Версия для печати

О заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ

Очередное заседание Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, которое провел 22 октября В.Путин, привлекло повышенное внимание экспертов и прессы.

Заседание Совета было не случайно проведено в Уфе, где 225 лет назад по указу Екатерины II было учреждено "духовное собрание магометанского закона", положившее начало официальному функционированию мусульманской общины, что, по словам В.Путина, "сыграло заметную, очень важную роль в укреплении российской государственности, внесло свой вклад в создание общего духовного и культурного пространства, в формирование объединяющих нас ценностей и традиций".

Свою вступительную речь Президент сразу начал с критики. Он отметил, что в Стратегии государственной национальной политики до 2025 г., утвержденной в декабре 2012 г., были учтены конкретные направления совместной работы, и, в свою очередь, Правительством был принят план ее реализации на 2013–2015 гг., а также программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», в рамках которой было предусмотрено финансирование региональных программ. Однако, отметил В.Путин, работа пока разворачивается медленно: "Планы реализации федеральной Стратегии составили только девять регионов Российской Федерации а если проанализировать конкретную работу, то картина, видимо, будет еще более удручающей". Стратегические документы, принятые в 21 регионе, в большинстве своем устарели.

Президент подчеркнул: "межнациональные отношения…  один из самых важных, сложных и один из самых чувствительных вопросов, требующий нашего общего повышенного внимания", но пользы от чиновников, занятых в этой сфере,  никакой. И события в Бирюлеве, по мнению В.Путина, явились следствием такого отношения: "В Бирюлево, например, вы знаете, недовольство жителей накапливалось годами. Обращения были и в полицию, и в местную управу, и к руководству округа. Зачем нужна власть, если она не хочет знать ситуацию такой, какая она есть на местах, не принимает никаких мер и не слышит людей? Все это приводит к тяжелым конфликтам, в том числе на национальной и религиозной почве, приводит к попыткам решать эти конфликты неправовыми методами". Президент отметил и недопустимость попустительства незаконным действиям приезжих, которые нарушают миграционное законодательство, совершают правонарушения.

Президент отметил важный момент: межнациональные конфликты зачастую рождаются из бытовых. В самом деле, очень часто подвыпившие компании земляков или бизнесы с этнической окраской начинают выяснять между собой отношения, которые перерастают в межнациональные конфликты. Эти конфликты умело используются националистами всех мастей, радикалами и экстремистами "для нагнетания межэтнической напряженности и, разумеется, для достижения своих узкокорыстных политических целей". Однако своевременное реагирование, хотя и имеет важное значение, но его недостаточно: "Нужны современные системные методы и подходы, которые отражены в новой Стратегии государственной национальной политики. И она начнет работать в полную силу только тогда, когда будет востребована в регионах, станет реальным руководством к действию, к кропотливой, системной работе по укреплению межнационального согласия".

Еще одним важным инструментом улучшения межнациональных отношений Президент назвал создание в регионах на единой методологической основе систему мониторинга межнациональных отношений, оценки рисков, мер предупреждения возможных конфликтов. В этом плане важны наработки ученых: не случайно по поручению В.Путина создан научный центр, обеспечивающий мониторинг межнациональных отношений на Юге России и в регионах Приволжского федерального округа.

Большую роль в решении проблем межнациональной сферы В.Путин отвел кадровым вопросам.

Не была обойдена и проблема миграции – одного из главных факторов повышения межнациональной напряженности. В очередной раз была отмечена необходимость составления трудовых карт, определяющих потребности субъектов Федерации в дополнительной рабочей силе, но Президент призвал главное внимание при этом уделять социальной адаптации мигрантов, создавать для этого необходимые условия.

Выступивший следом министр регионального развития Российской Федерации И.Слюняев отметил положительную динамику в сфере межнациональных отношений в ряде регионов, в т.ч. в Оренбургской, Белгородской и Костромской областях, Республике Мордовия, других регионах России. Министр сформулировал "полноценную систему действий, которая позволит перейти от мероприятий «пожарного» толка в области межнациональных отношений к логичной и последовательной и, что важно, повседневной работе" и включающую:

- мониторинг, раннее предупреждение и выявление возможных конфликтов;

- работу со СМИ и реализацию комплексной информационной кампании;

- грантовую поддержку общественных инициатив;

- непрерывное повышение квалификации государственных и муниципальных служащих.

