Версия для печати

О встрече В.Путина с представителями ОНФ

Участие Президента РФ в конференции Общероссийского Народного Фронта «Форум действий» представляло интерес –  хотя на этот раз  обсуждались не партийные вопросы, а ключевые вопросы реализации основных направлений политики Президента в области здравоохранения, экономики, жилищно-коммунального хозяйства, образования и культуры.

Во вступительном слове Президент еще раз обозначил цель ОНФ – «создание условий для непосредственного участия граждан, различных социальных и профессиональных групп в формировании общенациональной повестки дня, чтобы у людей была возможность ставить задачи перед властью, добиваться их исполнения… реализацию нашей общей программы через механизмы прямого народовластия, через участие в жизни страны самих граждан».

Президент отметил достижения представителей ОНФ, интернет-проект «За честные закупки» и  будущий общественный контроль за ремонтом дорог.  Ведущий конференции режиссер Сергей Говорухин отметил, что «сбывается мечта Александра Исаевича Солженицына, которого я считаю своим духовным учителем, о том, что Россия, если она начнет возрождаться, то это возрождение обязательно должно начаться с провинции. К сожалению, мы забыли это красивое и нежное слово, предпочли грубое – «регионы», но суть от этого не меняется».

О.Тимофеева начала с того, что проблемы есть, но в итоге свела выступление к привычной теме – чиновники отказываются поверить свои дела общественности (читай, ОНФ), и сама структура общественных советов выстраивается таким образом, что их возглавляют сами чиновники. Некоторые же ведомства вообще в упор не видят общественности: например, такое серьезное агентство, как Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, вообще «категорически отказывается создавать общественный совет. Хочется выяснить, что за тайны от нас скрывают чиновники, распоряжаясь нашим государственным имуществом».

Вторым вопросом, на котором заострила внимание О.Тимофеева, стало местное самоуправление: хотя обязанность местных чиновников – обеспечивать повседневную жизнь в районе, они, по словам выступающей, «подзаигрались в политику».

Обозначенную ею тему подхватил Михаил Старшинов, который сделал довольно серьезное заявление – что «Открытое правительство» и ОНФ  – «как две параллельные прямые, идем и практически никогда не пересекаемся». А ведь «Открытое правительство» провозглашалось как громогласный проект, призванный обеспечить прозрачность выработки решений правительства и участие в них общественности.

Что касается «Открытого правительства», то В.Путин фактически подтвердил неэффективность проекта, хотя и в мягкой форме: «Видимо, пока еще коллеги наши не привыкли работать так открыто, как об этом говорится. Будем считать, что это тоже проблема роста. Конечно, они должны будут это сделать».

После выступления Президента прозвучала любопытная реплика из зала, автор которой подтвердил, что общественный контроль – это пока фикция, поскольку даже проект закона о нем всячески торпедируется: «Мы в Общественной палате разработали проект закона об общественном контроле. Он ходит по кругу по Думе, по Общественной палате, по Администрации Президента и никак не может выйти на финишную прямую, чтобы его принять». По его словам, чиновники «саботируют, либо не выполняют, либо извращают указы» Президента. Собственно, если так дела и обстоят, то все разговоры об общественном контроле – это действительно фикция.

Далее выступал Валерий Фадеев, на этот раз он выбрал темой размышлений конкретный вопрос – капитальный ремонт в сфере ЖКХ.  Как известно, положение в этой сфере очень тяжелое: несмотря на рост тарифов, коммунальные сети остаются в очень плохом состоянии, многие требуют капитального ремонта, очень часто случаются аварии, а зимой люди нередко мерзнут. Его размышления продолжил уже А.Высоковский по поводу проблем городской среды.

Из ответа В.Путина, помимо общих рассуждений о важности решения этих проблем, в очередной раз прозвучал решительный тезис о недопустимости офшоризации управляющих компаний: «… нужно заниматься деофшоризацией. Я хочу подчеркнуть, что это сейчас становится общим трендом во всех развитых экономиках – борьба с офшоризацией и со снижением базы налогообложения». Кроме того, Президент прямо предложил ОНФ представить проект закона о ЖКХ.

Развивая свою мысль, Президент сделал довольно любопытное предложение: вспомнив, как в Советском Союзе люди платили тридцатикопеечные взносы в ДОСААФ, В.Путин предложил осуществить нечто то же самое: «Граждане вносят свой вклад, он абсолютно незначительный для них, но в целом, в масштабах страны, в масштабах региона и в масштабах конкретного муниципалитета, значимые суммы получаются. И люди, имеющие эту членскую книжку, уплачивая элементарные, совершенно необременительные взносы, имеют право доступа к спортивной инфраструктуре муниципалитета, района, своего собственного двора».

