Версия для печати

Заявление в связи с 60-летием со дня смерти И.Сталина

У старых зеков существовала многолетняя  традиция – в день смерти Сталина  они накрывали стол, на котором  ставили подобие "пайки" – кусок  черного хлеба – и водку. И  пили за праздник.

Но 5 марта 1953 г. очень многие люди рыдали и вливались в московскую толпу, с риском быть задавленными (и в  самом деле, в тот день зафиксированы многие десятки жертв давки), чтобы быть поближе к телу любимого вождя. Страна чувствовала себя осиротевшей – хотя умер человек, при котором были уничтожены цвет российской интеллигенции, крестьянства, военнослужащих, когда десятки тысяч людей заранее собирали тюремный узелок в ожидании ареста, а другие десятки тысяч доносили на соседей и родственников. Умер человек, достигавший экономических и военных побед за счет жизней сотен тысяч заключенных, миллионов солдат, становившихся пушечным мясом. Толпы людей рыдали, слушая скорбный голос Левитана о смерти вождя, в то время как умершего в тот же день гениального композитора Сергея Прокофьева провожали на кладбище всего несколько человек.

Чем объяснить возгласы "За Сталина!" людей, бросавшихся на немецкие танки, а порой даже расстреливаемых  в лагерях? Откуда взялась такая  массовая истеричная, отдающая чуть ли не религиозным фанатизмом, любовь к вождю? Вопреки всему очевидному злу, которое сотворил диктатор? А ведь то же происходило и происходит в других странах, где также обожествляются вожди-диктаторы – в нацистской Германии, в Северной Корее. Любые рациональные рассуждения здесь исчезают, уступая место исступленной страсти, порождению слепой веры в отца-руководителя, который спасет их в тяжелые времена, воздействию всепроникающей пропаганды, на которую работает вся мощь государства.

Продолжив дело Ленина, Сталин заложил крепкую основу несвободы в душах и умах людей, насадил страх и рабскую веру в гениального вождя, которая будет выветриваться еще не одно десятилетие.

Так уж устроены люди, которые живут  в тоталитарном обществе – в массе  своей они становятся жертвами тоталитарного мышления. С другой стороны, ведь природа тоталитарного сознания такова, что оно очень быстро меняет знак своих пристрастий на противоположный. Советские люди восхищались наркомом Ежовым, но мгновенно стали его считать врагом народа, когда им так велели считать. Точно так же из великого партийного деятеля врагом стал Берия.

Со дня смерти тирана прошло 60 лет. И, казалось бы, странным образом, культ  Сталина давно развеян, написаны сотни книг про его злодеяния  и подлинную историю страны. И все же огромное число людей ценит Сталина и не прочь бы иметь такую же фигуру у власти. Опять же, здесь работает не изжитое тоталитарное сознание – экономические трудности, растерянность, коррупция, вся неразбериха последних 20 лет, сопровождающая социально-экономический перелом, заставляющая людей искать нового отца-командира – поэтому ностальгически вспоминается Сталин, поэтому он выходит чуть ли не на первое место в рейтинге популярных российских исторических фигур. Поэтому человек выбирает протестную просталинскую позицию, которая для него идентифицируется с историческим мифом о "порядке" и "справедливости", когда за воровство сажали и расстреливали, была "дружба народов".

Сталинизм и сам Сталин импонируют разным слоям общества.

Еще живы люди, которые поднимали страну, проливали за нее кровь и одновременно боготворили Сталина. Идеология тотального обмана захватывала целые народы, превращала порой даже самых умных людей в фанатических поклонников тиранов и убийц, как это случилось в Германии и Советском Союзе. Не нам их судить. Мы не можем запретить старикам, которые проливали кровь за страну, пусть и с криками "За Сталина"! по-прежнему верить в своего кумира, и тем более преследовать их.

Это и молодые "патриоты", которые  руководствуются примитивной мысленной конструкцией, как ее сформулировал политолог Георгий Мирский: «Ты любишь Россию, ты патриот, ты знаешь, кто враг России – Америка, знаешь, кто защищал Россию от Америки – Сталин, значит – сегодня кто против Сталина – враг России».

