Версия для печати

О Международном дне борьбы с коррупцией

9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией. Для многих государств этот день вряд ли станет заметным – коррупция не занимает там заметного места. Совсем другое положение в России – этот день должен стать центральным для осознания и напоминания о сложившемся поистине трагическом положении дел. И он не должен быть похож на праздничный – с победными реляциями и бодрыми отчетами об очередных победах над ворами и расхитителями народного имущества, а днем суровой и трезвой оценки сложившейся ситуации и принятия волевых решений ее перебороть.

Последний месяц был отмечен грандиозным скандалом с Рособоронсервисом, в котором выявлены хищения на многомиллионные суммы. В результате привлечены к ответственности крупные чиновники Министерства обороны, и скандал приобрел невиданную огласку.

В связи с этим многие эксперты и политологи стали гадать, есть ли новое громкое дело о коррупции, затронувшее чиновников столь высокого ранга, поворотом в политике В.Путина, решившего, наконец, дать бой коррупции. Ведь не исключено, что это просто еще одно показное дело, а, возможно, и повод к перераспределению портфелей и финансовых потоков между элитами.

В пользу первой версии говорит целая серия громких разоблачений в разных ведомствах. За короткий срок, помимо оборонщиков, правоохранители взяли под пристальное наблюдение Минрегион с колоссальными хищениями на стройках АТЭС и Минэнергетики, уличенное в побочной трате бюджетных денег, выделенных на модернизацию энергосистемы страны. Большой резонанс получило дело о хищениях в системе ГЛОНАСС. Наконец, Генпрокуратура выявила растрату более 10 млн. руб. в Минздравсоцразвития.

Политолог Николай Злобин считает: "…власть пытается сыграть на поле оппозиции – тем более, что не за горами очередные митинги. Выбить главный козырь из рук Навального и различных координационных советов". С ним согласен другой политолог, Станислав Белковский: "Путин ищет пути примирения с активной частью российского общества, чьи представители выходят на Болотные площади и проспекты Сахарова…, поэтому он хочет сам возглавить борьбу с коррупцией".

Слова политологов подтверждаются сведениями прессы о том, что Кремль дал добро МВД работать с подозреваемыми любого уровня. Источник РБК daily в МВД рассказал, что до сих пор, когда расследование добиралось до высокопоставленных коррупционеров, тут же шла отмашка сверху, что не стоит слишком усердствовать: дело в итоге ограничивалось "пешками" либо "разваливалось"; сейчас же "получен ясный сигнал из Кремля, что нам дается полный карт-бланш: всем материалам, какие есть, можно давать ход независимо от того, какого уровня чиновники могут пострадать". Свидетельствует об этом, например, дело экс-министра сельского хозяйства Елены Скрынник, которое было заведено несколько лет назад, но ход которому дан только сейчас.

Собираются привлекать к расследованию коррупции и НКО: глава думского комитета по делам общественных объединений Ярослав Нилов заявил, что Правительство внесло в Госдуму поправки в статью 31.1 закона об НКО, которые "касаются расширения перечня видов деятельности НКО, которые могут получить госфинансирование. Предлагается дополнить его вопросами борьбы с коррупцией и национальных отношений. Оба вопроса серьезные, и я думаю, что они будут поддержаны". Впрочем, рассчитывать на особое рвение и успех в расследовании коррупции можно будет только в том случае, если федеральная власть действительно начнет всемерно бороться с коррупцией. В противном случае НКО, не финансируемые из зарубежных источников, и, соответственно, не являющиеся "иностранными агентами", переориентируется на российские государственные гранты – а, как известно, кто платит, тот и заказывает музыку.

Впрочем, С.Белковский отмечает, что активная фаза борьбы с коррупцией наступила слишком поздно: "В отличие от ситуации пяти-шестилетней давности, сегодня активная часть российского общества связывает коррупционные проявления во многом с самим Путиным, так что антикоррупционные акции будут восприниматься в основном как результат межклановой борьбы скорее, чем искреннее желание Президента навести порядок в стране".

Коррупция достигла таких масштабов, что несет угрозу коренным национальным интересам страны. Дискредитируя право, как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, коррупция разрушает правовые и демократические институты. Особенно негативно она сказывается на судебной и правоохранительной системах. Так, согласно отчету начальника управления по контролю за расследованием преступлений коррупционной направленности Следственного комитета России Владимира Макарова, наиболее высокий уровень коррупции в России наблюдается в правоохранительных органах, здравоохранении, социальной сфере и образовании. Но, конечно же, мы постоянно слышим о многомиллионной коррупции в армии, других сферах.

Государство, все его управленческие уровни настолько пронизаны коррупцией, что оно и является главным игроком в коррупционном процессе. Причем, даже вполне совестливые люди, решающие вопросы бизнеса или частные вопросы, и не желающие давать взяток, не могут этого не сделать, поскольку иначе должны поставить крест на своих замыслах.

Пресс-секретарь Президента РФ Д.Песков на встрече с доверенными лицами В.Путина затронул важную тему коррупции в СМИ: "Почему мы не говорим о тех деньгах, которые заносят в СМИ, о коррупции в СМИ? У нас что, нет в СМИ коррупции? Что, уважаемые издания и газеты не берут взятки? Разве журналисты не покупаются?".

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Многочисленные бодрые реляции об успехах в борьбе с коррупцией, о принятых мерах, об увольнениях и приговорах взяткодателям не меняют общей картины. В отличие от цивилизованных стран, где независимая система правосудия функционирует таким образом, что мелкая взятка должностному лицу любого уровня является залогом его увольнения, а то и тюремного приговора, в России власть неподотчетна обществу, а суд не является независимым».