Митрополит согласен с тем, что культура развивается со всем обществом и остановить новые тенденции невозможно, однако при этом необходимо соблюдать законодательство: «Я по поводу «Тангейзера» написал, что там нарушаются права верующих людей, используется не по назначению церковная символика.
Верующие люди возмущены.
Те, кто посмотрел постановку, пишут письма, звонят по телефону и просят как-то посодействовать соблюдению закона...
Я написал письма и губернатору, и в законодательное собрание, и прокурору, но ответов не получил.
Прошло уже около месяца.
Я там говорил только о соблюдении законодательства.
Мы не эксперты и не собираемся говорить, хорошо это или плохо, мы только говорим о соблюдении прав верующих.
Есть права, и их надо соблюдать».
По заявлению митрополита Тихона прокуратура провела проверку, исследовав материалы, предоставленные театром, в том числе 54-страничный буклет «Тангейзера», рекламный постер к фильму Тангейзера «Грот Венеры» (на котором Иисус Христос изображен распятым между ног женщины) и видеозапись спектакля.
Проверкой постановки занялся Следственный комитет Новосибирской области.
Проверка проводится по статье 148 УК РФ («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий»).
Одновременно прокуратура расследует административное дело по статье «Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики».
Прокуратура изучила видеозапись спектакля и пришла к выводу, что он «порочит изображение Иисуса Христа как Бога в христианском мировоззрении».
Ведомству не понравилось то, что Иисус появляется в постановке в окружении обнаженных женщин.
В результате проверки в действиях Кулябина обнаружены «признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 5.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях» и наказывается штрафом в размере до 50 тыс. руб. для граждан (до 200 тыс. руб. для должностных лиц) либо обязательными работами на срок до 120 часов.
Мировой суд центрального района Новосибирска уже 10 марта рассмотрит административное дело в отношении режиссера-постановщика оперы "Тангейзер" Тимофея Кулябина.
В интернете начался сбор подписей в защиту постановки оперы.
На сайте change.org опубликовано обращение, адресованное прокуратуре Новосибирской области и лично прокурору Е.Овчинникову.
Авторы послания просит прекратить судебное разбирательство и закрыть дело в отношении режиссера новосибирского театра Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича.
В послании напоминается, что против Мездрича и Кулябина возбуждено административное дело по статье "Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях".
Сам режиссер Кулябин считает, что увидевшие в опере выпад против христианских ценностей зрители невнимательно ее посмотрели.
Он полагает, что в спектакле нет «ничего неоправданного»: «В первую очередь, я хотел сделать эту историю доступной и понятной.
В основе лежит легенда о средневековых мейстерзингерах - это, в общем, далекая от нас реальность.
И для меня в этом существовало изначальное препятствие, которое надо было обойти...
Мне нужно было найти в сегодняшней жизни какой-то эквивалент для певца-мейстерзингера.
Для меня это некий художник, творческая личность.
В большей степени я понимаю о ком?
О режиссерах, и поэтому он стал у меня режиссером, но, чтобы не подставиться, я взял не театрального, а кинорежиссера».
Спектакль «Тангейзер», по его словам, повествует о мученической природе творчества и грани допустимого для творца.
Также режиссер отмечает, что конфликт в опере Вагнера имеет отношение к католицизму, а не православию: «Сама ситуация паломничества Тангейзера в Рим за отпущением грехов у Папы выводит сюжет за рамки православия.
Все это создает достаточную дистанцию между православными верующими и реалиями постановки».
Солист Королевского театра Копенгагена Стиг Андерсен, которого Новосибирская опера пригласила на исполнение титульной партии, разделяет мысли режиссера.
Он заявил, что участвовал примерно в десяти постановках «Тангейзера» и ни одна из них не была «настолько верна основной идее Вагнера»: «Я прошу вас не обмануться современными костюмами, ибо это настоящая история об артисте, который доходит до предела разумного и вступает в сумасшествие, чтобы создать некое произведение искусства, которое редко находит понимание у общества».
Оперный театр не намерен сдаваться.
По сообщению его пресс-службы, «театр намерен отстаивать свою профессиональную позицию и художественную политику в рамках действующего законодательства РФ» и не собирается снимать постановку «Тангейзера» с репертуара.
Директор театра Борис Мездрич призвал Новосибирскую епархию к переговорам «в мирном русле» и подчеркнул, что ни постановщик, ни сотрудники театра не имели умысла кого-либо оскорбить своей работой: «Я думаю, что можно было этот вопрос отрегулировать в мирном процессе.
К сожалению, театр не получил от церкви ни одного письма.
Мы в хороших отношениях с митрополитом, у меня есть благодарственное письмо, совершенно не было настроения и нет кого-то оскорблять.
Если после показа спектакля возникла ситуация, можно же было спокойно поговорить.
Мы и сейчас готовы к диалогу, говорю это всему обществу...
Уважаемый митрополит не видел же спектакля.
А спектакль - это художественный продукт, который нужно видеть.
Я думаю, что некоторые представители, которые подписывали, тоже не все, наверное, видели спектакль.
