Версия для печати

Проявления агрессивной ксенофобии в январе-апреле 2009 г.

Нападения

За период с января по апрель 2009 г. было совершено 80 нападений и попыток нападений на почве агрессивной ксенофобии, итогом которых стали 24 погибших и не менее 75 пострадавших. Эти данные являются неполными: по сообщению начальника Департамента МВД РФ по противодействию экстремизму Юрия Кокова, в первом квартале этого года в России было зарегистрировано 164 преступления на национальной и религиозной почве.

Нападения зафиксированы в Москве и Московской области (16 погибших, 50 пострадавших), Нижнем Новгороде (1 погибший, 7 пострадавших), С.-Петербурге и Ленинградской области (1 погибший, 8 пострадавших), Калининграде (1 погибший, 2 пострадавших), Ингушетии, Рязани, Новосибирской области, Ульяновске, Кемерово (по 1 погибшему), Кабардино-Балкарии (4 пострадавших), Ярославле (2 пострадавших), Тамбове, Сыктывкаре, Екатеринбурге, Волгограде, Костроме (по 1 пострадавшему). Нападениям подвергались узбеки (9 погибших, 5 пострадавших), киргизы (4 погибших, 10 пострадавших), таджики (2 погибших, 7 пострадавших), вьетнамцы (2 погибших), выходцы из Африки (1 погибший, 14 пострадавших), азербайджанцы (1 погибший, 7 пострадавших), китайцы (1 погибший, 2 пострадавших), армяне (1 погибший, 1 пострадавший), ингуши, чеченцы (по 1 погибшему), русские (4 пострадавших), дагестанцы (4 пострадавших), евреи (2 пострадавших), калмыки, бангладешцы, буряты, курды, латиноамериканцы (по 1 пострадавшему).

В апреле в России было зафиксировано 10 нападений, итогом которых стало 3 погибших и не менее 9 пострадавших. 6 нападений зафиксировано в Москве, и по одному – в Назрани, Нижнем Новгороде, С.-Петербурге, Ярославле. Среди пострадавших – таджики (1 погибший, не менее 4 пострадавших), узбеки (1 погибший, 2 пострадавших), ингуши (1 погибший), киргизы, азербайджанцы, панамцы (по 1 пострадавшему).

6 апреля в Москве недалеко от своего дома группой лиц был жестоко избит 18-летний Рафаил Садыгов – сын вице-президента Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России Мехрибан Садыговой. В дальнейшем выяснилось, что теми же людьми было избито на почве ксенофобии еще несколько человек – в том числе граждане Таджикистана.

6 апреля в Нижнем Новгороде неизвестные злоумышленники напали на гражданина Киргизии и ударили его ножом.


8 апреля скинхеды попытались напасть на участников проходившей в одном из клубов Москвы презентации книги «Выбить фашизм». Никто не пострадал, а нападавшие разбежались, как только из клуба вышли остальные участники мероприятия.

13 апреля в Ярославле был избит гражданин Панамы, учащийся ординатуры медицинской академии.

В середине апреля в подмосковной электричке был избит гражданин Таджикистана Б.Алларбиев.

16 апреля в Москве было совершено нападение на двоих студентов из Таджикистана. Один из них погиб, другой был тяжело ранен.

17 апреля в Москве было совершено нападение на уроженца Таджикистана.

18 апреля, прямо во дворе здания Бутырской прокуратуры в Москве скинхедами был убит гражданин Таджикистана.

19 апреля в Назрани неизвестными был расстрелян ингушский религиозный деятель М.Эсмурзиев.

19 апреля в С.-Петербурге на стихийном митинге гастарбайтеров, требовавших выплаты задолженности по зарплате на одной из строек, представители работодателя нанесли несколько ножевых ранений наиболее активному участнику митинга – 40-летнему Ф.Хайдарову из Узбекистана.

Вандализм

За период с января по апрель 2009 г. было зафиксировано не менее 34 случаев вандализма.

В первые две недели апреля было зафиксировано не менее 8 случаев вандализма, в частности:

17 апреля в поселке Смидович (Еврейская АО) неизвестные осквернили место строительства православного храма, спилив закладной крест.

20 апреля в Волгограде были обнаружены изображения свастики, портреты Гитлера и ксенофобские граффити.

22 апреля стало известно о том, что неонацисты расписали портретами Гитлера и надписями «SS» целый квартал в С.-Петербурге.

В ночь на 28 апреля в Твери была осквернена 21 могила на еврейском участке Дмитрово-Черкасского кладбища.