Все это прекрасно, но те же самые пункты оглашались уже бесчисленное множество раз на разных советах и совещаниях. С другой стороны, ничего не было сказано о проблеме коррупции, которая как раз в большей мере и провоцирует напряженность в межнациональных отношениях.

Далее И.Слюняев рассуждал о том, что корень проблем не в нелегальной иммиграции (хотя понятно, что нелегальная иммиграция создает немало проблем), а в "снижении общего уровня культуры, духовности, взаимного уважения и веротерпимости. Мы забыли о том, что нравственный человек заканчивается раньше, чем начинается человек законопослушный". И тут неожиданно министр предложил подумать  больше о русском народе, поскольку "тема русского народа в наших программных документах и целевых установках присутствует недостаточно. Пришло время подумать о программах развития Центральной России, Поволжья, зоны Нечерноземья", в то время как "мы справедливо уделяем много внимания Северному Кавказу, Дальнему Востоку, коренным малочисленным народам Севера". В заключение министр отметил: "Сегодня для государства важно системно подойти к решению таких проблем, мы должны не только взять под особый контроль места концентрации мигрантов, но и принять меры по совершенствованию работы правоохранительных органов и миграционных служб, формированию экономических барьеров для притока нелегальных мигрантов".

Н.Сванидзе совершенно справедливо отметил "антимигрантскую истерику в стране", абсолютно негативное отношение к мигрантам. По его мнению, в визовом режиме никаких изменений не должно быть (что очень спорно, если учитывать практику развитых стран). В качестве мер Н. Сванидзе также предложил уже известные:

- усиление влияния местного самоуправления, выборного на муниципальном уровне;

- изменение вектора "государственной пропаганды в сторону национальной терпимости, в сторону готовности людей разного этнического происхождения, вероисповедания, внешности, языка, культуры жить вместе друг с другом в одной стране, в стране под названием Россия". Здесь можно усмотреть косвенную критику выступления И.Слюняева, ратовавшего за выделение в документах русского народа. В качестве конкретного примера Н.Сванидзе привел США, где в Голливуде при создании фильмов тщательно отслеживают необходимость расового баланса между героями. Наконец, Н.Сванидзе первым во время совещания вспомнил о коррупции, жертвами которой и становятся мигранты.

А.Соколов предложил создать фонд «Российская нация», "который бы поддерживал не отдельные этнические группы, не проекты поддержки каких-то отдельных культур, а именно движение по межнациональному согласию и проекты, связанные с формированием российской гражданской нации".

М.Шевченко поддержал И.Слюняева, заявив, что "национальное самосознание русского народа, о котором так со страхом многие говорят, особенно либеральная интеллигенция в городах, на самом деле является оплотом стабильности нашего государства. Самочувствие русского народа является фундаментом самочувствия, уверен, и всей государственной системы". С предложением М.Шевченко об "ужесточении трудового законодательства в рамках ответственности работодателя за приезжающего сюда работать человека" нельзя не согласиться.

В.Зорин поднял весьма актуальную, но не часто поднимаемую тему – о роли исламского образования в развитии сферы межнациональных отношений. Он указал, что многие мусульманские деятели проходят обучение за границей, возвращаясь экстремистски настроенными, и высказал вполне здравое предложение об организации курсов подготовки имамов в России – хотя это предложение высказывалось ранее, тоже неоднократно.

Г. Мартенс затронул вопрос нескоординированности различных ведомств по ведению мониторинга в сфере межнациональных отношений и предложил создать в три этапа "единую вертикально интегрированную систему мониторинга – муниципальный уровень, региональный уровень и федеральный уровень":

1. Создание региональных мониторинговых центров при главах администраций субъектов Федерации;

2. Создание «горячих линий» и региональных групп оперативного реагирования.

3. Создание на федеральном уровне центра мониторинга и анализа состояния межнациональных отношений, в котором "должна собираться и анализироваться вся поступающая из регионов и федеральных структур информация, и по результатам анализа этой информации для высшего руководства страны должны формироваться конкретные предложения по оперативным и стратегическим управленческим решениям".