И это один из ключевых моментов».
Он также допустил, что постановку возможно скорректировать, но это будет означать введение религиозной цензуры.
Но церковные власти на мировую идти не намерены.
Против Кулябина собираются возбудить уголовное дело.
Глава Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Новосибирской епархии Александр Красов заявил: «Это уже Уголовный кодекс, поэтому мы будем настаивать, вплоть до генеральной прокуратуры, администрации президента, на переквалификации на часть первую статьи 148 УК РФ».
В свою очередь, глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что тяжесть наказания в данном случае не так важна, хотя «люди вправе требовать и тяжелого наказания, требовать переквалификации этого дела».
Он полагает: «Важен сам факт: пожалуй, один из немногих случаев имеет место, когда после заявления верующих людей, митрополита Тихона прокуратура по крайней мере решила рассмотреть вопрос о том, нарушен ли закон в этой постановке.
Как правило, заявления в таких случаях остаются без ответа, говорят: не трогайте сферу искусства, свободы творчества».
В это время зрители и музыкальные критики хвалят спектакль.
По мнению одного из зрителей, «в Новосибирске теперь можно увидеть настоящий образец Gesamtkunstwerk - того «общего», тотального искусства, о котором мечтал Вагнер более полутора веков назад, когда кинематографа еще не было в природе».
Критик Анна Гордеева отмечает: «Спектакль сделан сильной командой, в которой нет «слабых звеньев» и случайных людей.
Дирижер Айнарс Рубикис сотворил фантастического Вагнера: оркестр не громыхал, не штурмовал аудиторию, но прописывал малейшие нюансы, работая с ювелирной точностью.
Театровед, переводчик Ольга Федянина сделала для спектакля новый перевод - и русский текст субтитров теперь тоже более человечен и менее пафосен, чем использовавшийся в России ранее.
Все художники (постановщик Олег Головко, художник по костюмам Галя Солодовникова, дизайнер Оксана Палей, отвечавший за свет Денис Солнцев) сделали мир этого «Тангейзера» ярким и достоверным».
Но, конечно же, мнение критиков и зрителей мало интересует правоохранительные органы.
Вряд ли там есть специалисты по Вагнеру, современной опере и богословской проблематике.
Скорее, тут играет роль влияние мнения церкви на местные органы власти и степень их смычки.
А также то, любит ли начальство города и области свой известный театр.
Из этих соображений и будет решаться вопрос.
Тем временем православные граждане Новосибирска обрушились еще на несколько постановок: спектакль «KILL» в театре «Красный факел», «где вниманию зрителей предлагается окровавленный крест с распятой на нем голой женщиной», и спектакль «Песни о Родине» в театре «Глобус», в котором представлена история о православном ежике, а «православная вера представлена как несущая ложь и смерть».
А в это время священник из Ижевска Владимир Андрианов потребовал запретить постановку пушкинской «Метели» в Русском драматическом театре Удмуртии, усмотрев в ней оскорбление чувств верующих.
Представитель Русской православной церкви написал жалобу на театр в администрацию главы и правительство республики, в которой говорится: «Я возмущён употреблением во время постановки символа православия - креста и архиерейского облачения.
Причём, наперсный крест имел гипертрофированный и уродливый вид.
Созданный уродливый образ священника пьяницы и вымогателя глубоко оскорбил мои религиозные чувства не только как священнослужителя, но и как верующего человека.
Если учесть, что это все происходит накануне начала Великого Поста, то свои чувства не могу описать.
Все происходящее я считаю нарушением статьи 148 УК РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»».
Священнослужитель выступил против использования в постановке символов православия - архиерейского облачения и креста, который, по его утверждению, имеет «гипертрофированный и уродливый вид»: «Требую прекратить использование православной символики, облачений и частей чинопоследования православных таинств в постановках».
Отец Владимир потребовал публичных извинений от режиссера-постановщика.
В случае отказа театра убрать из постановки православную атрибутику священник намерен жаловаться в прокуратуру и суд.
Жалоба находится на рассмотрении в Министерстве культуры Удмуртии.
Режиссер-постановщик спектакля Максим Соколов никаких извинений, тем более публичных, приносить не собирается.
Он считает, что к оскорблению религиозных чувств постановка не имеет никакого отношения: «Я не собираюсь умалчивать об этом инциденте и просить прощения.
Считаю, что всяческое обсуждение спектакля должно быть либо на творческих форумах, либо в статьях СМИ.
Даже если мы неправильно что-то изобразили (хотя хочу напомнить, что театр - это вымысел), то церковнослужителю высказывать такие угрозы неприемлемо.
За год существования этого спектакля подобного не было ни разу!
Думаю, что это просто самопиар на фоне того, что произошло в Новосибирске».
Режиссер ижевского театра Петр Шерешевский в ответ напомнил, что Россия - это светское государство.
По его мнению, любое художественное изображение священника, в т.ч. сатирическое, не может оскорбить религиозные чувства верующих.
Официальный представитель драматического театра Ирина Стерхова заявила, что вносить изменения в классическую постановку пьесы Василия Сигарева по мотивам повести Александра Пушкина театр не намерен: «Принимать никаких мер не будем.
