Версия для печати

О публикации во Франции комиксов про пророка Мухаммеда

В условиях массового наплыва трудовых мигрантов в Европу, большинство из которых составляют мусульмане, разные страны по-разному пытаются сохранить межрелигиозный баланс – что сделать очень нелегко.

Консерваторы и традиционалисты пытаются сохранить привычный облик старой Европы. Они инициируют законы об ограничении строительства мечетей, требуют ограничения миграции. Порой это противостояние приобретает трагические и острейшие формы – такие, как акция Андерса Брейвика.

Благоприятствует проникновению и укреплению исламских ценностей в Европе сформировавшаяся в последние полвека либеральная идеология, которой руководствуются официальные международные институты, с ее "политкорректностью", безусловным и независимым от конкретных социально-экономических и политических факторов требованием равных прав и свобод для всех, независимым от реальных результатов такой политики – в частности, несмотря на явный провал идеи "мультикультурализма".

С другой стороны, либеральная идеология потенциально несет в себе конфликтный потенциал, традиционно настаивая на свободе слова и права художника на самовыражение, в т.ч. критику любых идеологических и культурных ценностей, в т.ч. и религиозных. Последняя стала неотъемлемой частью современной постмодернистской культуры.

Все эти тенденции в наиболее сильной степени проявляются во Франции, становящейся оплотом правоконсервативного противостояния экспансии ислама, сочетающегося с открытыми и презирающими политкорректность попытками художественной критики и фактического высмеивания исламских ценностей.

С одной стороны, уже при бывшем Президенте Франции Саркози были введены запреты на ношение хиджаба в общественных местах, а все правые партии ратовали в своих программах за резкое ограничение миграции. При новом Президенте-социалисте Олланде лидер правого "Национального фронта" Марин Ле Пен призвала запретить ношение мусульманских платков.

С другой стороны, сатирический журнал Charlie Hebdo в 2006 г. перепечатал карикатуры, появившиеся в датском издании Jyllands-Posten – несмотря на то, что датские публикации вызвали мусульманские волнения по всему миру, сопровождавшиеся погромами. В ноябре 2011 г. редакцию Charlie Hebdo подожгли, а сайт журнала заблокировали исламские хакеры. Главного сатирика журнала Стефана Шарбонье (псевдоним "Шарб"), которому неоднократно угрожали убийством, стали охранять полицейские. В 2012 г., в разгар беспорядков из-за фильма «Невинность мусульман», издание опубликовало новую серию карикатур.

И вот грядет новый скандал. Charlie Hebdo опубликовал "биографию Мухаммеда" в форме комиксов. Комиксы состоят из нескольких частей; первую можно купить за 6 евро на сайте еженедельника. Разумеется, издатели сразу оговорились, что ничего общего с карикатурами нынешнее издание не имеет. Как заявил один из издателей, Зинеб, комикс представляет собой "не карикатуру, а метафору". По словам Шарбонье, комиксы не являются оскорбительными для чувств верующих, так как авторы якобы не ставили себе цель высмеять Пророка, а наоборот, стремились рассказать о его жизни «доступным для читателя языком»: "Нужно признать: мы не знаем Мухаммеда. На Западе каждый может привести эпизоды из жизни Иисуса, но кто может рассказать о жизни Мухаммеда? Нормально ли это в такой стране, как Франция, где ислам является второй религией?" Чтобы сразу дать отпор неизбежной критике, Шарбонье снабдил свою книгу сносками на источники – классические исламские труды, и заявил, что над созданием комикса работал некий франко-марокканский исламовед: «Это биография, одобренная исламом, ведь в качестве ее редакторов выступили мусульмане».

Однако, разумеется, все эти объяснения шиты белыми нитками. Ранее публикацию карикатур Шарбонье объяснял протестом против фундаментализма и поддержкой свободы слова. Симптоматичен и тот факт, что прошло чуть больше года с предыдущего скандала с Charlie Hebdo, и издание опять идет на крайне рискованный шаг. И дело не в том, что "пророка Мухаммеда невозможно изобразить. Его изображений никаких нет, не было, и никто его никогда не изображал", как заявил в интервью председатель Духовного Управления мусульман Азиатской части России Нафигула Аширов.

Изображать пророка запрещено только в крайних течениях ислама, существует богатая исламская традиция изображения пророка. Но сам жанр комикса всегда делает живой образ карикатурным, пусть даже и не в плохом смысле слова, он не допускает серьезного рассмотрения. Да и сама подборка рассказов, выбранных для комиксов, отдает, по мнению экспертов, карикатурностью.

Не случайно еще до фактического выпуска комиксов мусульманские страны выразили протест против издания. Генеральный секретарь крупнейшей мусульманской организации "Организация исламского сотрудничества" Экмеледдин Ихсаноглу назвал выход комиксов о жизни Пророка очередным подстрекательством и попыткой разжечь ненависть и вражду, хотя и призвал мусульман всего мира проявить выдержку. Ихсаноглу заявил, что подобные карикатуры противоречат принципам ответственного журнализма, провоцируют ненависть и нетерпимость на религиозной почве и идут в разрез с международными конвенциями и механизмами реализации прав человека. Лидер мусульманской организации отметил, что французский сатирический еженедельник должен подчиняться действующим на территории ЕС законам против разжигания ненависти и вражды, и призвал европейские власти принять соответствующие меры в отношении редакции.

Нафигула Аширов назвал публикацию "провокацией", сравнив ее с закидыванием в Израиле мусульманских мечетей свиными головами и расстрелом верующих в Сабре и Шатиле. Впрочем, с его точки зрения, это "предсмертные конвульсии той системы, которая пытается бороться с исламом и мусульманами".

Отметим, что Экмеледдин Ихсаноглу выразил надежду, что публикация не сводится к очередному примеру злоупотребления свободой самовыражения. Однако несомненно, что и редакция журнала, и либеральные круги будут настаивать именно на такой мотивации изображения пророка в комиксах. Тот же Рудольф Бальмер в своей статье пишет, что религиозная сатира – это неотъемлемая составляющая журнала и часть давней французской культурно-политической традиции, и издатели правы, что Мухаммед не принадлежит мусульманам: "он – их пророк, но для других он – историческая личность или легенда, и на него можно рисовать карикатуры, так же, как и на Иисуса, Наполеона или Зорро".

Таким образом, в очередной раз может столкнуться право на желание свободы слова и художественного выражения (вполне вероятно, отчасти замешанного на идее сопротивления исламской экспансии) с реакцией мусульманского мира, который, несомненно, посчитает комиксы оскорблением Пророка и ислама. К чему могут привести такие протесты, уже показали последствия публикации карикатур и показа фильма "Невинность мусульман". Художники и писатели должны брать на себя ответственность за свободу слова, на которую притязают. И здесь многое зависит от их гражданской совести и благоразумия. Не случайно Бальмер осторожно замечает: "Другой вопрос, должно ли издание, известное своей критикой власти и религий, с нескрываемым лукавством учить мусульман, как им следует рассматривать своего пророка. А для многих других, не знающих Мухаммеда или знающих его только в отталкивающем и не менее карикатурном отображении исламистских фанатиков, эта "биография" тоже не лучшее начало непредвзятого изучения".

К сожалению, баланса между искренним нежеланием оскорбить верующих (даже если таковое есть) и потребностью в свободе самовыражения пока не достигнуто. И это обстоятельство может привести ко многим трагическим событиям в современном взрывоопасном мире.