Версия для печати

Заключение на проект федерального закона № 142303-6

«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний»

Рассмотрев проект федерального закона № 142303-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний» (далее – законопроект), внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке реализации права законодательной инициативы членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Б.И.Шпигелем, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Ю.Воробьевым, С.В.Железняком, С.А.Поповым, В.В.Жириновским, Я.Е.Ниловым, Н.В.Левичевым, Е.Б.Мизулиной, З.Я.Рахматуллиной, С.А.Гавриловым, С.П.Обуховым, стоит отметить следующее.

Законопроектом предлагается внести в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения, направленные на установление дифференцированной юридической ответственности (уголовной и административной) за оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан, осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний.

В пояснительной записке к законопроекту внесение вышеуказанных изменений обосновывается необходимостью преодоления правового пробела, выражающегося в отсутствии мер юридической ответственности за такого рода посягательства. При этом отмечается, что подобные деяния «являются общественно опасными, поскольку нарушают традиционные и религиозные нормы, выработанные обществом на протяжении многих веков, его нравственные устои, противоречат морали, влекут тяжкие последствия и носят яркую антисоциальную направленность».

Следует отметить, что сама по себе идея защиты общественных отношений, связанных с реализацией гражданами своих прав и свобод в культурной, духовной и религиозной сферах, вытекающая из статьи 28 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, заслуживает всесторонней поддержки.

Вместе с тем выбор конкретного инструментария, используемого органами публичной власти в указанных целях, включая меры юридической, и особенно уголовной ответственности, является прерогативой самих органов публичной власти и зависит от многих факторов, в том числе конкретно-исторической и политической ситуации, криминогенной обстановки и пр.

Таким образом, концепция законопроекта не противоречит Конституции Российской Федерации и действующему законодательству.

К тексту законопроекта имеются следующие замечания:

1. Статьей 1 законопроекта предлагается криминализация публичного оскорбления, унижения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а равно как публичного оскорбления религиозных убеждений и чувств граждан, осквернения объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения богослужения, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а равно повреждения и/или разрушения таких предметов.

Следует отметить, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (часть 2 статьи 14). При этом, исходя из положений преамбулы Конституции Российской Федерации, согласно которой «мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями», действующее законодательство устанавливает особый статус отдельных конфессий и религиозных объединений. Так, например, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» содержит категорию «религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России», относя к соответствующим религиям христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии (перечень является открытым).

Вместе с тем положения законопроекта не содержат бланкетных норм, отсылающих к нормам Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» либо иных нормативных правовых актов, содержащих четкий перечень религиозных конфессий и объединений, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Таким образом, наличие в законопроекте формулировки «религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия России» без внесения соответствующих корректировок в иные законодательные акты Российской Федерации представляется недопустимым.

Кроме того, в свете вышеизложенного необходимо обратить внимание на опасения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, высказанные в отношении положений действующего Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: «В преамбуле Закона о свободе совести (п. 4 – 5) делается ссылка на «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» и на уважение «христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия России». Возникает два вопроса. Во-первых, какие религии подпадают под определение «других» - католицизм, униатство, или же, скажем, пятидесятники и молокане, которые также могут рассматриваться как часть исторического наследия России. Во-вторых, означает ли это неуважение к другим религиям, не поименованным в Законе, - конфуцианству, индуизму и т.п. - не являющимся частью этого наследия. При нынешних формулировках преамбулы строгого юридического ответа на эти вопросы не существует» (см. Заключение Уполномоченного по правам человека в РФ «О проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам Российской Федерации» // Российская газета, № 77, 22.04.99).
2. В статье 1 законопроекта содержится формулировка «унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений». Вместе с тем положения законопроекта не содержат описания указанных деяний. В этой связи, учитывая недопустимость использования в законодательстве, устанавливающем меры юридической ответственности, произвольных формулировок, соответствующие положения нуждаются в уточнении либо исключении из законопроекта.

3. Нуждаются в дополнительном обсуждении предусмотренные законопроектом санкции за нарушение предлагаемых к установлению законопроектом положений с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П), в связи с чем законодателю необходимо обеспечить соразмерность наказания и причиняемого вреда, не нарушая баланс основных прав гражданина и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств (Постановление Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 № 15-П).

Принимая во внимание вышеизложенное, представляется, что законопроект нуждается в доработке с учетом высказанных замечаний.

Заведующий кафедрой государственного и административного права юридического факультета ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет»

В.В.Полянский