Трудно перечислить все восторженные слова, сказанные о Плисецкой.
Для нее специально ставили балеты крупнейшие хореографы мира - Альберто Алонсо, Ролан Пети, Морис Бежар, Хосе Гранеро.
Плисецкая была одной из самых востребованных советских балерин за границей.
Она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983-1984), а затем Испанского национального балета в Мадриде (1988-1990).
В Риме, в Оперном театре в Термах Каракаллы, осуществила постановку балета Мариуса Петипа «Раймонда» (1984).
В 1987 г. в Нью-Йорке вместе с Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым участвовала в гала-концерте в честь знаменитой Марты Грэм.
Начиная с 1994 г. Майя Плисецкая являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», некоторое время проводившегося в Санкт-Петербурге.
Одна из почитательниц ее таланта в своем интервью после смерти балерины сказала: «Общаясь с ней, ты чувствовал, что общаешься с королевой.
И это всегда была красивая, элегантная одежда, даже если она была домашней.
В этом никогда не было никакой небрежности, у нее всегда был свой стиль.
И она никогда не казалась человеком, который имеет пожилой возраст.
И всегда говорила, что у нее такое железное здоровье, что она не знает, что такое головная боль.
Поэтому, когда это все произошло в субботу, для меня это было абсолютным шоком, ведь она действительно никогда ничем не болела, и это говорила не только она, но и ее партнеры.
И никогда не жаловалась.
Она, видимо, даже не почувствовала, что у нее сердечный приступ, потому что была всегда полна энергии, всегда была подтянутой...
Она очень весело общалась с артистами, и было такое ощущение, что перед тобой сидит человек абсолютно без возраста, настолько она умела держаться и настолько была физически сильна».
О ней с восхищением и необычайным уважением вспоминают буквально все.
Генеральный директор Большого театра Владимир Урин говорит: «Ушла эпоха, очень своеобразная, личностная, высоко интеллектуальная. Плисецкая была великой балериной и великой женщиной».
Народная артистка СССР, педагог-репетитор Большого театра Марина Кондратьева свидетельствует: «Невероятно, что она ушла и что ее больше с нами нет.
Никто никогда даже не задумывался, сколько ей лет, как она себя чувствует - она всегда великолепно выглядела и до конца чувствовала себя молодой женщиной.
Майя Михайловна - это не только гениальная балерина, она была еще и прекрасным человеком.
Она продолжала посвящать себя искусству и после того, как кончила танцевать, занималась общественной деятельностью.
Конечно, она не забываема и всегда будет жить в памяти людей как балерина.
Это была эпоха в Советском Союзе.
Без Майи Михайловны невозможно представить себе советский балет.
Ее талант был невероятно многогранен.
Очень мало кто из балерин может одинаково великолепно станцевать, например, «Ромео и Джульетту» и «Лауренсию».
Но она везде была лучшей.
И вообще всё, что она танцевала, было гениально.
Майя Михайловна обладала невероятным темпераментом, энергетикой, которые захватывали зрителей.
Она их буквально завораживала: после ее выхода на сцене невозможно было замечать кого-то еще.
Она сразу заставляла следить за ней, переживать вместе с ней.
За каждым ее движением смотрели, не отрывая глаз».
Ведущая солистка Большого театра Елена Андриенко сказала: «Искусство потеряло великую танцовщицу, что можно к этому прибавить?
Плеяда великих балерин - Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Нина Тимофеева - уходит.
Эти люди всегда были для нас примером...
Что уж говорить про ее потрясающие руки, которыми она танцевала - повторить это вряд ли возможно.
Помню, что мы смотрели на нее всегда с изумлением.
Майя Плисецкая - это человек планетарного масштаба, талант ее переоценить невозможно».
Заслуженный артист России, солист балета, педагог и хореограф Юрий Бурлака говорит: «Майя Плисецкая - великая труженица и великая балерина, заявившая о себе с момента первого появления на сцене.
Она прожила огромную жизнь, которую даруют не каждому, а только таким уникальным личностям, как Майя Михайловна.
