Версия для печати

О законопроекте об отмене моратория на смертную казнь для мигрантов

     Депутат Госдумы от ЛДПР Роман Худяков подготовил законопроект, согласно которому отменяется мораторий на смертную казнь в отношении мигрантов. Конкретнее, Худяков предлагает отменить определенные пункты в моратории на смертную казнь, чтобы он не распространялся на приезжих, совершающих убийства. Помимо этого, Худяков предложил снять пункты в моратории на смертную казнь для таких групп преступников, как педофилы, серийные убийцы, руководители, которые виноваты в массовой гибели людей.

Внимание прессы и экспертов привлекла именно та часть законопроекта, которая связана с мигрантами. Отметим, однако, что неплохо бы внимательнее приглядеться и к предложениям Р. Худякова относительно других групп граждан. В частности, депутат предлагает отменить мораторий на смертную казнь для руководителей, виновных в массовой гибели людей. Означает ли это, что казнен может быть руководитель, допустивший халатность, ошибку в планировании и т.д.?

Однако тема мигрантов необычайно остра в последние годы, и поэтому именно она стала центральным пунктом обсуждения. В самом деле, мы то и дело слышим из прессы и от официальных лиц о преступлениях, совершаемых мигрантами, о том, что уровень преступности среди них превышает среднестатистический. Неизвестно, в самом ли деле эти цифры отражают реальность (многие эксперты подвергают сомнению их достоверность), но вопрос о преступности мигрантов стоит на повестке дня.

Разумеется, Р. Худякову задали вопрос, почему он специально выделяет мигрантов в вопросе моратория об отмене смертной казни. В интервью "Вестям ФМ" он сказал: "Очень много у нас примеров, почему мы затрагиваем тему сейчас, ту, которая накипела у нас, россиян, на душе, – это мигранты. Те мигранты, которые приезжают к нам в Россию и совершают убийство, то они остаются – большинство – безнаказанными. В каком смысле? Мы их депортируем, мы их депортируем в ту страну, откуда они приехали, и там к ним применяются меры законодательства той страны, где они проживают. И если там нет смертной казни, и если там государство не дружески, будем говорить, относится к России, то такого преступника просто-напросто опять выпускают, он меняет паспорт, опять потом приезжает на территорию Российской Федерации и опять совершает преступления. Поэтому, я считаю, что здесь мы должны брать опыт других стран".

Такое объяснение выглядит крайне странным. Прежде всего, иностранцев, совершивших тяжкие преступления у нас в стране, судят по российским законам. У нас есть даже специальные места заключения для иностранцев, где они отбывают длительные сроки. И инициатива Р. Худякова является не более чем звеном в целой цепи недопустимых националистических высказываний деятелей этой партии и, прежде всего, ее лидера В. Жириновского. Еще недавно прогремел громкий скандал, когда В. Жириновский предложил запретить миграцию жителей Северного Кавказа и ограничить в регионе рождаемость, "оградив территорию Кавказа колючей проволокой". После этого самому Президенту РФ В. Путину пришлось призывать Жириновского воздержаться от популистских заявлений, противоречащих фундаментальным интересам страны. Неоднократные ксенофобные высказывания лидер ЛДПР допускал и раньше.

Предложение депутата ЛДПР, конечно же, вызвало волну возмущения. Любопытно, что даже некоторые националисты, которые всегда призывают к антимигрантским мерам, отнеслись отрицательно к предложению Худякова. Так, главный редактор сайтов «Русский Обозреватель» и «Новые Хроники» Егор Холмогоров считает, что если практиковать казнь мигрантов "массово, то есть большая опасность, что на нашу страну начнется организованное давление из-за рубежа. Будут обвинения, что имеют место массовые убийства иностранных граждан и т.д., могут возникнуть серьезные международные осложнения. К сожалению, как показала практика, наша внешняя политика податлива на такие заявления. Даже в ответ на заявления Среднеазиатских стран, которые ничего серьезного нам сделать не могут, Россия нередко идет на уступки".

Характерно при этом, что факт справедливости или несправедливости такой законодательной инициативы по отношению к мигрантам, сама жизнь людей Холмогорова не интересует  – его больше занимают дипломатические "осложнения". Если бы таких осложнений не было, то Егор Холмогоров был бы, вероятно, целиком на стороне депутата ЛДПР. Мало того, он опасается, что "как бы ужесточение риторики в этом вопросе, наоборот, не привело к смягчению практики по отношению к мигрантам. Так что пусть лучше они находятся в местах пожизненного заключения".

Разумеется, бурю возмущения предложение Худякова вызвало у правозащитников. Журналистка Л. Графова, многие годы занимающаяся проблемой мигрантов, назвала В. Жириновского "каннибалом" и заявила, что предложения его партии вообще обсуждать не следует. Однако много делая для защиты мигрантов, она, увы, не всегда объективно оценивает ситуацию: "Действительно, у преступника нет национальности. Однако могу сказать, что более верных друзей, чем на Кавказе, я не знаю. Им присуща темпераментность просто потому, что так сложилось исторически… Более добрых, чем кавказцы,- нет!". При этом под "темпераментностью", видимо, подразумевается поездка на авто по Александровскому саду и стрельба в воздух на свадьбах. А ведь проблему может решить только одно – равенство перед законом всех, независимо от региона происхождения. Без всяких преференций кому бы то ни было – чеченцам, русским и т.д., без скидок на "темпераментность". Вместе с тем, Л. Графова во многом права: проблемы с мигрантами достигли беспрецедентного уровня вследствие пронизывающей буквально все сферы жизни коррупции. Но и рецепт, предлагаемый Л. Графовой, – легализация незаконных мигрантов – вряд ли можно признать удачным. Количество мигрантов, особенно в крупных городах, поистине огромно. В Москве, по мнению многих экспертов, пребывает до нескольких миллионов мигрантов. При продуманной экономической политике это число могло бы быть сокращено в несколько раз, легализация же означает слишком жесткую и чреватую опасным развитием событий конкуренцию избыточной рабочей силы.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Законопроект, предложенный К. Худяковым, послужил продолжением давних споров более общего характера – о смертной казни и моратории на нее. Разрешить эту проблему  окончательно очень трудно, у каждой стороны есть свои серьезные аргументы. Но  большинство депутатов, разумеется, за смертную казнь, причем в качестве позитивного примера они всегда берут обычно ненавидимые ими США, где в ряде штатов смертная казнь запрещена (хотя в США постепенно отказываются от этой меры, и штатов, где применяется самое суровое наказание, становится все меньше). Но с учетом российских реалий, к которым не всегда применимы западные стандарты, мораторий на смертную казнь должен быть сохранен».

Об этом очень внятно сказал член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Борис Резник: «Это мы положим столько невинных людей, понимаете? Общественное возмущение из-за того, что у нас – вал преступности и много жесточайших убийств, а правоохранители сегодня на таком низком уровне работают. Они для того, чтобы получить звездочки и показать, какие они профессионалы, отправят столько невинных на тот свет». И с этим нельзя не согласиться.