Это письмо не повод для внесения изменений.
Священник пытается нас уличить в том, чего нет.
Мы от текста пьесы не отходили.
Это постановка по мотивам повести Пушкина в инсценировке Сигарева, где говорится, что священник пьян, неоднократно упоминается, что он «пьян как ямщик».
Это не наши домыслы, и не режиссер-постановщик это придумал».
Представитель драмтеатра добавила, что в театре не обязаны делать точные копии религиозной атрибутики: «Тот же крестик нательный - его должны видеть и зрители с балкона.
Это элемент атрибутики, который вызывает ассоциативный ряд».
Она также отметила, что считает «очень странной» жалобу священника: «Получается, можно и тому же Гоголю, у которого дьяк ходил к Солохе, высказывать претензии и многим другим классикам».
Театр поддержало Министерство культуры и туризма Удмуртской Республики.
5 марта 2015 г. оно опубликовало резолюцию в ответ на обращение священника, в которой говорится: «Считаем, что спектакль «Метель», поставленный по мотивам повести А.С.Пушкина в трактовке В.Сигарева, ни в коей мере не нарушает права и свободу совести вероисповеданий, не оскорбляет религиозных чувств верующих.
В своей творческой деятельности режиссер Максим Соколов не имел намерений, не совершает и не совершал публичные действия, выражающие неуважение к обществу и кому бы то ни было в целях оскорбления религиозных чувств».
В тексте говорится: «Драматический спектакль является по определению художественным вымыслом, а сценография, костюмы, и декорации призваны вызывать ассоциативный ряд у зрителей, не являясь точной копией...
Спектакль не может нравиться всем без исключения, так как у всех зрителей разные вкусы, разный художественный опыт и чувство юмора».
Также в резолюции отмечается: «Современная культура является синтезом различных жанров и видов искусства, и ее невозможно подгонять под один шаблон».
Ведомство напомнило, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 марта 1999 г. «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» основными принципами являются «независимость театра в выборе художественных направлений, репертуара, в принятии решений о публичном исполнении спектаклей, представлений и публикаций, не противоречащих закону», а также «обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование услугами, предоставляемыми театром, равный доступ к сценическому искусству и др.».
Кроме того, республиканское министерство культуры отмечает, что по требованию законодательства в рекламных материалах к спектаклю указано возрастное ограничение посетителей «16+», а также жанр постановки.
Вместе с тем министерство культуры сделало реверанс в сторону православной общественности, заявив, что в Удмуртии будет создан экспертный совет из деятелей искусств, которые будут оценивать постановки перед премьерами, чтобы те не оскорбляли кого-либо.
Если в Новосибирске православные жаловались на детали постановки, которые в самом деле могли шокировать консервативную публику, то в данном случае священник требует, чтобы кресты и облачения во время спектаклей не использовали.
Фактически такое требование равнозначно требованию запрета постановок «Отца Сергия» Толстого, «Архиерея» Чехова и уж тем более рассказов и повестей Лескова, где духовенство представлено весьма иронично.
В церковных кругах понимают, что подобная практика начинает дискредитировать Церковь, выставлять церковнослужителей и всю Церковь какими-то реакционерами.
Соответственно, они среагировали очень скептически на факт обращения священника по поводу спектакля.
Пресс-секретарь Ижевской и Удмуртской епархии протоиерей Димитрий Леонтьев сообщил, что заявление священника - это «не официальная позиция Церкви к данной постановке, это его личное мнение как человека верующего».
По его словам, автор жалобы жалеет о том, что его заявление вызвало такой общественный резонанс.
Председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда аналогичным образом прокомментировал ситуацию с жалобой священнослужителя на постановку «Метели» в Ижевске: «Странной является реакция одного из священнослужителей на постановку «Метели» в Ижевске, особенно учитывая, что епархия воздержалась от оценки постановки».
Он подчеркнул, что «грешит не только тот, кто хулит Бога, но и тот, кто ложно обвиняет кого-то в богохульстве», и поэтому право установления акта богохульства предоставляется не отдельным лицам, а компетентным церковным органам.
Легойда призвал священнослужителей не торопиться «по собственной инициативе бежать в прокуратуру».
Сам священник пока на контакты с прессой не идет, но и он, кажется, пошел на попятную.
Во всяком случае, он заявил: «Я раскаиваюсь, что сделал такое заявление без благословения настоятеля Свято-Михайловского собора».
Директор МБПЧ Александр Брод: «Похоже, этот скандал вскоре утихнет, но последующих скандалов не избежать.
У рьяных защитников религиозных ценностей, как они их понимают, есть надежная «крыша» - закон «об оскорблении чувств верующих».
Закон невнятный, под него можно подверстать любую художественную акцию.
И пока этот закон не будет отменен или радикально переформулирован, ничего хорошего ждать не приходится.
Искусство может быть качественным или не очень, но не дело правоохранителей вмешиваться в творческий процесс.
Зрители, искусствоведы и критики сами разберутся».