В.К. Малькова
к.и.н., ведущий научный сотрудник ИЭА РАН, эксперт МБПЧ
Я хочу еще раз обратить внимание на деятельность СМИ, связанную с освещением этничности. Как известно, они играют важную роль в формировании толерантных и интолерантных представлений у населения и нередко способствуют развитию у него не только дружественных, но и ксенофобских настроений.
Результаты наших многочисленных исследований российской прессы, обобщенные в ряде книг и статей, показывают, что этническая информация, т.е. сообщения, рассказывающие о разных этносах, расах, конфессиях, представлена в последние годы в СМИ довольно широко и разнообразно. Этничность транслируется в массовое сознание через материалы о политике, экономике, культуре, спорте и о многих других сторонах нашей жизни.
Достаточно высокая насыщенность современной российской прессы этнической информацией - один из показателей интереса общества к этой стороне жизни людей. Однако этнический признак в СМИ нередко специально актуализируется политиками и зачастую становится предметом манипуляции массовым сознанием. Это ведет к усилению ксенофобии и этнической дискриминации в стране. Поэтому одна из актуальных задач общества- найти действенные механизмы преодоления этнической интолерантности в СМИ.
Но как происходит распространение ксенофобских идей, ценностей, стереотипов в СМИ? Давайте посмотрим на конкретные материалы прессы. Всем известно, что СМИ могут усиливать, а могут и смягчать межэтническую напряженность в обществе. Так они действуют во всем мире, выполняя по заказу разных политических групп определенные регулятивные общественные функции. Если раньше наше общество получало и приветствовало в основном только комплиментарную или сочувствующую этническую информацию, и в целом- гуманную этническую журналистику, то в нынешних условиях, когда распад СССР и миграционные процессы привели к более тесному и конкурентному общению этносов, этнические публикации превращаются порой в обвинительные, издевательские, дискриминационные- Этничность в обществе становится предметом насмешек, и СМИ- нередко инициируют это. Приведу несколько говорящих примеров из самых популярных московских газет. Вот заголовки публикаций, которые, как известно, всегда первыми видит читатель: "Украинцы вляпались в большую Кучму" (М.К.- 2001, 13 окт.); "В Москве искусственно плодили евреев" (М.К.- 99, 11 ноября); "Из негра сделали мясной рулет" (М.К. -2001, 18 июня), "Грузины протаранили армян" (----.), "Кавказцы бледнеют на глазах или гости с Кавказа меняют масть" (М.К. 2002, 2 ноября); "Полный абхаз для Грузии" (М.К. -2001, 11 окт.) и др.
Если раньше такая форма подачи этнически окрашенной информации была характерна только для центральной прессы, то теперь она распространилась и на региональные СМИ.
Появилась серьезная необходимость по-новому осмыслить проблему общественной роли этнической журналистики, а также и позиции самих журналистов, освещающих этничность. Однако здесь важно подчеркнуть, что, упрекая порой журналистов, и справедливо, мы не должны перекладывать всю вину только на них. Ведь до сих пор не решена масса принципиальных вопросов, связанных с освещением этничности в СМИ, и порой для самих журналистов требуются ориентиры.
Поскольку проблема межэтнических отношений стала одной из самых болезненных в современном обществе, становятся актуальными вопросы - о задачах этнической журналистики в обществе, о способах толерантного освещения этничности в СМИ, об этических нормах, регламентирующих подобную деятельность журналистов, в том числе, и вопрос о границах "свободы слова". Я перечислю некоторые конкретные вопросы, связанные с деятельностью СМИ и требующие скорейшего решения:
Если мы хотим сделать лозунгом современной российской журналистики- "гуманность, толерантность и справедливость", то должно ли соблюдение этих принципов быть для журналистов и СМИ непременным, а его нарушение, в том числе и частными каналами СМИ, - широко обсуждаемым и осуждаемым всем обществом???
Как в нынешних конкурентных условиях нужно освещать этнокультурные и этнопсихологические различия народов-этносов, чтобы при описании проблемы не затронуть негативно их национальные чувства, не ранить этническое самосознание? Ведь журналист нередко выступает от своей группы и отстаивает ее интересы?
