Версия для печати

О законопроекте «О защите населения от информации»

Депутаты мечтают улучшить жизнь россиян, оградив их от вредной информации в СМИ. Член партии «Справедливая Россия» Олег Михеев разработал законопроект «О защите населения от информации», который предусматривает, что негативные сведения должны занимать не более трети от общего эфирного времени. Все остальное время зритель должен получать позитив. За нарушение этого требования депутат предлагает ввести уголовную ответственность: от двух до шести лет заключения.

О.Михеев не в первый раз предлагает весьма своеобразные законопроекты: в октябре он предложил свой вариант борьбы с фальсификациями на выборах, внеся на рассмотрение парламента предложение о создании базы данных отпечатков всех российских избирателей, чтобы голосование происходило по отпечаткам пальцев.

В принципе идея нарочитой "негативизации" контента СМИ обсуждалась уже давно. Специфика человеческой психологии часто влечет потребителей искусства и культуры к скорее запретному, таинственному, негативному. Причины тому многообразны – в немалой степени так потребитель информации компенсирует негатив в собственной жизни. Его агрессивность и раздражение, его страхи канализируются в переживание страхов на экране. Когда он видит криминальные сводки, несчастья людей он осознает, что находится в лучшем положении, чем они, и таким образом примиряется с действительностью. Постепенно страсть к такого рода новостям становится наркотиком, зритель и слушатель подспудно ищут их. Этими чертами личности зрителя с успехом пользуются продюсеры индустрии развлечений, выбрасывая на экран максимальное количество "плохих" новостей, кровавых боевиков, фильмов ужасов. Это наиболее рейтинговые программы, и крупные финансовые поступления от рекламщиков им обеспечены. Иначе говоря, на особенностях человеческой психики зарабатываются деньги.

Но подобная политика СМИ – палка о двух концах. С точки зрения общественного покоя и стабильности, такая индустрия развлечений создает настоящих невротиков, развивает психические расстройства. Недаром огромными темпами растет количество людей с психическими отклонениями. И опасность сложившейся ситуации понимают многие эксперты. Так, известный киновед и культуролог Даниил Дондурей много лет призывал изменить тональность массового вещания, показывать больше позитива и, тем самым, выводить общество из постоянного стресса. Но отличие идеи Д.Дондурея от сути нынешнего законопроекта состояло в том, что о более позитивном содержании вещания решение должны принять сами вещатели. Сейчас же позитив требуют гнать "из-под палки", и это целиком меняет всю картину. Впрочем, обязать продюсеров нести "позитивное" в народ пытались еще в 2000 г. певец Иосиф Кобзон и кинорежиссер Сергей Говорухин.

Законопроект вызывает сразу несколько вопросов. Кто может определить, что такое позитивная, а что такое негативная информация, помимо самого продюсера? Разумеется, есть общепринятые представления о недопустимом к показу, и эти представления отражены в законопроекте: он полностью запретит распространять съемки издевательств над животными, видео суицидов, актов педофилии и физиологические подробности с мест катастроф и терактов. Но дело в том, что видеосуициды, съемки издевательств над животными и акты педофилии и так показывают крайне редко, поэтому в итоге речь пойдет, скорее всего, о расширительном толковании "негативной информации", под которую можно подверстать все что угодно – в т.ч. критику властей, сообщения о коррупции и пр. С 1 сентября уже действует закон об ограничении информации для детей по возрасту, который тоже вызвал немало споров и привел к абсурдным ситуациям (когда речь зашла чуть ли не о запрете мультфильма "Ну, погоди!", как содержащего сцены насилия), но одного закона, видимо, оказалось мало, и депутаты решили еще раз побеспокоиться о духовном благополучии граждан. А в октябре группа единороссов внесла на рассмотрение Госдумы поправки в Кодекс об административных правонарушениях об установлении штрафа в размере до 200 тыс. руб. за ненормативную лексику в СМИ. Конечно, использование нецензурных выражений в СМИ – это реальная проблема, но вряд ли ее можно решить запретами.

Естественно, что журналистам новый законопроект не нравится. Президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев справедливо опасается, что регулирование негативной информации в СМИ может грозить цензурой: "Невозможно проработать закон, который точно будет регулировать такие вопросы. Эти проблемы находятся в сфере этики, а когда законодатель пытается это регулировать, законы выливаются в цензуру".

Генеральный директор «УралИнформБюро» Вадим Дынин заявил: "Если Госдума примет такой законопроект, это будет анекдот. Ни в одной редакции не будут сидеть и подсчитывать объем негативной информации, и я уверен, что в большинстве СМИ не наберется даже и 30%, потому что жизнь не состоит из одних преступлений. К тому же любая нормальная редакция сама себя ограничивает в негативе, понимая, что есть правила хорошего тона. А если запретить полицейские сводки, то преступности от этого меньше не станет. Если уж на то пошло, то культ насилия в художественных фильмах насаждается намного больше, чем в СМИ".

Руководитель редакции информационного вещания «Общественного телевидения» Александр Герасимов в прямом эфире «Русской службы новостей» высказался еще резче: "У меня всякий раз, когда появляются такого рода инициативы, возникает ощущение, что Государственной Думе совершенно нечего делать: все проблемы в стране решены… Бред сивой кобылы. Существует полным полно документов, прежде всего закон о печати, которые полностью регламентировали работу средств массовой информации. За 20 лет существования этого закона наше журналистское сообщество давно уже выработало правило поведения в соответствии со своим позиционированием СМИ в эфире или в печати. Каждый занимает точно выверенную свою позицию. Если начать это регулировать, то можно довести всё до абсурда".

Главред «МК» Павел Гусев высказался столь же однозначно: «Бывают катастрофы, бывают землетрясения. А трагедия в Японии? И все волновались и думали, а будет ли продолжение — атомная угроза. Кто-то из руководителей сказал на одной из встреч по поводу того, что очень много негатива в СМИ, и это сразу же пробудило ряд депутатов опять пропиарить свое имя в законе, который просто является глупостью. И я, как председатель комиссии Общественной палаты о свободе и защите слова, прямо могу сказать, что если такой законопроект появится, мы его возьмем на экспертизу, и не думаю, что экспертиза будет положительной».

Но инициатива Михеева вполне находит поддержку у группы депутатов и сенаторов – что неудивительно, учитывая нынешний состав Федерального собрания и то, какие законы оно принимает. Депутат В.Трапезников из фракции «Единая Россия» в принципе согласен с идеей Михеева, но говорит, что партия власти придумает «более существенный и конкретный проект», благодаря которому россияне будут получать информацию без сцен ужаса и насилия. Поддерживает запрет и Дмитрий Ананьев, член Совета Федерации.

Однако, главное не это – и здесь можно согласиться с А.Герасимовым. При полном упадке нравственности, культуры депутаты занимаются странными затеями. Вместо того, чтобы принимать законы, которые позволяли бы кардинально улучшать весьма убогий экономический, социальный, политический климат в стране, они пытаются словно нацепить на глаза зрителей розовые очки и воткнуть в уши затычки.