Предложение, безусловно, полезное – в случае его реализации. Но именно это и представляет большую сложность в нынешних условиях. Во-первых, в России абсолютно непрозрачная система расходования собранных налогов – так, вместо гигантских денег, потраченных на зимнюю Олимпиаду (и судя по всему, крайне нерачительно), их можно было бы вложить в развитие местного спорта, строительство спортивных сооружений и т.д. Однако, как водится, граждан никто не спрашивает. И куда пойдут их деньги, совершенно неизвестно. Далее, возникает вопрос, где будет развернута спортивная инфраструктура «собственного двора» – когда в ходе пресловутой «точечной застройки» любые свободные пространства отдаются под супермаркеты и дорогие жилые дома, поскольку это несравненно более выгодно. А с учетом коррупционных схем и откатов в этой сфере добиться массового строительства недорогих спортивных объектов нелегко. И ссылка Президента на аналогичный европейский опыт заставляет скорее мечтать, чем  верить в реальность его предложения.

Интересным было выступление Л.Духаниной, которая вела площадку: «Образование и культура как основа национальной идентичности». Много времени она посвятила обсуждению проблем русского языка.

А.Бречалов рассказал о работе, которую ОНФ провел в рамках проекта «За честные закупки». Среди многочисленных примеров странных закупок, осуществляемых чиновниками, он упомянул совершенно убийственные цифры – статью в бюджете Сахалинской области «на улучшение имиджа губернатора на 680 миллионов рублей» (!), «закупку РЖД почти на 53 миллиона рублей в Новый год, речь не идет о празднике для детей или подарках для детей, это именно корпоратив, – наверное, у наших граждан возникает объективный вопрос. Суммы 10, 15, 20 миллионов рублей на проведение праздников в госкомпаниях – это уже нормально. «Алмаз-Антей» выставил недавно закупку тоже на 15 миллионов рублей».

В.Путин оценил представленные цифры: «… то, что на улучшение имиджа губернатора 600 миллионов запланировано, – это, конечно, самый большой удар по его рейтингу, мне кажется. Ничего глупее придумать невозможно. Хоть бы по другой статье провели какой-то. Я не понимаю». Хотя оговорился, что, может быть, речь о чем-то другом идет, а просто «формулировка дурацкая». Зато на предмет «корпоративов» В.Путин разговорился, вспомнив свою молодость: «Вообще, это странная тема какая-то – много истрачено на корпоративы, мало. Да сколько хотят, столько пускай и тратят. Только нужно сброситься из своего кармана и пойти на корпоратив, как всегда это было в прежние годы. Я с трудом себе могу представить, чтобы в тех организациях, где я раньше работал, еще в советское время, из бюджета КГБ СССР выделили деньги на корпоратив – чушь собачья! Мы тоже встречались в военных коллективах, сбрасывались с зарплаты и встречались. И по рюмке выпьешь, и все, праздник есть праздник. Мы же русские люди, российские во всяком случае. Мы не пьянствуем, но отмечаем иногда праздник, как же без этого? Но чтобы деньги выделять из бюджета компании – это дичь какая-то, я не знаю». Президент отметил, что никакой реакции СМИ на это безобразие нет в силу того, что «просто действует тот принцип, который в народе называется «Ворон ворону глаз не выклюет». Они сами этим занимаются просто, вот и все, и не хотят туда лезть». Может, и так, но если уж Президенту докладывают о подобных тратах, то в его власти проверить, насколько они соответствуют действительности, – компании-то государственные, и уж, по крайней мере, следует разобраться с расходами на улучшение имиджа сахалинского губернатора.

По поводу кредитования Президент призвал граждан не слишком доверять банкам, обещающим слишком высокую процентную ставку, и сообщил, что «Центральный банк начинает за ними самым внимательным образом следить». Но одновременно он не сказал, что следует каким-то приказным порядком ограничивать процентные ставки в коммерческих банках, что отрадно. Одновременно Президент отметил важность Закона о банкротстве, который сейчас прорабатывается.

В сфере сельского хозяйства Президент отметил серьезные успехи, но одновременно и проблемы. В частности, ряд проблем вызван вступлением в ВТО, но в словах Президента нигде не прозвучало жалобы на эту международную организацию и тем более  нежелания выполнять ее требования.

Л. Швецова посвятила выступление социальной сфере, начав с рассказа о непростом положении в медицинской отрасли, где ощущается сильная нехватка персонала. Она даже предложила такую «нерыночную», как она сама определила, меру, как «активно использовать поступление на контрактной основе в медицинские институты студентов, с тем, чтобы они потом шли работать туда, куда их пошлют, куда их направят»: «Давайте мы как временную меру это примем, потому что такая нехватка персонала, конечно, сказывается на жизни и здоровье людей». Посетовала Л.Швецова и на сокращение финансирования федеральных бюджетных учреждений, предложив наладить «более активное взаимодействие, социальное партнерство и взаимодействие между общественными организациями, министерством и государственной системой управления этими организациями», приведя формулу Леонида Рошаля «об общественно-государственном взаимодействии в форме управления медициной». Обратилась  Л.Швецова к Президенту и с важным предложением о продлении срока действия закона о «материнском капитале» до 2025 г. Она сослалась на его высокую эффективность,  однако ничего не сказала о различных коррупционных схемах, связанных с этим законом. Что касается пенсионной реформы, то Л.Швецова справедливо заметила, что ее смысл никто не понимает. В самом деле, дело с мертвой точки фактически не сдвинулось, поскольку единой концепции пенсионной реформы так и не создано: ведущие экономисты и ведомства видят ее по-разному; мало того, уже широко ходят слухи, что накопительная часть пенсий, собранная в рамках прежней концепции, съедена инфляцией. И конечно, нельзя не приветствовать предложение Швецовой о прикреплении соцработников к ветеранам войны и труда.

