Несмотря на одиночные призывы не поддаваться на провокации, обе стороны действовали в достаточной мере агрессивно.
Однако довольно скоро ситуация разрешилась - толпа отбила «своего», причем не очень ясно, что именно повлияло на решение полицейских отпустить его.
Мужчины буквально вынесли его из автобуса - наручники снимали с него уже на улице.
Однако позже полицейские все-таки его задержали.
Кроме того, в ОВД были доставлены другие верующие, находившиеся во время этого инцидента в самой мечети.
Представитель пресс-службы столичного главка МВД сообщил: «Все нарушители порядка, оказавшие сопротивление сотрудникам полиции, были задержаны.
В отношении них в соответствии с составленными протоколами судом принято решение об административном аресте.
Кроме того, в отношении двух лиц возбуждено уголовное дело по статье «Применение насилия в отношении представителя власти», и они задержаны».
При этом очевидцы утверждают, что через некоторое время полицейские вернулись и на трех автобусах увезли людей, остававшихся в мечети и не участвовавших в столкновении.
Полицейские уточняют, что задержанный мужчина пытался проехать на автомобиле по тротуару, где проходила молитва, и наехал на ногу сотрудника ОМОНа.
Очевидцы же из числа верующих говорят, что одного из прихожан задержали прямо во время молитвы за ранее совершенное нарушение, которое они считают мелким.
Но просто обычным столкновением граждан и правоохранителей с последующим обвинением друг друга, как это бывает на демонстрациях, дело здесь не ограничилось.
Некоторые заголовки статей, посвященных этому событию, довольно тревожны, например: «Революция или нет?».
Ряд исламских активистов уверены, что это переломный момент в отношениях верующих, поскольку прихожане мечети проявили себя организованной и сплоченной силой.
В СМИ также отмечаются новые черты в обычном недовольстве мусульман действиями представителей органов правопорядка.
Так, кроме понятного и уже привычного для такой ситуации скандирования «Аллаху акбар!» в толпе звучали слова «Это революция!».
Нельзя забывать, что в среде верующих мусульман, несомненно, есть люди с радикальными взглядами.
А напряженность в отношениях с властями, с жителями города, с сотрудниками правоохранительных органов только идет им на пользу, поскольку провоцирует верующих на агрессивные протесты.
Некоторые эксперты отмечают четкую смычку радикального ислама с верой в правильность уличных демонстраций по примеру украинских.
Религиовед Раис Сулейманов отмечает: «Всего в Москве насчитывается около миллиона мусульман.
На праздники в мечети ходит 60-70 тысяч человек.
Экстремистов, готовых при случае взять в руки оружие, насчитывается около 500 человек».
Особую тревогу, что вполне характерно для них, выражают русские националисты.
Так, главный редактор сайта «Русский обозреватель» Егор Холмогоров отмечает, что «технология Майдана была позаимствована в западной методичке, а смычка с исламистами может дать сразу переход к уличному террору».
Он говорит: «Основную часть прихожан составляют мигранты с туманным юридическим статусом.
Многие люди постоянно находятся вне правового поля.
В мечетях активно пропагандируется ваххабизм».
Также Холмогоров отмечает и системную проблему: «Бойцы ОМОН не сумели навести порядок, видно, что они растеряны и напуганы, так что не очень понятно, как они будут действовать в рамках более масштабных конфликтных ситуаций».
Не раз говорилось, что проблемным фактором является нехватка мечетей при большом количестве верующих.
Действующие в Москве пять мечетей могут вместить 10-15 тыс. человек, в то время как мусульман, по оценке специалистов, в Москве проживает более двух миллионов.
В связи с этим на пятничные молитвы, не говоря уже о праздничных службах, у мечетей собираются сотни людей, перекрывая близлежащие улицы.
Стихийные совместные молитвы проводятся на рынках и стройках.
Совет муфтиев надеется добиться строительства в Москве хотя бы 10 мечетей - по одной в каждом административном округе.
Однако пока эти попытки встречают сопротивление жителей столицы.
Так, в 2012 г. согласованный план возведения мечети в районе Митино был свернут после стихийных митингов.
В правительстве Москвы считают, что загруженность мечетей возникает в первую очередь из-за того, что туда приходит много трудовых мигрантов.
Мусульманам из числа людей, прописанных в Москве, вполне хватило бы существующих молельных учреждений, утверждают чиновники.
Но это странное оправдание.
Что же, трудовым мигрантам не приходить молиться на свои праздники?
Если их труд используется в Москве, то надо стараться обеспечивать и их религиозные потребности.
Порой бесцеремонные действия бойцов ОМОНа также могут быть чреваты опасными последствиями.
Неоднократно отмечались случаи, когда правоохранители врывались во время молитвы в мечети, грубо вели себя по отношению к верующим.