Глава ФМС К.Ромодановский привел интересные цифры:  с 2002 г. гражданство Российской Федерации приобрели более чем 2,5 млн. иностранных граждан, 65% из них – это граждане титульных наций стран исхода. Постоянно в нашей стране в разный период времени года находится от 9 до 11,5 млн. иностранных граждан. Треть землячеств – представители государств Центральной Азии, треть – Азербайджана и Армении.

За последние годы "въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан вырос практически на 40%" (не очень понятная фраза, но, видимо, имеется в виду, что количество въезжающих выросло на 40%). К.Ромодановский привел довольно безрадостную картину состояния дел: "… в основном это молодые люди, далекие от наших традиций, часто не владеющие русским языком. Подобные люди, как правило, незаконно работают, легко вовлекаются в криминальную деятельность. Нередко сами лидеры диаспор, используя правовую неграмотность своих земляков, из корыстных побуждений вовлекают их в теневой рынок труда, и происходят подобные последствия. В такой ситуации у мигрантов отсутствует мотивация и желание изучать русский язык, соблюдать законы, а также правила и нормы поведения, принятые обществом". Как и другие докладчики, он высказался за введение экзамена по русскому языку и организации адаптационных курсов. Также Ромодановский предложил усилить контроль и ответственность за пособничество нелегальной миграции, ограничить сроком в 90 дней единовременное пребывание мигранта в России.

Другие докладчики говорили о необходимости правильной молодежной политики, необходимости правильно подходить к вопросам инфраструктуры (что, по мнению докладчика, и привело к конфликту в Бирюлево), заботе о детях, о строительстве Дома дружбы, о "горизонтальном общении" народов. Также было предложено создать региональные адаптационные центры, представляющие мигрантам юридические, образовательные и иные услуги, при особом внимании к адаптации детей-мигрантов, и новые механизмы международного сотрудничества, чтобы адаптация мигрантов проходила преимущественно на их родине.

В.Тишков говорил о научном аспекте проблемы, о подготовке специалистов по межнациональной проблематике и выпуске соответствующей литературы и предложил выпустить популярную книгу по культурам разных народов, а также " научить чиновников уметь использовать литературу" – откуда можно сделать вывод о текущей подготовке наших чиновников.

Генеральный прокурор Ю.Чайка подвел итог причинам межнациональной напряженности: "Материалы надзорных проверок свидетельствуют, что резонансные происшествия от Кондопоги до Бирюлево, как правило, в основе своей носили бытовой характер и затем перерастали в массовые выступления граждан, в ходе которых звучали националистические лозунги. Они обусловлены совокупностью причин, в числе которых, помимо социально-экономических, – это проблема образования, культуры, воспитания, профилактики противоправного поведения, коррумпированности должностных лиц и безнаказанности". В качестве необходимых мер он предложил уже ранее высказывавшиеся. Но особое внимание он уделил правонарушениям в самом МВД – "в текущем году в органах внутренних дел лишь по каждому четвертому делу оперативного учета, заведенному подразделением собственной безопасности в отношении работников полиции, возбуждено уголовное дело. На всю Россию их меньше 300. А до суда дошло осужденных всего 129 человек. Это на нашу-то Россию всю. Поэтому, мы считаем, более эффективной должна быть работа Управления собственной безопасности Министерства внутренних дел и миграционной службы". Не став разбираться, в отличие от других докладчиков, в тонкостях и пользе "национализма", Ю.Чайка предложил "ужесточить уголовную ответственность участников националистических организаций либо объединений в случае совершения ими преступлений на почве межнациональной вражды или розни".

Заместитель председателя правительства Д.Козак в основном рассказывал о достигнутых результатах и методах совершенствования работы.  Но он привел еще более впечатляющие цифры, чем К.Ромодановский: "За 9 месяцев текущего года в Москву и Московскую область въехало 3,3 миллиона трудовых мигрантов (!), в Санкт-Петербург и Ленинградскую область – 2,5 миллиона трудовых мигрантов (!). Если говорить о внутренней миграции, то миграционный приток в Москве и Московской области превышает отток в 120 раз, в Санкт-Петербурге с Ленинградской областью – в 18 раз. И, наоборот, в таких регионах, как Калмыкия, отток превышает приток в 12 раз, в Дагестане – в 20, в Кабардино-Балкарии – в 30 раз".

 В.Путин подвел итоги совещания, обещав тщательно рассмотреть все предложения.