Как ни странно, даже немало представителей духовенства поддерживает Сталина, хотя именно он сгноил тысячи священнослужителей в лагерях. Один полагает, что нужна "объективность" при изучении его личности, что он "не святой, но и не исчадие ада", согласно другому, "если бы не было Сталина, неизвестно, жили ли бы мы сегодня вообще… А сегодня нам бы не помешал такой человек, который своей железной волей навел бы порядок в стране".

И россияне, по крайней мере, в большой  своей части, в своей приверженности Сталину не одиноки. Так, недавние социологические опросы показали, что 34% опрошенных украинцев (на Западе 12%, на Востоке 48%) назвали его «мудрым руководителем, который привел СССР к могуществу и процветанию», 47% – не согласны с этим утверждением. При этом удивительным образом 74% населения считают его «жестоким, бесчеловечным тираном, виновным в уничтожении миллионов невинных людей». Т.е. пролитая кровь не столь важна для миллионов людей, как "могущество и процветание", нажитое страшным путем.

И такое отношение к Сталину служит для некоторых политиков, общественников и журналистов инструментом обработки общества, когда используются сталинская риторика, сталинские методы пропаганды, деление на "своих" и "чужих", насаждение антиамериканизма и настаивание на особом российском пути.

Разумеется, прямое восхваление имени  Сталина не приветствуется. Поэтому  Президент РФ В.Путин пресек разговоры  относительно переименования Сталинграда  в Волгоград. Местные власти не слишком  приветствовали появление на улицах "сталинобусов" в дни Победы. Однако "сталинобусы" все же вышли на маршруты. Несколько лет назад был отреставрирован вестибюль станции метро "Курская-кольцевая", на стене которого восстановили слова из советского гимна сталинского периода: "Нас вырастил Сталин – на верность народу, / На труд и на подвиги нас вдохновил". Памятники, бюсты, барельефы Сталина установлены или готовят к установке в Мирном, Волгограде, Махачкале, Ишиме, Владимире, Челябинске, Калининграде, Сочи, Северной Осетии и других местах.

Но даже если власти в целом занимают, скорее, стороннюю позицию, то подчас бизнес-сектор не слишком одобряет решительные антисталинские действия.

Так, депутат екатеринбургской городской  Думы Леонид Волков к 60-летию со дня  смерти Сталина инициировал размещение на городских улицах антисталинских биллбордов, и об этом он написал в своем интернет-блоге. Он намеревался напомнить горожанам о фактах из биографии И.Сталина, "о которых кажется важным вспомнить в контексте нынешнего тренда на возвеличивание личности Сталина многими государственными и общественными деятелями". Вместе с единомышленниками Л.Волков объявил сбор средств, были разработаны макеты плакатов, призванных отражать неоспоримые исторические факты, как, например, "более 680 тыс. человек приговорено к расстрелу особыми тройками НКВД без суда и следствия в 1937-1938 гг.", "с 1935 г. расстрел применяется к несовершеннолетним, начиная с 12 лет" и т.д. Однако, по словам Л.Волкова, местные рекламные агентства один за другим отказываются принимать такой заказ.

Разумеется, Сталин, кем бы он ни был – составная часть советской и российской истории. Это значит, что будут писаться художественные книги и исследования, ставиться фильмы и спектакли, где будет фигурировать образ тирана. Запретить восхвалять тирана невозможно: убеждения, тем более антисталинские, нельзя навязать палками и угрозами.

На наш взгляд, в Сталине, как и в Гитлере, бессмысленно искать "противоречивость". Сталин воплощает в себе самые отвратительные, бесчеловечные черты. Любые разговоры о гениальности Сталина как строителе российской промышленности, организаторе побед в Великой Отечественной войне – это миф, рожденный несвободой. Все победы достигались за счет бессмысленных жертв, рабского труда, насаждения тотального страха. Если Сталина и можно назвать "гением", то гением зла, отвратительных партийных интриг, бесчеловечной политики.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Россия  должна пройти долгий процесс десталинизации, истинной демократизации всех сфер жизни, тогда общество само созреет, чтобы оценить подлинный лик Сталина и его историческую роль».