Версия для печати

О законопроекте "О недопустимости реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников, отрицания Холокоста"

В начале ХХI века в различных регионах мира обострились проявления ксенофобии, антисемитизма, расизма. Они актуальны как для стран с устойчивыми демократическими традициями и институтами, так и для стран с тоталитарным прошлым. Глобализация мировой экономики, миграция миллионов людей из самых разных стран мира в регионы с более высоким уровнем экономического развития (прежде всего, в страны Западной Европы и США), распространение националистических и религиозных взглядов экстремистского толка и связанное с этим усиление международного терроризма – всё это вызывает рост нетерпимости, которого не избежали даже самые развитые государства. Попытки реабилитации нацизма и лиц, воевавших на его стороне, предпринимаются в странах Балтии, в Украине, Молдове. Во многом эти действия вызваны стремлением правящей элиты перечисленных стран выстроить собственную версию национальной истории, противоположную той, которая внедрялась в общественное сознание в советский период. В результате пособники нацистского режима превращаются в национальных героев.

18 декабря 2008 г. Генассамблея ООН по инициативе России приняла резолюцию, осуждающую прославление нацизма, в т.ч. бывших членов "Ваффен СС", а также осквернение памятников борцам с фашизмом.

Однако особую горечь вызывает тот факт, что на территории самой Российской Федерации, где миллионы советских солдат погибли, защищая страну, ситуация не лучше, а то и хуже, чем в других странах. Разумеется, к этому есть субъективные и объективные предпосылки. В России по многим причинам еще далеко до построения полноценной демократии и развитого гражданского общества. Еще не искоренены психологические, экономические, социальные последствия десятков лет коммунистического режима. Объективные проблемы экономики и ошибки властей, гигантский уровень коррупции в стране, слабость демократического движения и либеральных партий, последствия глобального экономического кризиса  способствуют самым низменным проявлениям национальной ненависти, желанию "сильной руки" и, как следствие, формированию молодежных радикальных группировок крайне правого толка. Стыд и ужас охватывают ветеранов, всех здравомыслящих людей, которые читают в прессе сообщения о свастиках на могилах солдат, о сжигании живых людей (!) на Вечном огне, об избиениях и ограблениях ветеранов. Горько видеть сотни рук националистов-радикалов, взметающихся в нацистском приветствии, транспаранты на футбольных матчах с поздравлениями по случаю дня рождения Гитлера. Выходят десятки книг, где прославляются нацистские преступники и высказывается сожаление, что они проиграли войну, а Холокост вообще отрицается или сводится к незначительному событию.

Обо всем этом говорится уже много лет. Еще в 2008 г. обсуждалась Концепция законопроекта "О мерах РФ по противодействию реабилитации нацизма, нацистских преступников и их пособников в новых независимых государствах – бывших республиках Союза ССР" в ходе заседания рабочей группы, куда вошли депутаты Государственной Думы РФ, а также аналитики, историки, юристы. Участники заседания отметили, что в последние годы в ряде государств СНГ набирает оборот "тревожная тенденция возрождения нацизма, реабилитации нацистских пособников и гитлеровских прислужников, входивших в годы Великой Отечественной войны в состав войск СС". Однако о самой России речи не шло.

Потом принимались законы о запрете фашистской символики уже в России, вносились в список экстремистской литературы произведения нацистских лидеров.

Весной 2010 г. группа депутатов от «Единой России» предложила внести поправки в Уголовный кодекс, добавив статью «Реабилитация нацизма». Однако на первую версию законопроекта о введении уголовной ответственности за нейтральное отношение к нацизму был получен отрицательный отзыв правительства, и законопроект не получил хода.

В итоге всеобъемлющий закон об отношении к нацизму и его проявлениям так и не появился. И вот 25 марта 2013 г. Борис Шпигель внес в Госдуму пакет законопроектов «О недопустимости реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников, отрицания Холокоста» и соответствующие поправки к Уголовному кодексу. Б.Шпигель считает, что необходимость такого закона объясняется попытками пересмотреть итоги 2-ой Мировой войны и оправдать преступления против мира и человечности. Документ восполняет пробел в нынешнем законодательстве, и его принятие, поясняет автор, будет способствовать борьбе с нацистскими проявлениями.

Одна из причин непринятия соответствующего закона в течение долгого времени заключалась в трудностях юридического и теоретического плана. В самом деле, должна ли речь идти о недопустимости возрождения фашизма или же нацизма только в его германском выражении, или же фашизм должен трактоваться в более широком смысле – с учетом того факта, что германский, итальянский, испанский фашизм (не говоря уже о русском фашизме 30-х гг.) значительно отличались друг от друга по своей идеологии и исторической роли? Кроме того, очень многие нынешние националисты фактически используют нацистскую идеологию, но в иной обертке.

