Версия для печати

Памяти Нельсона Манделы

5 декабря 2013 г. скончался Нельсон Мандела.

Говорят, что когда из жизни уходит крупный государственный деятель, то уходит целая эпоха. Нельсон Мандела – больше, чем просто государственный деятель. Всей своей жизнью он внес серьезные изменения в нравственные ориентиры современной цивилизации, и в этом смысле его можно уподобить Махатме Ганди.

Нельсон Мандела родился 18 июля 1918 г. в семье вождя одного из африканских племен. Единственный из многочисленных детей в семье, он пошел в школу, а в 1939 г. поступил в Форт-Хейр, единственный университет страны, где имели право обучаться чернокожие жители. И почти сразу же он включился в борьбу, которой посвятил всю свою жизнь, – борьбу с апартеидом. Уже в конце первого курса он принял участие в студенческом бойкоте против политики университета и, отказавшись пойти на сделку с руководством, принял решение покинуть учебное заведение.

В 1944 г. Мандела вступает в оппозиционный Африканский национальный конгресс (АНК) и принимает участие в создании Молодежной лиги, которая заняла по отношению к режиму непримиримую позицию. Мало того, Мандела создает вооруженное крыло АНК, «Копье нации», и призывает к партизанской войне против режима, которая и развернулась через 15 лет.

В 1952 г. Мандела стал одним из организаторов Кампании неповиновения, проводившейся по инициативе АНК, и разработал т.н. «план М», который представлял руководство по деятельности АНК в подполье в случае запрета организации властями. В 1955 г. он участвовал в организации Конгресса народа, принявшего Хартию свободы, в которой были изложены основные принципы построения свободного и демократического общества в Южной Африке. Хартия свободы стала главным программным документом АНК и других политических организаций Южной Африки, боровшихся против режима апартеида. В 1952 г. Мандела с товарищем создали первую юридическую фирму под руководством темнокожих, которая оказывала бесплатную или дешевую юридическую помощь африканцам, а к концу 50-х началась та самая партизанская война, которую он обещал.

Характерно, что деятельность «Копья нации» должна была носить откровенно террористический характер, но при этом предполагалось, что никто не должен пострадать; как вспоминал один из членов организации, «мы должны были начать взрывать символичные места апартеида – паспортные столы, местные мировые суды, отделения почты, правительственные учреждения. Но так, чтобы никто не пострадал, не был убит». Таким образом, деятельность «Копья нации» очень напоминает деятельность баскских сепаратистов в прошлом, которые также старались минимизировать последствия своих акций для людей. Но, увы, ни там, ни тут без жертв обойтись не удавалось – впрочем, сам Мандела этого не скрывал. По его признанию, АНК в своей борьбе против режима апартеида также грубо нарушал права человека. Мало того, он резко критиковал тех в своей партии, кто пытался замалчивать о нарушениях со стороны АНК.

В июле 1962 г. Мандела был арестован (вероятно, не без помощи спецслужб США, которые поддерживали тесные связи с правящим режимом – ведь и в самой Америке приходилось решать непростые проблемы с черным протестным движением) и обвинен в государственной измене. Через год Мандела, уже широко известный, выступил в суде с программной речью: «На протяжении всей жизни я полностью посвятил себя борьбе за африканское население. Я боролся как против господства «белых», так и против господства «чернокожих». Я чтил идеал демократического и свободного общества, в котором все граждане живут в гармонии и имеют равные возможности. Это тот идеал, ради которого я готов жить. Но если понадобится, то ради него я готов и умереть». Обратим внимание на безупречность позиции Манделы, который выступает против любого расового господства. Увы, но история в дальнейшем сыграла над его мечтами злую шутку.

 Решением суда он был приговорен к пожизненному заключению, и провел в заключении рекордный срок – 27 лет. Он имел возможность выйти раньше, но не шел ни на какие компромиссы, пока АНК оставался запрещенным: "Какую еще свободу мне предлагают, когда народная организация остается запрещенной? Только свободные люди, а не узники могут вступать в переговоры".

 Однако в 60-80-е годы борьба с расовыми предрассудками достигла особого накала; имена Мартина Лютера Кинга, Анжелы Дэвис, Нельсона Манделы гремели повсюду. На многочисленных антирасистских митингах, форумах, конференциях их участники требовали освободить Манделу.

В феврале 1990 г. 73-летний Мандела был освобожден. Но он не почил на лаврах пострадавшего борца, а самым активнейшим образом включился в борьбу с апартеидом. Он открыто заявил, что зароет топор войны не раньше, чем власти по-настоящему будут готовы к диалогу и перестанут преследовать его организацию.

