Версия для печати

Об изменении текста мемориальной доски в Змиевской балке

Многолетняя эпопея с памятной доской в Змиевской балке, кажется, близка к завершению.

Напомним кратко эту историю, вызвавшую  массу споров и скандалов.

В Змиевской балке, под Ростовом-на-Дону, во время 2-ой Мировой войны было расстреляно огромное количество советских граждан. Расстрелы начались 2 августа 1942 г. и продолжались до сентября. В числе расстрелянных были советские военнопленные – командиры, политработники и бойцы, подпольщики, пациенты психиатрических больниц.  11 августа начался массовый расстрел еврейского населения, и было уничтожено практически все еврейское население города – более 20 тысяч человек.

Хотя в Змиевской балке полегли люди разных национальностей, она считается  крупнейшим местом уничтожения евреев на территории Российской Федерации.  Однако государственная пропаганда в СССР, замешанная на антисемитизме, старалась как можно тщательнее скрывать упоминания о расстрелянных евреях, заменяя их безликим определением «советские граждане», «мирные граждане», – хотя в целом ряде мест преимущественно были расстреляны именно евреи.

Лишь после распада Советского Союза, уже в демократической России, правда восторжествовала. В  2004 г. в Змиевской балке была установлена доска с надписью: «11-12 августа 1942 г. здесь было уничтожено нацистами более 27 тысяч евреев. Это самый крупный в России мемориал Холокоста».

Тем не менее, в 2012 г., накануне 70-летия трагедии, по решению городской администрации мемориальную доску заменили на новую, с другой надписью: «Здесь, в Змиевской балке, в августе 1942 года гитлеровскими оккупантами было уничтожено более 27 тысяч мирных  граждан Ростова-на-Дону и советских военнопленных. Среди убитых – представители многих национальностей. Змиевская балка – крупнейшее на территории Российской Федерации место массового уничтожения фашистскими захватчиками советских граждан в период Великой Отечественной войны». Слово «евреи» опять не было упомянуто.

Разгорелся грандиозный скандал, и разные еврейские организации стали протестовать против решения городской администрации.

Российский Еврейский Конгресс, Центр и Фонд «Холокост», Московское бюро по правам человека выступили со специальным заявлением в связи со снятием  прежней мемориальной доски. В заявлении требовалось, «чтобы в самое ближайшее время была восстановлена надпись, соответствующая исторической правде».

Однако чиновники стояли на своем, ссылаясь на проектную документацию и прочие принятые решения. Был дан ход судебному процессу: ростовский юрист Владимир Лившиц подал в суд на Управление культуры города и на Министерство культуры Ростовской области с требованием вернуть надпись, однако суд Кировского района Ростова-на-Дону отказал в иске.

Если представители еврейской общины продолжали борьбу за упоминание Холокоста и заявили о намерении установить в Змиевской балке новый памятный знак, то общественные организации «патриотического толка» обратились к губернатору и местным чиновникам с просьбой признать мемориал в Змиевской балке мемориалом памяти советских мирных жителей всех национальностей – иначе говоря, не выделять евреев в отдельную категорию погибших.

Абсурд ситуации заключался еще и в том, что трагическую дату (которая совпала с 60-ой годовщиной со дня казни членов Еврейского антифашистского комитета в СССР) было решено широко отметить и провести Международный форум памяти жертв Холокоста и фашизма. В форуме и приуроченных к нему конференции и кинофестивале приняли участие многочисленные российские организации, видные зарубежные гости из 11 стран. Оргкомитет по подготовке памятных мероприятий возглавил мэр  Ростова-на-Дону Михаил Чернышев.

Форум прошел успешно, широко освещался в прессе, но надпись «евреи» на мемориальной доске так и не появилась.

И вот после года общественных разбирательств, в которых приняли участие многие историки и представители еврейской диаспоры, 9 декабря администрация Ростова-на-Дону выпустила постановление, согласно которому на мемориальной доске в Змиевской балке будет выбит новый текст:

«Здесь, в Змиевской балке, в августе 1942 года гитлеровскими оккупантами было уничтожено более 27 тысяч мирных граждан Ростова-на-Дону и советских военнопленных. Среди убитых – представители многих национальностей. Змиевская балка – крупнейшее на территории Российской Федерации место массового уничтожения фашистскими захватчиками евреев в период Великой Отечественной войны».

Член Ростовской еврейской религиозной общины Леонид Лейбин, в целом положительно расценивающий изменение, отмечает все же, что новая надпись не отражает истинного положения вещей и что новый текст, хотя и согласовывался с руководителями общины, далек от объективности. С другой стороны, представляется, что этот текст отчасти лучше и первоначальной таблички, поскольку в нем упоминаются и другие граждане, помимо евреев, погибшие в Змиевской балке.

В любом случае еврейские организации выразили удовлетворение решением городских властей. Федерация еврейских общин России выступила с заявлением, в котором указала: «Выступая категорически против любой возможности сокрытия событий Холокоста на территории бывшего СССР как в формулировках, так и любым иным образом, Федерация еврейских общин России приветствует данное решение администрации Ростова-на-Дону».

Но споры отнюдь не прекратились. Так, руководитель регионального отделения Русского национального культурного центра «Мы – русские» Сергей Клята отмечает, что его устраивает равенство подвига всех народов СССР, а новый текст на мемориале в Змиевской балке означает, что «власть просто прогнулась перед еврейскими общинами»: «Мы все - народы России разных культур и вероисповеданий - имеем равное право на свою мемориальную доску с изображением своей религиозно-культурной символики. Православные русские, белорусы, украинцы, казаки могут установить крест, часовню, а мусульмане – полумесяц и мечеть… Я за равенство всех перед законом и правом, невзирая на этнос и веру». Это, разумеется, так, но С.Клята не упоминает об одном: нацисты в Змиевской балке уничтожали солдат и офицеров, душевнобольных, подпольщиков, но не в связи с их этническим происхождением, и только евреев уничтожали, потому что они евреи.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Ведущаяся полемика отражает тот глубокий кризис, который  постиг межнациональные отношения в России. Растет напряженность, усиливаются межнациональные конфликты, поднимает голову неонацизм. Один из действенных инструментов борьбы – это историческая память. Но не обезличенная, как при советской власти, а конкретная: погибали русские, евреи, украинцы, грузины, представители многих других национальностей – и о них надо помнить, таких, какие они есть, называя их. И нужно с уважением относиться к памяти безвинно погибших  – только это может способствовать укреплению столь необходимого для России межнационального мира и предотвратить будущие трагедии».