Версия для печати

О марше ветеранов "Ваффен СС" в Риге

В очередной раз в Риге состоялось шествие ветеранов «Ваффен СС».

Каждый год в преддверии шествия, устраиваемого 16 марта, разгораются горячие споры: следует ли разрешать в стране-члене ЕС проводить марши бывших эсэсовцев? Ответ, казалось бы, очевиден, но, тем не менее, с каждым годом все повторяется заново. При этом отмечается как раскол правящей элиты в отношении к маршам легионеров, так и общественности. Помимо судебных заседаний, в преддверии этого дня фиксируется немало провокаций, взаимных обвинений.

По согласованию с органами безопасности, Рижская дума в этом году разрешила радикально настроенным организациям провести публичные мероприятия 16 марта, который местные националисты неофициально отмечают как день памяти латышского легиона "Ваффен СС" – хотя и Президент, и премьер республики заявили, что праздновать Латвии в этот день нечего. Последние несколько лет ситуацию обостряет то обстоятельство, что антифашисты проводят свое параллельное шествие.

Атмосфера взаимной неприязни противоборствующих общественных групп – старых и новых нацистов, с одной стороны, и антифашистов, с другой – достигает пика в день проведения марша. Не случайно к месту шествия стягивается огромное количество полицейских, в несколько раз превышающее количество шествующих и митингующих – чтобы пресечь провокации и разделить противоборствующие группы. Во избежание столкновений площадь вокруг монумента Свободы была огорожена металлическими барьерами, а между участниками двух акций выстроилась «живая стена» из сотрудников органов правопорядка.

В шествии ветеранов «Ваффен СС» приняли участие около тысячи ветеранов легиона и молодых радикалов. Как отмечают активисты-антифашисты, латышский легион, сторонники которого маршировали на рижских улицах, был образован из десяти карательных легионов, расстреливавших мирных граждан России, Польши и самой Латвии.

Демонстранты прошли от музея Оккупации до памятника Свободы. В шествии легиона принимали участие депутаты сейма Латвии от входящего в правящую коалицию националистического объединения "Отчизне и свободе/ Движение за национальную независимость Латвии – Все Латвии!", а также их сторонники из соседних Литвы и Эстонии, в т.ч., председатель Литовского национального молодежного союза Юлюс Панка и глава Литовского национального центра Ричардас Чекутис. Последние двое в Литве организуют шествие 11 марта, которое прославилось лозунгом «Литва – для литовцев».

У памятника Свободы их встретили антифашисты лозунгом «Мир без нацизма!», к которым, в свою очередь, присоединились лидер Социалистического народного фронта Альгирдас Палецкис (Президент Литвы Даля Грибаускайте лишила его государственной награды), депутат Европейского парламента от Латвии Татьяна Жданок и президент Европейского еврейского парламента Джоэл Рубинфельд. На импровизированных виселицах антифашисты повесили фотографии с жертвами нацистских концлагерей.

Столкновений и серьезных происшествий в этот день избежать почти никогда не удается. Не стал исключением и этот год. Антифашисты встретили шествие нацистов-ветеранов и молодых неонацистов трансляцией русских песен, в т.ч. таких для них «оскорбительных», как «Три танкиста». Гармонист-антифашист исполнил советские военные песни «Прощание славянки», «День Победы» и «Смуглянку». Затем антифашисты неожиданно включили сирену, как во время бомбежек. А когда участники шествия хотели возложить цветы к памятнику, пикетчики через усилители стали транслировать песню «Бухенвальдский набат». Звуковые эффекты, обеспеченные антифашистами, практически заглушили песни шествующих (при этом в МВД заявляли, что акция разрешена и сделать ничего нельзя – мощность звуковых систем законом не регулируется), после чего диктор стал перечислять на латышском языке преступления так называемой «команды Арайса», причастной к убийствам десятков тысяч советских граждан, в первую очередь - латвийских евреев.