Ситуация в стране сложилась очень серьезная – политическая напряженность была сильной и грозила гражданской войной: в один момент накопленную за века расовую нетерпимость разрешить невозможно. В 1991 г. Мандела назвал тогдашнего президента ЮАР Виллема де Клерка главой «незаконного, дискредитированного режима меньшинства». В 1992 г. имели место погромы и резня черного населения, после чего переговоры по инициативе АНК были прерваны, а Мандела обвинил в убийствах южноафриканское правительство. В 1993 г. был убит лидер АНК Крис Хани. Мятежи и стычки еще продолжались, но было достигнуто соглашение между Манделой и де Клерком о проведении первых в истории общенародных демократических выборов. В 1993 г. оба они получили Нобелевскую премию.

На выборах 1994 г. АНК получил 62% голосов, а Мандела был избран президентом страны. На посту президента (1994-1999) Мандела провел серьезные реформы по преодолению социального и экономического неравенства, в т.ч. ввел бесплатное медицинское обслуживание, увеличил расходы на образование, пособия, возвратил земельные участки коренному населению.

Его имя стало символом борьбы за расовое равенство. Мандела получил множество наград, стал почетным членом более 50 университетов.

Однако расовые противоречия в стране так и не были преодолены. И тому причин сразу несколько: это и застарелая вражда белых и черных, и неизбежный террористический оттенок борьбы АНК за права черных. Не случайно вплоть до июля 2008 г. Манделе (уже Нобелевскому лауреату!) и членам АНК был запрещен въезд в США (за исключением права на посещение штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке) без специального разрешения государственного секретаря США: АНК до сих пор числился террористической организацией.

Мало того, многолетнее противостояние двух сторон, увенчавшееся успехом темнокожих в отстаивании своих прав, через некоторое время качнуло маятник уже в другую сторону – в 90-х гг. прошлого столетия в ЮАР появились признаки т.н. черного расизма, ущемления прав белых.

За период с 1997 по 2007 г. было убито 1248 белых фермеров и наемных сельхозработников; по данным «Африканерского движения сопротивления», за последние 14 лет были убиты более 3 тыс. фермеров. В 2010 г. южноафриканский суд запретил популярную в начале 1990-х гг. песню, в которой есть строка со словами «Убей бура» (белого фермера). Имели место случаи предоставления статуса беженца белым южноафриканцам, покинувшим ЮАР по причине преступности, направленной против белых, и дискриминации.

Предоставление льгот темнокожему населению, с помощью чего Мандела пытался преодолеть социальное неравенство, имело свою обратную сторону: белым ставятся всевозможные преграды, ответственные посты предназначаются темнокожим. Южноафриканский профсоюз «Солидарность», объединяющий в основном белых рабочих и служащих, подал в суд, заявляя о расовой дискриминации в полиции. В 2010 г. лидер группы действий в поддержку африканеров в ЮАР профессор Дан Роодт описал ситуацию как катастрофическую: белые граждане ЮАР считают себя отверженными, в 2010 г. было отмечено резкое снижение уровня жизни белого меньшинства в ЮАР.

Еще хуже сложилась ситуация в соседних странах, триггером которой послужили события в ЮАР. Так, в 2001 г. в Зимбабве происходил настоящий разгул черного расизма, и под угрозой оказалась судьба шести миллионов белых. Не случайно Мандела призвал тогда жителей к вооруженному восстанию против правящего там режима: «Есть в Африке лидеры, которые командовали освободительными армиями. Сегодня они купаются в роскоши. Общаясь с богатыми и влиятельными мира сего, они стали презирать тех самых людей, которые привели их к власти. Они думают, что поставлены там навсегда». Фактически Мандела призвал мир отказаться от устаревших «политкорректных» представлений не критиковать темнокожих.

Да и в целом заветы Манделы «нет никакому расизму» дают сбой. Расизм приобретает новые изощренные формы. Так, по иронии судьбы, именно в ЮАР, в Дурбане, неоднократно проводились конференции по правам человека, вызывавшие острую критику. Прежде всего, Дурбан регулярно предоставляет трибуну для выражения антисемитизма и ненависти к Израилю. Открыто высказывалось даже мнение о том, что Израиль заслуживает не только осуждения, но и уничтожения. Кроме того, лейтмотивом конференций в Дурбане является антиамериканизм: США трактуются как общество, которое с презрением относится к темнокожим народам. При этом участники конференций игнорируют гораздо более серьезные этнические и расовые кризисы, которым подвержены государства Третьего мира. К сожалению, представители европейских стран, принимающие участие в конференции, не реагируют должным образом на ход конференции (американская и израильская делегации отказываются в ней участвовать).

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «В современном мире расизм продолжает процветать, хотя и в других формах. И опыт Нельсона Манделы, противоречивый, но величественный, может послужить здесь пищей для размышлений и важным уроком».