Правоприменительная практика

За период с января по апрель 2009 г. за преступления на почве агрессивной ксенофобии были осуждены 82 человека, из них: 7 человек приговорены к исправительным и общественным работам, 4 – к воспитательным мерам воздействия, 1 приговорен к двум суткам ареста, 4 – к заключению в колонию-поселение, 28 – к условному сроку заключения, 17 – к заключению на срок от 1 до 5 лет лишения свободы, 1 – к 6 годам лишения свободы, 8 – к заключению на срок от 10 до 20 лет лишения свободы, 6 – к штрафу, 2 освобождены от ответственности в связи с истечением срока давности, в отношении одного дело было прекращено в связи с его раскаянием. Еще один подсудимый был полностью оправдан.

Всего в апреле по делам о ксенофобии и экстремизме было осуждено 15 человек: в отношении 2 применены меры воспитательного воздействия, 2 приговорены к исправительным и общественным работам, 4 – к условным наказаниям, 5 – к лишению свободы на срок от 1 до 5 лет, 1 – к 10 годам лишения свободы.


Акции националистов 1 мая

В течение ряда лет радикальные националисты стремятся организовать в день 1 мая еще один «Русский марш» под брендом «Русский марш труда».

В этом году, проведение «марша» в Москве еще до его начала сопровождается склоками в среде националистов. Представители Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) и «Славянского союза» (СС) объявили о том, что именно они 24 апреля якобы получили разрешение на митинг (но не на шествие) в 14.00. Их объединенная заявка предполагала двухчасовой митинг на площади перед главным входом ВВЦ (разрешенная численность – 500 чел) и двухчасовые «народные гуляния» там же (разрешенная численность - 1500 чел. без звукоусилителей). Вероятно, опасаясь того, что на митинг придет очень мало людей, активисты ДПНИ объявили о большом сборе сочувствующих из всех соседних с Москвой областей Центрального федерального округа. В преддверии митинга в своих блогах организаторы мероприятия со стороны ДПНИ обвиняли трудовых мигрантов в штрейкбрехерстве и под лозунгом «защиты коренного населения» требовали введения визового режима со странами СНГ.

Одновременно представители организации «Русский образ», позиционирующие себя как националисты, пользующиеся поддержкой власти, заявили о том, что именно они получили разрешение на проведение 1 мая в 14.00 марша в том же районе под лозунгом "Тотальная мобилизация против коммунизма и капитализма" с числом участников около 1000 чел. Помимо самого «Русского образа» и группы «Русское гражданское общество», в «марше» должны были принять участие представители т.н. «национал-автономов», члены организации «Первая лига», объединяющей ряд московских активистов националистических организаций и некий «Национальный строй. Дивизион Россия». При этом участники шествия должны были нести флаги различных непризнанных государств, либо сепаратистских группировок из разных стран мира. Представители «РО», заявившие «Нам нужен национальный социализм», пообещали также, что среди их знамен будет флаг, переданный им представителями Объединения Ветеранов Дроздовской Дивизии (США). В лозунгах «Русского образа» делается упор на нарочитую «русскость»: «За Русский труд», «За Русский рабочий класс!», «Слава Русскому Труду».

В результате ДПНИ обвинило «Русский образ» в провокации и желании сорвать их «марш», а также угрожало участникам альтернативного шествия различными неприятностями в будущем. Представители «Русского образа», со своей стороны, заявили, что у их конкурентов есть лишь разрешение на шествие по набережной Т.Шевченко – традиционном месте шествий для оппозиции.

Помимо Москвы националисты также планируют проведение шествий под брендом «Русский марш труда» в С.-Петербурге (здесь организатором выступает местное отделение ДПНИ), Нижнем Новгороде (здесь один из лозунгов гласит: «Нет – геноциду русского народа!», пытаясь легализовать таким образом ксенофобский миф о якобы ведущемся в России геноциде русских). В Твери представители ДПНИ в качестве отдельной единицы планируют принять участие в первомайском шествии, организованном КПРФ.


Цыганофобия в России в 2007-2008 гг.

В России продолжает иметь место цыганофобия как составная часть ксенофобских настроений. Уровень цыганофобии различается в зависимости от региона. Согласно опросу, проведенному социологами Молодежного центра Октябрьского района Красноярска в мае 2008 г., только 1,4% опрошенных не хотели бы видеть цыган в своем районе. С другой стороны, по данным опроса, проведенного в январе 2008 г. в Башкортостане, 25% респондентов были обеспокоены притоком мигрантов, в т.ч. цыган. Подобный разброс в ответах можно объяснить тем, что во втором случае проводился опрос сельского населения, гораздо более консервативного и восприимчивого к мигрантофобской мифологии, чем горожане.