Как с помощью массовой информации можно смягчить межэтническую напряженность, нередко возникающую на бытовом уровне, не допустить разжигания межнациональной розни? Кстати, каковы четкие юридические критерии этого явления: "Разжигание межнациональной розни в СМИ"?- Как показывают наши исследования прессы, многие высказывания в СМИ не подпадают под это определение, хотя несомненно задевают национальные чувства этнических групп. Давайте посмотрим на некоторые примеры из московских газет: "Московских цыган прижмут к ногтю"(М.К. -2002, 27 февр.); "Званый гость лучше Шаймиева?"(М.К.- 2002, 31 авг.); "Москва -москвичам, тяжелая работа- хохлам"(М.К.- 99) и др. Можно ли с уверенностью сказать, а тем более юридически доказать, что это- элементы ксенофобии, распространяемые прессой? Ни в одном правовом документе об этом не сказано. КАК узнавать ксенофобию и этнофобию в СМИ? - это надо четко знать экспертам.
Следующий вопрос: Как в условиях рыночной экономики не допустить давления этнополитических деятелей на организацию и распространение специальной, заказной этнически окрашенной информации, особенно несущей в массовое сознание враждебные идеи и стереотипы?
В каких случаях журналист должен выполнять роль интегратора полиэтничного сообщества, а в каких отстаивать интересы своей собственной этнической группы? Как самим журналистам контролировать и ограничивать себя в условиях жесткой рыночной, творческой и межнациональной конкуренции?
И в целом- какова миссия российской журналистики в изменившемся мире - целенаправленно просвещать и воспитывать людей, распространяя в массовом сознании гуманные, толерантные нормы и ценности, или только безучастно (?!) информировать людей о происходящих событиях?
Эти и многие другие вопросы актуальны в последние десятилетия не только для нашей страны, но и для многих стран, которые быстрыми темпами идут к полиэтничности.
Для ответа на большинство перечисленных вопросов важно рассматривать не только этические, но и прагматические моменты. Современная общественность должна осознать, что конфликтная направленность журналистских выступлений, пропаганда национализма и экстремизма, нарушающие этнические права человека и целых этнических групп, дробящая общество на враждующие сообщества, может затормозить создание демократического общества в России и ее развитие в целом. Это может привести к ухудшению образа нашей страны в мире, к ее политической и экономической изоляции, а в конечном итоге- к сепаратизации и распаду страны. Приведу еще несколько примеров того, как иногда представляют нашу страну читателям самые популярные российские газеты: "Россия- это снег, водка и кровь"( АИФ- 2001, ¦49); "Россия- страна неубывающей лжи"(О. Г.- 2000, 16-22 ноября); "Уродина -мать зовет" ( М.К.- 2002, 23 янв.), "Россия в хвосте у Африки" (АИФ- 2001, ¦6); "Обреченная нация" (М.К.-99, 24.08) и т.д. - Какое национальное или гражданское самосознание может сформироваться у людей, которым навязываются такие образы своей страны?!!! Гражданская ответственность журналистов - это на данный момент одно из необходимых условий построения гражданского общества в России и сохранения здесь стабильности и межэтнического мира. Журналисты, пишущие об этнических аспектах жизни, должны осознавать (самостоятельно или под давлением общественных структур), что в наше время именно они больше других могут способствовать формированию позитивных массовых представлений об этнокультурных различиях людей.
Но есть и другие пути для преодоления интолерантности в СМИ. Вспомним, с каким сочувствием рассказывают журналисты о людях, пострадавших в результате стихийных бедствий и катастроф, какое море добрых эмоций и чувств, помимо боли, получает общество из СМИ в дни всеобщих бед! Какой большой интеграционный общественный потенциал может быть заложен в газетные публикации!! Каждый может вспомнить примеры выступлений СМИ, заставляющие читателей активно сопереживать попавшим в беду людям. Поддерживающая сила позитивной, толерантной журналистики несомненна. И этому тоже надо учить журналистов в вузах. Общество должно требовать, чтобы гуманизм стал одним из важнейших принципов журналистской деятельности, в том числе, и при освещении этничности. Работа государства и гражданских структур по контролю за освещением этничности в СМИ необходима постоянно. Должна быть усилена гражданская и нравственная ответственность каждого журналиста, касающегося в своей деятельности этнических аспектов жизни. Я согласна с предложением Председателя Фонда Гласности СЖ РФ А. Симонова о том, что необходим этический аудит СМИ. В судебной практике необходимо создать прецеденты ответственности журналистов за создание и распространение этноконфликтной информации. И это надо делать публично.