Обстоятельно отвечая на темы, заданные Л.Швецовой, В.Путин указал на конкретные сложности и перспективы развития медицины. По поводу предложения продлить до 2025 г. закон о «материнском капитале» Президент вполне здраво отметил, что надо бы все взвесить и отыскать деньги:  «Правительство должно понять: в соответствии с имеющимися темпами роста нашей экономики мы унесем эти обязательства, не обманем? Понимаете, ведь самое главное, чтобы государство всегда исполняло свои обязательства». Пока же никакого намерения продлить действие закона Президент не высказал и даже своеобразно пошутил на этот счет: «Тот, кто планирует семью, особенно молодые люди, должны иметь в виду, что в 2016 году эта программа в целом заканчивается, поэтому лучше не откладывать в долгий ящик. Сейчас зима, тем более у нас с переменой времени темное время суток большое, есть чем заняться, думать нужно о материнском капитале». И в отличие от Л.Швецовой, отметил коррупционную составляющую в сфере применения этого закона: «Не знаю, нужно ли расширять способы использования этих денег, трат. И так жуликов хватает, которые норовят женщин и семьи обмануть, обналичивая эти деньги. Чем больше вариантов использования, тем больше возможности для всякого рода проходимцев надуть людей, утащить у них эти деньги либо часть этих денег. Поэтому лучше аккуратнее с этим расширением перечня возможностей использования материнского капитала». Что касается пенсионной реформы, В.Путин тоже указал  верные ориентиры, сказал о социальной справедливости, сбалансированности, но как их достичь, не объяснил.

Взявшая слово тележурналистка Арина Шарапова походатайствовала, чтобы проекты Агентства стратегических инициатив (АСИ), с которым она периодически сотрудничает, «были внедрены в систему дополнительного образования», т.е. профинансированы.

Участники встречи и дальше обращались к Президенту с конкретными просьбами: например, о недопустимости закрытия детской больницы в Нижнем Тагиле. Президент долго обсуждал эту тему и позицию местного министра здравоохранения. Народная артистка Л.Рюмина обратилась с просьбой к В.Путину, чтобы закрыли «пивнушку», пристроенную к руководимому ею детскому фольклорному центру. Но разговор артистки с Президентом с выяснением условий договора аренды и закрытия пивнушки продолжался еще на удивление долго, и в результате Президент обещал лично поговорить с московским мэром. Один из выступавших попросил сохранить дворец Асеева в центре Тамбова. Знаменитая прыгунья с шестом Е.Исинбаева попросила построить в Волгограде легкоатлетический стадион.

Кинорежисеер Юрий Кара говорил о проблемах современной киноиндустрии, предложил создать «такой храм национального примирения или храм в культуре, который действительно должен проповедоваться Министерством культуры». Что имелось в виду, не очень ясно, но В.Путин посчитал, что «идея хорошая».

Участники встречи снова возвращались к темам медицинского обеспечения, ЖКХ, пенсионной реформы, социальной защиты, материнского капитала, строительства школ, безмолвия чиновников в ответ на требования общественности, экономической ситуации на Дальнем Востоке. Упор многие выступавшие делали на то, чтобы федеральный центр помог регионам и выделил недостающие деньги.

В целом можно отметить, что встреча была насыщенной и поднимались серьезные вопросы, если не считать несколько полуанекдотических выступлений. Президент старался ответить подробно. Очевидно, что он может быстро помочь разрешить конкретные проблемы на местном уровне, о которых шла речь, – о строительстве стадиона, закрытии пивнушки и т.д. Но вот решить глобальные проблемы экономики, преодоления коррупции и ксенофобии гораздо сложнее. Президент высказал в очередной раз мысль, которая повторяется много лет и не сдвигается с мертвой точки, – о диверсификации нашей экономики, о ее реструктуризации, уходе с иглы нефтегазовых доходов. При этом опять было повторено, что такая реструктуризация должна минимизировать социальные потери, достичь максимальной эффективности и т.д. Однако, увы, представляется, что до совершенствования аспектов реструктуризации дело просто не доходит, поскольку самой реструктуризации никак не проводится.