22 января 2009 г. смотрительница эскалатора на переходе между станциями «Владимирская» и «Достоевская» петербургского метро Л.Лошакова несколько раз объявляла по громкой связи «Осторожно! На станции цыгане!». После обращения правозащитников дежурную попросили больше сомнительное объявление не повторять. Националисты организовали для Л. Лошаковой сбор денег (всего в феврале-начале марта было собрано около 30 000 руб.), которые были ей вручены 15 марта организатором сбора денег совместно с журналистом «КП» Д.Стешиным.

Подобные настроения неизбежно перерастают в нападения на цыган. Хотя после последовавшего в 2005-2006 гг. всплеска таких нападений, что привлекло к себе повышенное внимание со стороны федерального центра и европейских наблюдателей, их количество пошло на спад (в первую очередь, нападений с целью поджога или уничтожения цыганских домов, как «незаконно возведенных»), такие нападения все еще имеют место.

3 февраля 2007 г. в Санкт-Петербурге в петербургском метро было совершено нападение на цыганку из Молдавии. Злоумышленники нанесли ей несколько ножевых ранений, после чего скрылись.

26 февраля 2008 г. в селе Игнатовка Майновского района Ульяновской области с особой жестокостью были убиты молодой цыган 26 лет и его полуторагодовалая дочь.

Отношения представителей власти к цыганам

Правоохранительные органы предпочитают сводить нападения на цыган к проявлениям «бытового» хулиганства. Так, по факту нападения на цыганку 3 февраля 2007 г. уголовное дело было возбуждено по статье 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью) УК РФ. Один из убийц цыгана из с. Игнатовка, несмотря на признательные показания, был отпущен и тут же стал угрожать членам цыганской общины поджогами их домов. В результате цыгане по крайней мере неделю опасались выходить из своих домов. Затягивается процесс над скинхедами, напавшими в 2006 г. на лагерь цыган у Волжска, в результате чего погибло два человека: пострадавшие и свидетели защиты не получают повесток в суд, их не ставят в известность о том, когда состоится заседание суда и т.д.

В некоторых регионах сохраняются рецидивы старой «карательной» антицыганской политики. В январе 2008 г. милиция провела массовые задержания цыган в Волгограде и Волжском; при этом у задержанных снимали отпечатки пальцев.

Сохраняется проблема с цыганскими поселками на окраинах ряда населенных пунктов. У большей части жителей этих домов отсутствуют правоустанавливающие документы на землю и дома, в ряде случаев нет прописки, что делает эту территорию привлекательной для различных строительных компаний. Напряженная ситуация в таких населенных пунктах продолжала сохраняться, несмотря на приостановку выселения цыган и сноса домов. В г. Чудово (Новгородская обл.), ставшем символом подобных выселений, глава администрации района на встрече в ноябре 2008 г. с группой французских журналистов телекомпании «Канал-24» заявил, что выселение будет продолжено «из тех домов, которые экспертная комиссия сочтет незаконно построенными» (всего в поселке насчитывается примерно 150 домовладений, которые могут попасть под это определение), а жители сносимых домов будут переселены в соседнюю деревню.

В феврале 2009 г. калининградской цыганке было отказано в разрешении на покупку кибитки за счет "материнского капитала".

Для разрешения данной проблемы требуется принятие решения на уровне Федерального закона либо подзаконного акта, предоставлявшего бы цыганам возможность легализовать свои права на дома и участки под ними.

В качестве позитивной тенденции в отношениях к проблемам цыган со стороны представителей власти и правоохранительных органов, можно указать на усиление деятельности по противодействию экстремистским проявлениям в отношении цыган.

Так, Новосибирский областной суд 6 ноября 2008 г. вынес приговор по делу о поджогах цыганских домов в 2004 - 2005 гг. и нападениях на предпринимателей в городах Искитим и Бердск. Семерым подсудимым было назначено наказание на срок от 9 до 14,5 лет лишения свободы, при этом руководитель преступной группы Александр Григорьев (Гриня) осужден на самый длительный срок заключения – 14,5 лет, второй руководитель, Олег Бахарев – на 9 лет.

