Версия для печати

Дело Бейлиса: взгляд через столетие

В конце этого года исполняется сто лет со времени знаменитого процесса, получившего название «дело Бейлиса».

Напомним вкратце суть этого процесса, прогремевшего на весь мир.

20 марта 1911 г. на окраине Киева был найден труп Андрея Ющинского, ученика подготовительного класса Киево-Софийского духовного училища. На трупе было обнаружено 47 колотых ран. В атмосфере высокого накала антисемитских настроений сразу разнеслись слухи, что убийство носит ритуальный характер и за ним стоят евреи. Слухи поддержали высокопоставленные правые политики и антисемитская пресса.

В итоге через несколько месяцев по обвинению в убийстве был арестован Менахем Мендель Бейлис, работавший приказчиком на кирпичном заводе, расположенном неподалеку от места, где был найдет труп Андрея Ющинского.

Следователи, считавшие дело чисто уголовным и подозревавшие в преступлении содержательницу воровского притона Веру Чеберяк и ее сообщников (убитый мальчик дружил с ее сыном и мог много знать о деятельности притона), были отстранены от дела, а вместо них были назначены послушные властям следователи, ставшие фабриковать дело против Бейлиса. Тем не менее, никаких доказательств вины Бейлиса или каких-то других евреев им обнаружить не удалось.

Хотя дело против Бейлиса можно было закрыть за отсутствием улик, по настоянию высокопоставленных лиц, в их числе министра юстиции И.Щегловитова, дело в 1913 г. передали в суд.

Суд над Бейлисом превратился в главное событие тех дней в России, фактически разделив русское общество на две части. С одной стороны, антисемиты-черносотенцы всех мастей, поддерживаемые властями, вели неистовую пропаганду, обвиняя Бейлиса, а в его лице всех евреев. С другой стороны, передовая русская интеллигенция отстаивала невиновность Бейлиса и абсурдность средневековой легенды о ритуальных убийствах. В широкой общественной кампании в защиту Бейлиса приняли участие писатели Владимир Короленко, Максим Горький, Леонид Андреев, Федор Сологуб, поэты Александр Блок, Зинаида Гиппиус, другие видные деятели русской культуры и науки.

Отметим, что в экспертизе приняли участие и видные ученые, в т.ч. профессора Духовных академий, доказавшие историческую беспочвенность обвинений евреев в ритуальных убийствах.

Несмотря на тщательно подобранный состав присяжных, на оказанное на них сильное давление, они оправдали Бейлиса.

Отметим, что за обвинениями в ритуальном убийстве стояла долгая история «кровавого навета» на евреев. Она восходит к древнему обвинению евреев в распятии Иисуса Христа и к мифам о необходимости для евреев совершать свои ритуалы с использованием христианской крови.

Казалось бы, с крахом Советского Союза, с демократическим развитием страны, которое декларируется нынешней властью, дикие средневековые обвинения евреев должны были окончательно уйти в небытие. Однако этого не произошло.

В постсоветской России с маниакальной настойчивостью издаются и переиздаются антисемитские книги, в том числе «Записка о ритуальных убийствах», приписываемая В.И. Далю, не имевшему в действительности никакого отношения к этому мракобесию.

В начале 2005 г. двадцать депутатов Госдумы подписали обращение в Генеральную прокуратуру с требованием запретить религиозные и национальные объединения евреев, как «экстремистские». Про эти объединения сказано, что они практикуют ритуальные убийства – со ссылкой на вышеупомянутый «Записку».

В мае 2005 г., когда в Красноярске исчезли несколько детей, член «Союза русского народа» Михаил Назаров обвинил евреев в ритуальном убийстве, ссылаясь именно на дело Бейлиса.

Некоторые православные издания с ярко выраженной националистической ориентацией регулярно поднимали тему ритуального убийства в связи с гибелью царской семьи в Екатеринбурге в 1918 г.

Отметим при этом, что Русская православная церковь на протяжении всей своей истории никогда официально не подтверждала идею существования кровавых жертвоприношений у евреев. Еще в 1991 г. тогдашний патриарх Алексий II отметил: «Во время печально знаменитого суда над Бейлисом эксперты нашей церкви – профессор Киевской духовной академии протоиерей Александр Глаголев и профессор Петербургской духовной академии Иван Троицкий твердо защищали Бейлиса и смело высказались против обвинения евреев в ритуальных убийствах». А историк Церкви С.Фирсов заявил, что «собственно Православная Российская Церковь ни в лице Святейшего Синода, ни в лице своих ученых-богословов, занимавшихся изучением Ветхого Завета, Талмуда, Каббалы, а также историей еврейской религии, ни разу не высказала своей поддержки идее о существовании ритуальных убийств у евреев».

В то же время православная церковь до сих пор чтит «святых великомучеников», якобы «убиенных от жидов». Более того, патриарх Кирилл в 2012 году совершил паломничество к мощам Гавриила Белостокского, объявленного жертвой еврейского ритуального убийства около 300 лет назад.

Зверски убитый православный священник, автор многих богословских трудов Александр Мень еще в конце 1970-х годов высказывал надежду, что якобы «убиенные от жидов» святые великомученики православной церкви будут деканонизированы. Похоже, что его надежда не скоро осуществится.