Искусство балета очень быстротечно.
Когда смотришь старые кадры и записи с участием танцовщиков прошлых поколений, часто они могут показаться не актуальными.
Но записи выступлений Майи Михайловны, которые сохранились с момента ее дебюта на сцене Большого театра и до последних выходов на сцену, актуальны до сих пор и, думаю, никогда не покажутся устаревшими.
Это и Китри в «Дон Кихоте», и «Умирающий лебедь», и Лауренсия, и те уникальные, на нее поставленные балеты и номера, которые создали великие и русские, и зарубежные балетмейстеры.
Я думаю, что это те неповторимые моменты, которые невозможно воспроизвести так, как это делала она».
Ректор Парижской консерватории имени Сергея Рахманинова Петр Шереметев назвал смерть балерины огромной утратой для российской и мировой культуры.
Михаил Барышников назвал Майю Плисецкую «одной из прекрасных и грациозных балерин нашего времени».
А прима-балерина Мариинского театра, народная артистка России Диана Вишнева сказала, что с Плисецкой ушла эпоха «Большого балета».
По случаю смерти Плисецкой высказались и руководители российского государства.
Президент России Владимир Путин выразил искренние соболезнования родным, близким и всем почитателям таланта балерины.
На своей странице в Facebook премьер-министр России Дмитрий Медведев написал, что Майя Плисецкая обладала редким сочетанием артистизма, красоты, благородства и достоинства: «Майи Плисецкой больше нет с нами. Но остались легендарная Кармен, Одетта-Одиллия, Раймонда. Остался ее Танец».
Соболезнования родным и близким балерины выразил мэр Москвы Сергей Собянин: «Ушла из жизни великая прима-балерина, внёсшая огромный вклад в развитие отечественной и мировой культуры.
Обладая виртуозной техникой, потрясающим артистизмом и невероятным трудолюбием, несравненная Майя Михайловна Плисецкая покорила сердца миллионов зрителей в нашей стране и за рубежом.
Её блистательное и уникальное творчество вошло в золотой фонд балетного искусства и по праву является гордостью и национальным достоянием России».
Президент Литвы Даля Грибаускайте (Плисецкая имела и российское, и литовское гражданство) заявила: «Это была личность, одаренная особым талантом, легенда балета, завоевавшая самые известные сцены мира и сердца тысячей поклонников.
Майя Плисецкая никогда не забывала Литвы - здесь она обустроила свой дом, интересовалась и ценила нашу культуру, была горда быть ее частью».
Проникновенные строки посвятила российской балерине газета «Вашингтон Пост»: «Сильная духом, противостоящая предрассудкам, абсолютно приверженная искусству, Плисецкая, похоже, принадлежала к тому сорту людей, которые бушевали под ортодоксальными требованиями советских правительств, под которыми она провела значительную часть своей полувековой карьеры».
В статье отмечается, что Плисецкая в свое время «не отвернулась от своей родины»: «Она поражала и озадачивала своих поклонников по всему миру, которые не могли смириться с ее отказом присоединиться ко многим звездам в изгнании.
Рудольф Нуриев покинул страну, как и Михаил Барышников.
Плисецкая - нет...
Для Плисецкой родным домом был Большой театр, где она достигла славы.
Это был театр и символ, и его притяжение было сильнее просьб друзей по ту строну «железного занавеса»».
По мнению издания, «почти парадоксальным является тот факт, что такой отказ стал одним из проявлений ее независимости, ее стремления прокладывать свой путь».
Сторонясь большой политики, она навсегда сохранила неприятие сталинизма, уничтожившего ее отца.
В 1966 г. М.Плисецкая подписала письмо 25 деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.
Пожалуй, мало кто из артистов имел столько премий и наград, как Плисецкая.
Народная артистка СССР (1959), лауреат премии Анны Павловой Парижской академии танца (1962), лауреат Ленинской премии (1964), Герой Социалистического Труда (1985), полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат множества других российских и зарубежных премий, почётный доктор университета Сорбонны, почётный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, почётный гражданин Испании.
В ее честь назван астероид.