14 февраля 2008 г. прошло совещание в г. Волжском, которое провел мэр города. На встрече были представители силовых структур: ФСБ, МВД, представители цыганской общины. Мэр города Волжского дал представительнице общины цыган Е.Константиновой свои телефоны и попросил сообщать обо всех противоправных действиях милиции лично ему.

Антицыганские материалы в СМИ и борьба с ними

В программе «Человек и закон», вышедшей на «Первом канале» 8 февраля 2007 г., ее ведущий А.Пиманов, заявил: «Итак, цыгане. Песни обожаю. Сличенко безгранично уважаю. Но речь сегодня о других цыганах, которых вы встречаете на вокзалах, в электричках, в метро. Знайте только одно – это члены организованных преступных сообществ. Да-да, именно так. Других там не бывает. Оторвут голову!». Таким образом А. Пиманов причислил к преступникам фактически всех цыган, бывающих в общественных местах.

Журналист Д.Стешин опубликовал 28 марта 2009 г. в газете «Комсомольская правда» статью «Не пугай воров – фашистом станешь», посвященную Л.Лошаковой. В статье он свел всю деятельность Л. Лошаковой к «противодействию воришкам» и обвинил руководство петербургского метрополитена, лишившего г-жу Лошакову премии, в том, что они «забыли про пассажиров», карманы которых якобы и очищают цыгане. Сами цыгане были представлены в материале исключительно как воры («Все прекрасно знают, чем занимаются цыгане»). Правозащитники же были обвинены в «защите этнической преступной группировки от недовольства законопослушных граждан».

22 февраля 2008 г. Общественная коллегия по жалобам на прессу вынесла решение по жалобе Европейского центра по правам цыган на телекомпанию «Первый канал» в связи с телесюжетом в программе «Человек и закон» (эфир 8 февраля 2007 г.). В решении коллегии указывалось, что «творческий коллектив программы «Человек и Закон» оказался в плену негативных стереотипов, которые бытуют в маргинальных слоях общества. В результате вышедшая в эфир программа может быть воспринята как оскорбляющая национальные чувства цыган и закрепляющая в общественном сознании отчуждение по отношению к цыганам как одной из национальных общностей многонационального народа России. Особенно тревожно, что подобное смещение акцентов произошло в одной из ведущих правовых программ, выходящей на многомиллионную аудиторию «Первого канала»». А.Пиманову рекомендовалось «вернуться к этой теме и разъяснить, исходя из недопустимости разжигания национальной розни, смысл слов ведущего». СМИ было рекомендовано при подготовке материалов о так называемой «этнической преступности» руководствоваться решением Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации от 14 июля 1994 г. № 22 «Об этническом аспекте освещения в СМИ причин преступности». 16 сентября 2008 г.

Общественная коллегия по жалобам на прессу частично удовлетворила жалобу цыганских лидеров Н.Деметр и А.Бариева на телепрограмму «Кома», вышедшую в эфир в феврале 2004 и содержавшую целый ряд антицыганских заявлений. В решении коллегии, в частности, было отмечено, что готовившие программы журналисты «оказались в плену достаточно распространенных представлений об этнических истоках преступности», а сама программа «может быть воспринята как оскорбляющая национальные чувства цыган и закрепляющая в общественном сознании отчуждение по отношению к цыганам», но не разжигающая межнациональную рознь. НТВ предлагалось обсудить в журналистском коллективе состоявшееся решение Общественной коллегии и проинформировать Общественную коллегию о результатах обсуждения. Однако телекомпании НТВ отказалась от сотрудничества с Коллегией.


Заявление Московского бюро по правам человека о требовании Латвией материального и морального ущерба от России

В Латвии опубликован доклад, в котором подсчитывают сумму ущерба от советской оккупации. Насчитали уже более 100 млрд. литов (ок. 187, 3 млрд. долларов).

По какой методике производится подсчет? На предположении, каким ВВП обладала бы Латвия, если бы не была включена в состав Советского Союза и развивалась бы такими темпами как Австрия, Дания, Финляндия и США. Но подсчет носит только предварительный характер, поскольку, отмечают авторы доклада, деятельность советского режима на территории Латвии имеет демографические, социальные, экономические и моральные последствия. Поэтому Латвия хочет потребовать от России не только денег, но и покаяния.

Это уже не первые подсчеты такого рода в балтийской стране. В прошлом году подсчеты Латвийской комиссии ущерба, причиненного Латвии «коммунистическим оккупационным режимом», показали, что «прямые демографические потери от советской оккупации» превышают "10 млн. человеко-лет".

