Версия для печати

К 90-летию Бориса Чичибабина

9 января исполнилось 90 лет со дня рождения Бориса Алексеевича Чичибабина.

В поэзии, как и в искусстве, в памяти потомков запечатлеваются немногие имена – обычно гениев, величайших мастеров слова. В XX в. это Мандельштам, Пастернак, Блок, Цветаева, Ахматова, Маяковский, Бродский и другие. Но эти имена – только вершина или передний фланг целого поэтического сообщества, десятков замечательных поэтов, которые не столь прославлены и имена их менее известны широкому читателю, но которые и создают прочный фундамент поэтической культуры всей страны. Б.Чичибабин – один из наиболее ярких поэтов XX в., с непростой судьбой, которая препятствовала ему во всеобщем признании, но не помешала войти в историю русской литературы.

Борис Алексеевич Чичибабин (по паспорту Полушин) родился 9 января 1923 г., в семье офицера, в Кременчуге, но большую часть жизни прожил в Харькове. С детства он начал писать стихи, а по окончании школы поступил на исторический факультет Харьковского университета. Учебу прервала война, и до   1945 г. Б.Чичибабин служил в Закавказском военном округе. После окончания войны он снова поступил в Харьковский университет, но уже по специальности "филология". Впрочем, проучиться ему пришлось всего один курс: молодого поэта постигла судьба многих его сверстников – в июне 1946 г. он был арестован и осужден за антисоветскую агитацию. Предполагается, что причиной посадки могли быть крамольные стихи: уже тогда Б.Чичибабин внутренне и в стихах   противостоял мертвящему и беспощадному советскому режиму. Некоторые стихи, позже написанные Чичибабиным в тюрьме, стали образцом "тюремной лирики" и получили широкую известность.

После двух лет следствия на Лубянке, в Бутырке и Лефортово он пять лет провел в Вятлаге.

По возвращении в Харьков поэт работал на самых разных работах, но продолжал писать стихи. Он знакомится с известными поэтами - выходцами из Харькова, в т.ч. с Б.Слуцким, и в 1958 г. появляется его первая публикация. Поэт часто бывает в Москве, знакомится с крупнейшими российскими писателями,   дружит с диссидентами, печатается в московских и киевских журналах. Уже тогда неотъемлемой часть его поэзии стал гражданский протест ("А в нас самих, труслив и хищен, не дух ли сталинский таится, когда мы истины не ищем, а только нового боимся?"), – впрочем, не всегда выражавшийся напрямую, но пронизывавший многие его стихи, и сочетавшийся с проникновенной гражданской лирикой – любовью к родной Украине, к русской поэзии. Немало его стихов проникнуты чувством сострадания к народам, чьи судьбы были отмечены сталинскими гонениями – евреям, татарам, прибалтам. Несмотря на, казалось бы, важное значение этой темы, она не часто поднималась в послевоенной поэзии – Б.Чичибабин был ее пионером.

В дальнейшем Б.Чичибабин, работая экономистом в трамвайном депо, стал параллельно руководить поэтической студией в Харькове, но в 1966 г. поэта с сомнительными связями и не менее сомнительными для советской власти стихами отстраняют от руководства студией, хотя и принимают в это же время в Союз писателей.

В 1973 г. Б.Чичибабин публично читает стихотворение, посвященное "воровским похоронам" Твардовского, и его из Союза писателей исключают. КГБ заставляет его подписать документ о том, что он не будет распространять самиздатовскую литературу и читать стихи антисоветского содержания – иначе на него заведут дело. Пятнадцать лет о Чичибабине молчали: " В чинном шелесте читален или так, для разговорца, глухо имя Чичибабин, нет такого стихотворца". Все это время он продолжал работать в трамвайном депо. Но слава его растет, его стихи становятся известны русской интеллигенции. Появляются публикации за рубежом, выходит книга его стихов в издательстве "Ардис".

Но по-настоящему широкая известность к нему пришла в годы перестройки. Он удостаивается Государственной премии СССР, участвует   в работе общества «Мемориал», дает интервью, выезжает в Италию, в Израиль. О нем делают документальные фильмы, выпускают пластинку с его записями. Замечательный поэт, много лет работавший скромным экономистом в харьковском трамвайном депо, вызывает большой интерес.   Но в отличие от многих других "подпольных" поэтов, он нелегко принял развал СССР, в котором его любовь к стране не знала национальных границ. Не случайно одно из его стихотворений этого периода называлось "Плачем по утраченной родине": "При нас космический костёр беспомощно потух, мы просвистали свой простор, проматерили дух".

Борис Чичибабин умер в декабре 1994 г. В его честь назвали улицу в центре города, установили мемориальную доску. В Харькове ежегодно проводится поэтический фестиваль "Чичибабинские чтения".

Большой русский поэт, Б.Чичибабин – из тех поэтов, что оставались верны себе, независимо от поэтической и политической конъюнктуры. Именно эта непохожесть и творческой судьбы, и самостоятельность поэтического дара в итоге и сделали его одним из крупных поэтов 2-ой половины XX в. По словам другого замечательного поэта, Б.Окуджавы, " преданность и верность отличали Чичибабина – и в жизни, и в творчестве. Борис давно понял своё предназначение поэта и следовал ему до конца дней". И несомненно, стихи его будут жить, как он, собственно, и предсказал: "…звеня распевшейся строкой, хоть пять стихотворений в веках переживут истлевшего меня".