Все это может сыграть свою роль в дальнейшем.
Согласно наиболее мрачным прогнозам в связи с этим инцидентом в Москве могут начаться массовые волнения с участием верующих, особенно из числа трудовых мигрантов, прибывших в Россию из стран Средней Азии.
Поэтому сами мусульманские лидеры считают, что инцидент нужно обсудить с участием всех заинтересованных сторон, чтобы не допустить эскалации конфликта.
Так, глава Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия муфтий Фарид Салман утверждает: «В основе этой стычки лежит непонимание между прихожанами мечети и правоохранителями.
Стихийные проверки документов, а иногда и задержания действительно имеют место после пятничных молитв.
И мусульмане бывают этим возмущены.
С другой стороны, претензии правоохранителей к некоторым прихожанам, как выясняется позже, действительно имеют под собой основания.
Тут нужно найти верную формулу взаимодействия мусульманской общины и властей.
Иначе эти противоречия выльются в реальное противостояние».
Салман предлагает рассмотреть инцидент в рамках слушаний в Общественной палате РФ.
Причем, считает он, к дискуссии нужно привлечь духовенство со всей России, а не только из Москвы: «В этом инциденте показательно переплелись и проявились многие противоречия.
И если закрыть на них глаза, недовольство будет зреть.
И последствия могут быть ужасными.
Например, в Сирии начиналось все тоже с мелких стычек, а привело к войне.
Когда инцидент имеет конфессиональную составляющую, это всегда несет в себе опасность».
Нельзя не признать правоту слов муфтия.
Подобную проблему можно разрешить только совместно, с участием представителей всех сторон, правозащитников, общественности.
Вместе с тем старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, исламовед Руслан Курбанов считает, что не следует драматизировать ситуацию: «Я склонен считать, что это был единичный инцидент, такой выплеск эмоций.
Инциденты с задержанием мусульман происходят периодически.
И недовольство этими фактами в сумме есть.
Однако не стоит здесь делать далеко идущие выводы.
Конечно, правоохранители повели себя в этой ситуации неправильно.
Нужно стремиться в более правовом русле подходить к решению возникающих споров и конфликтов».
Важно, что администрация мечети не снимает вины с прихожанина, чье поведение вызвало конфликт.
Представитель администрации исторической мечети Махди Зарубин заявил: «Если бы он не нарушил закон, конфликтной ситуации с ОМОНом удалось бы избежать».
Совет муфтиев России выступил со специальным заявлением, в котором призвал мусульман «помнить о необходимости соблюдать паспортный режим в мегаполисе и соблюдать закон и порядок».
Со специальным заявлением выступил и член президентского Совета по правам человека при Максим Шевченко.
Он вполне объективно проанализировал поведение омоновцев и молящихся и выразил благодарность мусульманам, не позволившим конфликту перерасти во что-то более серьезное.
В свою очередь, он предложил ряд мер, направленных на стабилизацию ситуации: «Надо бы, чтобы мечеть выделяла сто-двести-триста и так далее общественных активистов-дружинников из числа верующих (исходя из предполагаемого количества тех, кто придет к мечети).
Эти крепкие и уверенные в себе, психически уравновешенные мужчины должны пройти соответствующий инструктаж в органах полиции - как вести себя во время массовых мероприятий, как оказывать первую помощь, как успокаивать толпу и т.п.
Потом руководство мечети (ответственное за проведение и организацию массового мероприятия) и эти активисты-дружинники должны совместно с городскими властями и полицией разработать маршруты движения людей от станций метро, установить и оформить места для парковки автомобилей, установить передвижные места для санитарно-гигиенических нужд, если требуется, то места для жертвоприношений животных (и оградить их от взоров детей и морально неподготовленных людей), короче - разработать логистику мероприятия, в котором участвуют сотни или тысячи людей».
Ряд специалистов призывают не делать поспешных выводов из инцидента.
По их мнению, массовых выступлений ждать не стоит.
Сам инцидент эта часть специалистов предлагает оценивать как случайное совпадение сразу нескольких факторов.
Так, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко отмечает: «Человека задержали прямо у мечети в пятницу, когда на молитву собирается особенно много народу».
Он подчеркивает, что не видит почвы для масштабных выступлений приезжих с Кавказа и Средней Азии: «Не просматривается каких-то общих вдохновляющих лозунгов».
Вместе с тем муфтии обратились к правоохранительным органам: «Мы обращаемся к руководству правоохранительных органов с просьбой найти пути решения данного вопроса, которые будут способствовать сохранению стабильности в многонациональном и многорелигиозном российском обществе».
Директор МБПЧ Александр Брод: «Будем надеяться, что при взвешенном подходе верующих, правоохранительных органов, московских властей больше таких инцидентов не повторится».