В этой истории с деньгами и покаянием есть два обстоятельства. Разумеется, любой приличный и здравомыслящий человек склонит голову в знак скорби и сочувствия латышам, которые пережили период тяжелейших сталинских репрессий после потери независимости в 1940 г. Десятки тысяч прибалтов были расстреляны, сосланы в Сибирь, лишены права хранить культурные и религиозные традиции.

В силу исторических обстоятельств репрессии коммунистического режима в сознании коренного населения неизбежно связываются с Россией и русскими. И здесь задача новых демократических властей Латвии состоит в том, чтобы воссоздать во всей полноте историческую картину происшедшего, оценить ту трагедию которые пережила не только Латвия, но и все народы, входившие в состав СССР, в период сталинизма – в т.ч. и русский народ, перенесший неисчислимые страдания и потерявший миллионы людей в сталинской мясорубке. Нужно объяснять людям, что виновата не Россия, не русские и не евреи, а сталинизм, бесчеловечный режим.

Но вместо этого официальная Латвия сразу пошла по пути, отвергнутому всей Западной Европой. Хотя формально двумя главными историческими врагами латышского народа объявлены коммунизм и нацизм, фактически именно коммунизм (в лице Советского Союза, а теперь и нынешней России) объявлен виновников всех бед латышей. И не случайно латвийскими властями стали героизироваться латышские граждане, принимавшие участие в боях на гитлеровской стороне, а первое десятилетие после обретения независимости День латышского легионера считался официальным государственным праздником – фактически, праздником фашистов.

На эту тему было уже много сказано, в т.ч. и международными организациями, с тревогой наблюдающими за Латвией, где – в единственной стране Европы – официально разрешены фашистские марши.

Но обратимся к другому обстоятельству. А именно конкретной методике подсчета денег и его методике, раз уж такая нелепая затея пришла в голову латвийским властям. Авторы доклада убеждены, что Латвия, не будучи оккупированной, могла бы развиваться как Австрия, Финляндия, Дания. А почему, собственно? Различные страны, оставаясь независимыми, имеют и разный уровень развития. Он зависит в немалой степени и от творческого потенциала этноса, от уровня культуры и науки. Австрия подарила себе и миру Бетховена, Моцарта, Шуберта, Кафку, Музиля, Цвейга, Климта, Фрейда, еще десятки величайших деятелей науки и культуры. Маленькая Дания подарила миру Кьеркегора, Андерсена, Ларса фон Триера, Тихо Браге, Нильса Бора. Финляндия может гордиться Сибелиусом и Маннергеймом. Да, Рига была одним из самых культурных городов Европы в 30-х-40-х годах, но прежде всего за счет процветающей здесь немецкой, еврейской и русской эмигрантской культуры.

Далее, авторы доклада оперируют цифрами полезных ископаемых, которые Советский Союз извлек из недр Латвии для нужд армии. А подсчитывалось ли, какие финансовые потоки шли из центра в балтийские республики? Сколько латышских инженеров, врачей, чиновников учились в Москве и Ленинграде? Учиться-то ездили главным образом в Москву из Риги, а не из Москвы в Ригу. Подсчитывались ли затраты на их образование, на переезд тысяч строителей, инженеров в Латвию, где возводились заводы и фабрики усилиями россиян?

Наконец, уже почти двадцать лет Латвия независима, но почему-то глобальный финансовый кризис именно в Латвии больше всех ударил по населению и привел к массовым беспорядкам в январе, когда тысячи людей чуть ли не штурмовали здание парламента. Опять "русский след"? И почему в этом случае латвийские власти не сравнивают себя с Данией?

Иначе говоря, все эти экономические расчеты нелепы как с точки зрения исторической, так и технической.

Но в требовании компенсаций и публичных извинений есть еще более печальные обстоятельства. Их требует именно Латвия – страна, где процент погибших во время войны евреев выше, чем где-либо в мире, страна, особенно "прославившаяся" тем, что убивали евреев (да и не только евреев) не столько немцы, сколько местное население. Так называемая "команда Виктора Айварса" не только уничтожила десятки тысяч местных евреев, но и командировалась в другие регионы – для уничтожения белорусских и российских деревень, для уничтожения польских евреев.

За это власти Латвии не хотят принести публичного извинения евреям, русским, белоруссам?