Что касается «ритуального убийства» царской семьи, то, несмотря на все предшествующие выводы православных богословов, правительство Российской Федерации в связи с расследованием дела об убийстве царской семьи дважды обращалось в Московский патриархат за разъяснением. В своих выводах Комиссия РПЦ МП по канонизации святых под председательством Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, в заключительном докладе от 10 октября 1996 г. вновь апеллировала к итогам дела Бейлиса.

Голоса в поддержку кровавого навета раздаются также в Украине, где значительно усилился антисемитизм в последние годы, в частности в связи с активизацией партии «Свобода», которой удалось добиться крупного успеха на последних парламентских выборах.

На самой могиле Андрея Ющинского в Киеве красуется антисемитская надпись: «Убит жидами».

В 2012 г. в Одессе, возле знаменитого памятника Дюку де Ришелье, православные монархисты установили крест, надпись на котором гласит, что царская семья «была зверски замучена и ритуально убита иудейскими изуверами».

Фактически тема «кровавого навета» в слегка видоизмененном виде поддерживается и некоторыми официальными украинскими учеными. Так, профессор философии и писатель Вячеслав Гудин на конференции в 2009 г., в которой принимали участие активисты организаций, защищающих права славянских народов – украинцев, белорусов и русских, – заявил, что за последние два года через израильские организации были усыновлены 25 тысяч украинских детей. Но, по его словам, вместо того, чтобы обрести теплый дом и новую семью, эти сироты стали донорами для евреев, нуждающихся в срочной операции по пересадке органов. Эти выводы были сделаны якобы на основе исследования, проведенного источником, который профессор отказался назвать.

В феврале 2011 г. в Севастополе были убиты две школьницы. Как только трупы их были обнаружены, глава Крымского казачества Виталий Храмов заявил: «О ритуальном характере обоих убийств говорит, во-первых, то, что одна девочка заколота ножами, а другая – разрублена на четыре части. Причем первые ножевые ранения носили мелкий характер, что присуще талмудистскому или каббалистическому обряду, когда самая правильная жертва – обескровленная…»

Очевидно, что обвинения в ритуальных убийствах будут продолжаться, пока в мире есть антисемитизм и все иные разновидности ксенофобии. А антисемитизм и ксенофобия есть продукт не только исторический, но и результат серьезного социально-политического кризиса, переживаемого странами и народами постсоветского пространства. В России и Украине в непростой экономической ситуации, в условиях повальной коррупции, нерегулируемой миграции, межнациональных конфликтов неизбежно возникает потребность найти врага, на которого можно было бы возложить ответственность за все беды, – будь то евреи, кавказцы, геи или кто-либо еще. В Украине, странах Балтии маршируют бывшие коллаборационисты и эсэсовцы, издаются книги и календари, в которых пособники нацизма, уничтожившего шесть миллионов евреев и десятки миллионов людей других национальностей, объявляются национальными героями.

Р России число открытых антисемитских акций держится в течение нескольких лет на примерно одинаковом, сравнительно невысоком уровне – гораздо меньшем, чем уровень аналогичных акций по отношению к кавказцам, уроженцам Азии и представителям других национальностей. Вместе с тем достаточно высок уровень вандализма, направленного против зданий, принадлежащих еврейской общине, еврейских кладбищ и т.д. Очевидным представляется и сохранение антисемитизма в российском обществе на бытовом, повседневном уровне, о чем свидетельствуют многочисленные социологические исследования. Так, согласно недавним опросам, 17% респондентов не хотели бы видеть евреев среди своих коллег, а 28% – членами своих семей. Антисемитская пропаганда занимает обширное место в Интернете, появляются многочисленные печатные издания, полные человеконенавистнических идей; порой антисемитизм, как часть общих ксенофобских тенденций, фиксируется в риторике предвыборных кампаний.

Антисемитская идеология проникает порой в учебную литературу. Так, в одном случае соответствующий учебник предназначался даже для будущих офицеров МВД (в итоге тираж учебника конфисковали). Две откровенно антисемитские книги написала преподавательница Академии Генерального Штаба.

Показателем распространенности самых оголтелых расистских теорий и древних предрассудков является продажа антисемитских книг на крупнейших книжных ярмарках в Москве. Продаются даже книги, вошедшие в официальный список экстремистской литературы. Нет нужды перечислять всех авторов этих книг – они хорошо известны. Многие из них примелькались на националистических маршах, в судебных заседаниях, регулярно фигурируют в заявлениях правозащитных организаций: в этих «трудах» и самый оголтелый антисемитизм, и оскорбления руководителей государства, и призывы к насильственному свержению существующего строя.

При этом, несмотря на ежегодные заявления о недопустимости ксенофобии, о гуманистической цели выставок, о твердом желании распространять истинные культурные ценности и не допускать разжигания межнациональной и межрелигиозной розни, оргкомитет каждый раз сквозь пальцы смотрит на продажу подобной литературы на книжном форуме.

Точно так же власти нередко смотрят сквозь пальцы на ксенофобные, шовинистические выступления отдельных официальных лиц, депутатов Госдумы.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «При таком пренебрежительно, а то и прямо попустительском отношении к разжиганию антисемитизма и ксенофобии очень трудно рассчитывать на создание благоприятного межнационального климата, способствующего превращению России в мощную индустриальную державу и развитую демократию.