Ромни настаивает, что знает, как надо поступить и спасти страну. Но на деле его рецепты достаточно просты. Он ратует за максимально свободное и ничем не скованное плавание бизнеса. Так, к примеру, он вместе с республиканским истеблишментом заявляет, что компании, которые оказались на грани банкротства, поддерживать за счет бюджетных средств нельзя – пусть даже они и являются частью истории великой американской промышленности. В результате Ромни считает, что компании вроде автопроизводителя Jeep могут перенести производство в Китай – это выгоднее и поможет их финансовому благополучию: каждый спасается, как может. Обама же, наоборот, вносит сильный социальный элемент в свою предвыборную риторику, замечая, что подобные предложения лишат работы 15 тыс. американцев, и такие заявления республиканца не патриотичны. Обама все годы своего правления упорно продвигал идею социальной медицинской страховки, что настраивает против него крупнейшие страховые компании, в итоге горячо ратующие за Ромни. План Обамы по повышению налогов на состоятельных американцев также отталкивает от него эту вполне значительную прослойку общества, зато привлекая бедных избирателей.

Немалое значение имеет и расовая принадлежность Обамы. Разумеется, его поддерживает большинство чернокожих граждан. На его стороне столь популярная фигура, как отставной генерал Колин Пауэлл, ранее работавший в республиканской администрации и считающий, что действующий Президент защищает права меньшинств.

Конечно, очень существенную роль играет поддержка Обамы со стороны популярнейшего Билла Клинтона, который все так же ярок и целеустремлен, как и 20 лет, когда он сам боролся за президентское кресло. Клинтон колесит по Америке и призывает всех голосовать за Обаму, что может очень помочь действующему американскому Президенту. Клинтон присоединился к критике планов Ромни вынести производства в страны третьего мира – в частности, Китай. Это, по мнению Клинтона, лишает рабочих мест простых американцев и создает очень большие проблемы для выживания бедных людей без образования.

Последние дни перед выборами всегда непредсказуемы. Так, о своей поддержке Обамы заявил мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, тоже некогда республиканец. Блумберг заявил, что Обама лучше других борется с глобальным изменением климата. По его мнению, этот аспект президентской деятельности особенно важен: на фоне разрушений, вызванных ураганом Сэнди, внимание к климатическому фактору является особенно важной для нового Президента: «Наш климат меняется, погодные условия ухудшаются и становятся экстремальными, поэтому меры должны быть приняты немедленно». Это заявление было сделано вскоре после урагана Сэнди, парадоксальным образом ставшего подарком для Обамы. Тот факт, что некоторые видные республиканцы выступают на стороне Обамы, должен весьма обнадеживать сторонников нынешнего Президента.

Важными этапами стали дебаты между претендентами. Обама традиционно считается неудачным полемистом, склонным к многословию. В результате он проиграл первые дебаты, и рейтинг его значительно снизился, но к удивлению многих, он победил во вторых. Наконец, в финальных дебатах, состоявшихся во Флориде, за действующего американского лидера проголосовали 48% телезрителей, в то время как Митта Ромни отдали предпочтение только 40% респондентов, принявших участие в блиц-опросе, проведенном телеканалом CNN. В результате чего рейтинг претендентов практически сравнялся – однако наблюдатели отмечают, что Обама пользуется большей поддержкой в тех штатах, где в первую очередь решается судьба голосования: напомним, что в США довольно архаичная двухступенчатая система выборов, когда Президент избирается не прямым голосованием граждан, а выборщиками от штатов. В большинстве случаев кандидат, победивший в конкретном штате, получает голоса всех его выборщиков – и таким образом, не все штаты получаются "равноценными" по отношению к итогам голосования.

Один из ключевых вопросов, который может решить судьбу выборов – отношение политиков к абортам. У традиционно консервативных республиканцев оно отрицательное, и Митт Ромни выступает за то, чтобы американцы заводили крепкие и большие семьи. Обама же выступает за свободу выбора для матерей и настаивает на правах женщин самим определять свой выбор. В итоге у Ромни возникают дополнительные трудности: в США большинство штатов предсказуемо делится в своем отношении к абортам, а, следовательно, и в своих предпочтениях к республиканцам и демократам. В этих условиях, особенно сейчас, когда кандидаты подошли к выборам с практически одинаковыми результатами, всю свою мощь пропагандистская машина обоих кандидатов бросает на т.н. "неопределившиеся" с отношением к абортам штаты – Вирджинию, Флориду, Огайо. Ромни приходится действовать сверхгибко, с одной стороны, демонстрируя свою позицию, с другой, – стараясь приблизить избирателей, отстаивающих скорее право на аборты. В итоге на одних встречах с избирателями он говорит, что выступает решительно против абортов и считает нужным их запретить, а через несколько дней, на других встречах, говорит, что он, в общем, не против контрацепции, и аборты в исключительных случаях все же допустимы. По мнению ряда экспертов, такая непоследовательность политика-республиканца многих раздражает и может стоить ему президентского кресла.

Важный для России вопрос (и не столь уж важный для американцев, которых традиционно интересуют внутренние дела страны) – это прогнозирование политики по отношению к России обоих кандидатов. Адресованная России предвыборная риторика Ромни намного жестче риторики Обамы. В частности, не так давно Ромни заявлял, что Россия «геополитический враг США номер один». Впрочем, это еще не означает, что такой будет и политика под его руководством – предвыборная риторика всегда отличается от реальной политики. В свою очередь, Обама некогда допустил "прокол", когда забыл о невыключенном микрофоне, и в Сеуле, в частной беседе с тогдашним Президентом России Дмитрием Медведевым, заявил, что после выборов он сможет быть более «эластичным» в вопросе системы противоракетной обороны НАТО в Европе, против которой Москва всегда жестко возражала. Этот момент был настоящим подарком команде Ромни, заявившей, что Обама занимает уступчивую позицию в отношениях с Россией, а вот с нашей стороны Путин "увидит не гибкость, а, напротив, большую жесткость", и мы "никогда не будем ни за что извиняться" (еще один скрытый упрек Обаме). Потом Обаме пришлось заявить, уже на декабрьских дебатах, что он занимает "твердую" позицию в отношениях с Москвой. Однако следует помнить, что Обама значительно выправил российско-американские отношения после правления Дж.Буша-младшего, включив процесс "перезагрузки", – какими бы сложностями и противоречиями он не сопровождался.

Таким образом, предвыборная гонка выходит на финишную прямую с небывало плотными результатами претендентов. По данным на 1 ноября, Барак Обама и Митт Ромни демонстрируют практически одинаковые результаты: 47% против 46%. Что касается "колеблющихся" штатов, то в Вирджинии Обама опережает своего соперника на 5%, а в Огайо и Флориде на 2%. В Колорадо Ромни получил преимущество в 1%. Поскольку статистическая погрешность составляет 4%, то прогнозировать, какими будут результаты выборов в этих штатах, практически невозможно.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Остается только ждать итогов этой напряженной гонки и отмечать, что при всей архаичной выборной системе США, использовании административного ресурса, политическая борьба здесь носит острый и реальный характер».