Авторы доклада справедливо свидетельствуют о жестокостях большевистского режима. Большевистский режим отождествляется у них с Россией и русскими. А куда же делись 40 тыс. латышских стрелков, которые сыграли очень значительную роль в революции и становлении того самого большевистско-коммунистического режима, неся своими штыками смерть тысячам россиян? Может быть России стоит создать комиссию и подсчитать, как бы развивалась ситуация в России, если бы латышские дивизии не внесли свой определяющий вклад в русскую революцию? Может быть, и коммунистического режима бы не было? И сколько людей, ресурсов не потеряла бы Россия? А потом взять и предъявить счет Латвии? Денежный и моральный?

Разумеется такое предложение было бы абсурдным. Потому что кровь была общей и трагедия общей. И очень горько, что на этой крови некоторые политики молодого независимого государства пытаются сделать бизнес, размахивая при этом фашистскими знаменами.


Заключение Московского бюро по правам человека о проекте Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"


В Государственную думу РФ внесен законопроект, в соответсвии с которым в Уголовный кодекс из административного переносятся статьи, карающие за пропаганду, демонстрацию, изображение, ношение или продажу нацистской атрибутики или символики. Автор документа, член Совета Федерации Рустем Шиянов, предлагает за подобные правонарушения ввести тюремные сроки.

За пропаганду, публичное демонстрирование или изображение нацистских атрибутов и символов сенатор предлагает либо наказывать нарушителей штрафом до 120 тыс. рублей или принуждать к обязательным работам на 150-240 часов, либо привлекать к исправительным работам на срок от шести месяцев до одного года.

Более жесткое наказание, по мнению Шиянова, должно грозить тем, кто продает или покупает с целью дальнейшего сбыта, например, одежду с фашистской свастикой. В случае принятия закона их могут штрафовать на сумму до 300 тыс. рублей, принуждать к общественным работам на 200-240 часов либо к исправительным - на срок от года до двух. Нарушителю также может грозить и тюремное заключение - от одного до трех лет.

Представленный проект Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее "Федеральный закон"), запрещающий демонстрацию и распространение нацистской атрибутики, представляется необходимым и своевременным. Усиление в последние годы шовинистических, ксенофобских настроений в России нередко подпитывается неонацистской идеологией, восхвалением германского нацизма и Гитлера. В частности, эта идеология лежит в основе молодежных скинхедских групп, отличающихся особым цинизмом и жестокостью. Публичная демонстрация нацистской символики является оскорбительной для ветеранов Великой отечественной войны, защищавшей страну от нацизма.

Серьезное наказание за демонстрацию и распространение нацистской символики в значительной степени может снизить привлекательность нацистской идеологии для духовно неокрепшей молодежи и будет адекватной мерой в стране, победившей фашизм.

Однако, на наш взгляд, Федеральный закон требует существенного дополнения в связи со следующими обстоятельствами:

1. Такой элемент нацистской атрибутики, как свастика, является универсальным древним историко-религиозным символом, широко использовавшимся в религиозной атрибутике древних религий, в декоративно-орнаментальном творчестве. Таким образом, она может подлежать демонстрации в качестве элемента артефактов, музейных объектов.

2. Некоторые элементы нацистской символики (в частности, древний германский орел) до сих пор имеют официальное хождение в Германии.

3. Демонстрация нацистской символики неизбежна в кинопроизведениях, театральных постановках и т.д., в иллюстрациях и фотографиях книг и альбомов, связанных с темой 2-ой Мировой войны. Она имеет место в музеях, посвященных истории 2-ой Мировой войны.

В результате безоговорочный запрет на демонстрацию нацистской символики может привести к абсурдной ситуации, когда за пошив и ношение гитлеровской формы в фильме, посвященном 2-ой Мировой войне, за демонстрацию в музее древнего буддистского изображения, за воспроизведение фотографии гитлеровского танка в книге по истории вооружения, соответствующие актеры, музейные работники, историки могут быть привлечены к уголовной ответственности. Практика показывает, что зачастую официальным лицам, особенно в регионах, не хватает знаний и здравого смысла, чтобы отличить сознательное и циничное воспроизведение нацистской символики от случаев необходимого ее использования в историко-культурных целях. Запрет на использование нацистской символики в качестве "пропаганды", как это разъясняется в проекте Федерального закона и в Пояснительной записке к проекту Федерального закона, носит слишком расплывчатый характер.

Поэтому предлагаем дополнить ст. 2131. п. 1, после слов " в общественных местах", следующей оговоркой: "если публичное демонстрирование, изображение или ношение нацистской атрибутики или символики не связано с культурно-исторической и просветительской деятельностью", а также п.2 после слов "Изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики" следующей оговоркой: "если изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики не связано с культурно-исторической и просветительской деятельностью".