Важно отметить, что актуальным для нашего общества становится не только ответственность журналистов за их выступления, но и этническое их просвещение. Журналист, рассказывающий читателям об этническом своеобразии человеческого сообщества, должен хорошо знать описываемый народ и помнить, что этническая журналистика- очень тонкая сфера, а одна неудачная публикация может порой создать большое напряжение между этносами, народами, странами...
Всему обществу, а тем более журналисту, освещающему проблемы взаимоотношений разных этносов и конфессий, необходимо осознать, что многонациональность или полиэтничность в ХХ1 веке- это реальность и неизбежность, которую необходимо принять как норму и так и рассказывать о ней читателям, слушателям, зрителям. Журналисты, освещающие этничность, должны способствовать формированию менталитета россиян, поддерживающего или включающего принципы межэтнической и межконфессиональной терпимости, гуманности и справедливости, человеческого взаимопонимания и нормальных общественных отношений. Исходя из этих принципов, важно создать такую морально-нравственную атмосферу в обществе, которая способствовала бы спокойному отношению местного населения к иноэтничным соседям, несмотря на некоторые их культурные отличия.
Еще одной важной стороной миролюбивой, толерантной деятельности журналистов должно стать направленное противодействие агрессивному национализму, этнической дискриминации и насилию. С помощью СМИ можно противостоять распространению национал- экстремизма и ксенофобии в стране. Учитывая миротворческий, толерантный потенциал прессы, журналисты должны направлять свою деятельность на формирование общественного мнения, осуждающего любые формы этнической и расовой дискриминации. При этом важно помнить, что, публикуя некоторые материалы об экстремистских группах, можно получить обратный эффект. Например - их ненужная реклама или якобы саркастические, но, тем не менее, провокационные призывы, типа: "Бей цветных, спасай РАСЕЮ!" (К.П.- 2000, 23 ноября); "Бить! И никаких гостей!" (М.К.- 2003, 13 февраля) и многие другие. В публикациях должен быть усилен акцент на осуждение ксенофобских идей и действий. Нельзя без осуждающих комментариев помещать в газетах материалы (письма читателей, мнения чиновников, школьные сочинения), где высказывается возмущение о присутствии в регионе так называемых "чужих" - "инонационалов" и "иноверцев".
Журналист должен всегда помнить, что неосторожное использование этнического признака в публикациях может стать поводом для нагнетания этнической тревожности и усиления межэтнической напряженности в обществе. Надо задумываться- всегда ли необходимо упоминать в публикациях этнический признак персонажей, тем более, в публикациях, связанных с криминалом? Здесь важно помнить, что из одного-двух примеров может создаться негативный образ этнической группы и всего этноса, хотя это совсем не так.
Можно дать ряд конкретных советов для журналистов, освещающих этничность в своих выступлениях, своеобразную памятку. Это мы уже сделали несколько лет назад, и она опубликована в наших книгах, тиражировалась и на семинарах для журналистов. В заключение- подведем итоги:
- Мы вынуждены фиксировать, что наши СМИ действительно далеко не всегда толерантны по отношению к разным национальностям и конфессиям, что может провоцировать разжигание межнациональной розни.
- Мы поддерживаем идею мониторинга и фиксации ксенофобских выступлений в СМИ и их обсуждение с участием авторитетных общественных структур, в том числе, и в журналистских сообществах. Причем, считаем важным делать это гласно.
- Считаем необходимым обратить большее внимание на этическую сторону в профессиональном обучении журналистов, особенно работающих с этнической проблематикой, требовать от них ответственности за их лихие и необдуманные публичные высказывания.
- Также считаем необходимым усовершенствовать законодательство, связанное с разжиганием ксенофобских настроений, при этом необходимо подготовить специальный работающий глоссарий и систему маркеров для распознавания фактов ксенофобии и этнофобии в СМИ.
- И еще: надо не только противостоять плохому и в СМИ, и в жизни, но и создавать хорошее.