Противостояние не ограничилось лишь словесной перепалкой. Три депутата Сейма из "Все – Латвии!" прорвались через полицейское оцепление и разрушили одну инсталляцию, разорвав фотографии жертв Холокоста, казненных нацистами. По словам антифашиста Эдуарда Гончарова, "это выглядело омерзительно. В лучших традициях опытных погромщиков Дзинтарс, Парадниекс и Домбрава опрокинули полицейские заграждения и стали бросаться на наших активистов и на генератор электропитания, чтобы заставить нас замолчать. Вели они себя при этом так же, как их любимые предшественники-эсэсовцы – председателю объединения против нацизма Янису Кузину разбили лицо, пытались побить 90-летнего ветерана войны, который мешал им уничтожить генератор...". В самом деле, лидер латвийского Объединения против нацизма Янис Кузинс был избит: по его словам, «во время шествия ко мне подбежал молодой парень и, крикнув неприличное слово на латышском языке, дважды ударил по лицу. В результате у меня была рассечена бровь и поврежден глаз».

Полиции пришлось применить силу, чтобы оттеснить депутатов и их сторонников. Никто из парламентариев задержан не был, поскольку они обладают депутатским иммунитетом.

Во избежание более серьезных столкновений было вынуждено вмешаться спецподразделение полиции. Всего в ходе мероприятия были задержаны пять человек. Один из них попытался выключить музыкальное оборудование антифашистов. Другая участница шествия сорвала траурную ленту с лежащего у памятника венка в память жертв фашизма. Еще три человека задержаны за мелкие правонарушения.

Янис Кузинс написал заявление в полицию. В свою очередь, националисты остались недовольными действиями полиции: по их мнению, полиция не обеспечила общественный порядок во время публичных мероприятий, и националистическое объединение "Отчизне и свободе/ Движение за национальную независимость Латвии – Все Латвии!" потребовало отставки министра внутренних дел республики Рихардса Козловскиса. Впрочем, Рихард Козловскис не собирается подавать в отставку: "Полицейских в центре города достаточно и проведение мероприятий отвечает требованиям соблюдения общественного порядка". По его словам, пока не было сообщений о том, что кто-то пострадал.

Конечно же, подобные марши не являются какими-то мелкими, локальными событиями, на которые не следует обращать внимание. Они отражают четко выраженную идеологическую линию, которая процветает среди националистов Латвии, Эстонии, Украины. В странах Балтии положение усугубляется тем, что эту линию поддерживает значительная часть правящей элиты. Идеология националистов заключается в том, что коллаборанты и непосредственно участники нацистских батальонов боролись не на стороне нацизма, а против советских оккупантов. При этом они ссылаются на особенности Нюрнбергского трибунала, который признал, что не считает преступниками тех, кто был призван в войска СС, не обладая правом выбора. Латыши полагают, что большинство из них призывали насильно – что не слишком соответствует исторической правде. И подчеркивают, что призывали их не в СС, а в "Ваффен СС", то есть армейский СС. Но даже если это и так, гордиться службой в армейском СС вряд ли стоит... При этом советские оккупанты неизменно отождествляются националистами с нынешними российскими властями, а русские, проживающие в Латвии и Эстонии, именуются "пятой колонной". В латвийских школах в классы приводят бывших солдат третьего рейха на встречи с учениками.

Каждый год звучат заявления МИД РФ о недопустимости шествий, прославляющих приспешников нацизма. Антифашисты обращаются в международные организации, в структуры ЕС. Однако европейские парламентарии, за небольшим исключением, относятся к шествиям нацистов равнодушно. Остается надеяться, что на этот раз прозвучат серьезные заявления официальных лиц, а главное – что эти заявления принесут реальную пользу.

Пока же с заявлением выступила общественная организация Лига Русской Молодёжи Республики Молдова, в котором подвергаются критике как участники марша, так и отношение Европы к такого рода мероприятиям. В заявлении говорится, что мероприятия с такой же идеологической направленностью проводятся и в других странах бывшего СССР: взрыв «Мемориала Славы» в Грузии, марши УПА в Украине, унионистские марши в Республике Молдова и прочие. Подобные акции, как отмечается, являются оскорблением памяти жертв, искажают сознание молодого поколения, а также приводят к эксплуатации современных форм расизма, расовой дискриминации и другим негативным последствиям.

Активисты общественной организации заявляют, что европейское сообщество плохо информировано о том, что происходит в Латвии, – в частности, о нацистских маршах в европейской столице, которым еще и содействуют государственные власти. Европейское руководство, полагают молдавские антифашисты, должно принимать наиболее решительные меры для борьбы с национализмом: нынешняя Европа, фактически, позволяет существовать фашизму и позволяет даже ему развиваться.