В итоге в законопроектах Б.Шпигеля вводятся четкие идеологические ограничения: под нацизмом в законопроекте подразумевается не абстрактная политическая доктрина с элементами национализма, расизма и антисемитизма, а конкретная идеология гитлеровской Германии с 1933 по 1945 г. и практика ее применения Третьим рейхом и его союзниками. Публичное оправдание или одобрение этой конкретной идеологии, а также ее публичное распространение законопроект определяет как реабилитацию нацизма. Труды руководителей НСДАП, Национальной фашистской партии Италии, а также другие публикации, обосновывающие национальное или расовое превосходство, закон называет «нацистскими материалами». В тексте описывается понятие нацистской символики: это не только свастика, но и атрибуты униформы, приветствия и другие отличительные знаки Национал-социалистической партии Германии и фашистской партии Италии, а также структур, которые Международный военный трибунал признал преступными.

Закон запрещает распространять через СМИ нацистские материалы или материалы, оправдывающие нацизм, их запрещается использовать в рекламе. Запрещается и создание организаций, цель которых — реабилитировать нацизм. Под действие закона подпадают пресса, общественные и религиозные организации, юридические и физические лица. Закон делает исключение для научной, литературной и художественной деятельности, если только она не ставит задачу героизировать нацизм.

Закон вводит юридическое понятие "реабилитации нацизма", определяя ее как "восстановление в правах, присвоение государственных или общественных наград, а также установление иных государственных или общественных мер поощрения в отношении нацистских преступников и их пособников, в том числе присвоение их имен улицам и площадям, населенным пунктам и иным географическим объектам, предприятиям, учреждениям и организациям, единицам боевой техники, установление в их честь праздничных дат".

В законопроекте подробно описывается механизм антинацистской экспертизы: помимо уже существующей государственной экспертизы, предлагается ввести общественную антинацистскую экспертизу.

Законопроект прописывает меры профилактики неонацизма, например развитие музейной и образовательной деятельности, а также сохранение объектов культурного наследия, прославляющих победу народов СССР в Великой Отечественной войне. Органам местной и государственной власти предписывается в приоритетном порядке проводить профилактические, воспитательные, пропагандистские мероприятия с населением. При правительстве будет создан специальный уполномоченный орган, в состав которого войдут представители надзорных, правоохранительных органов, члены НКО. Положение о работе этого органа должно определить правительство. Этот орган должен ежегодно публиковать доклад о ходе своей деятельности, свои рекомендации и предложения.

Пакет из двух законопроектов поступил в комитет Государственной думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, а также в комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. По словам председателя комитета по делам СНГ депутата Леонида Слуцкого, комитет в целом идею поддерживает и постарается вынести законопроект на рассмотрение в первом чтении до конца весенней сессии — возможно, в мае.

Безусловно, законопроект очень важен, однако, он, к сожалению, не избавлен от ряда серьезных недостатков, и ряд теоретических трудностей в нем не преодолен, в т.ч. и тех, которые не позволяли принять соответствующий законопроект раньше.

Так, в законе несколько раз упоминается об итальянском фашизме и его идеологии, как предмете действия закона. Повторимся, при всем неприятии итальянского фашизма, его идеология, особенно в 20-е годы, серьезно отличалась от идеологии немецкого нацизма, которая и должна преследоваться, согласно законопроекту. Далее, материалы, обосновывающие "национальное или расовое превосходство" – это слишком широкое понятие, под которое можно подверстать все что угодно: от древней религиозной идеи еврейской "избранности" до "богоносности" русского народа. Вообще любые проявления национализма часто подразумевают акцентирование особых положительных черт своего народа и принижение других народов, что легко свести к "национальному и расовому превосходству".

В ряде случаев законопроект противоречит уже существующему законодательству – например, на предмет ответственности за демонстрацию нацистской символики.

Положения о государственной, общественной "антинацистской экспертизе" довольно расплывчаты, не определяют четко механизм и организации, задействованные в такой экспертизе.

Более детально надо прописать и положения об "отрицании Холокоста", поскольку под обвинения в принижении и отрицании Холокоста нередко подпадают научные исследования, посвященные  Холокосту и геноцидам других народов.

Нуждается в конкретизации понятие о "героизации" нацизма. Например, если исследователь пишет о выдающихся результатах асов Люфтваффе, сбивавших сотни вражеских самолетов или о самоотверженном поступке на поле боя немецкого солдата, есть ли это героизация нацизма?