В конце мая в госсовет Крыма был внесен проект республиканского закона о свободе совести и религиозных объединениях, расширяющий полномочия государства в этой сфере. Законопроект внесла председатель комитета госсовета по культуре Светлана Савченко.
Причины появления документа автор обозначила в пояснительной записке. По мнению Савченко, в последние годы украинской власти «система государственно-конфессиональных отношений в Республике Крым методично разрушалась». Так, автор пишет, что были ликвидированы Крымский филиал института стратегических исследований и научно-исследовательский центр «Крым», осуществлявшие исследовательскую работу в данном направлении. Ликвидирована должность врача-психиатра в республиканском центре здоровья, который специализировался на проблемах влияния на здоровье человека «радикальных сект».
Кроме того, по мнению Савченко, в этой сфере царила управленческая неразбериха: в городах и районах республики происходила постоянная смена ответственных за данный участок работы, что привело к полной утрате информации и контроля за деятельностью религиозных организаций: «Вся работа на местах и в центре сводилась к проведению имиджевых мероприятий, разработке планов, так и оставшихся нереализованными. Отдел по делам религий за этот период практически был лишен возможностей и ресурсов проводить глубокую аналитическую работу».
В итоге «за последние годы проявился ряд направлений, требующих глубокого изучения и представляющих угрозу для национальной безопасности». В первую очередь это касается различного рода нетрадиционных, радикальных, эзотерических организаций. Уже здесь автор законопроекта являет свою неграмотность: организация не может быть «эзотерической» - таковым может быть только учение. Как обычно в подобных законопроектах, остается неясным, что такое «традиционные», «радикальные» организации. Под столь широкое и расплывчатое определение можно подвести любую неугодную организацию, хотя Савченко перечисляет ряд из них (ваххабиты, Хизб-ут-Тахрир и др.).
Поскольку, считает Савченко, из-за недостатка информации по данным направлениям эти организации в официальной украинской статистике не учитывались, то стал теряться контроль над религиозной ситуацией. А религиозную ситуацию Савченко считает вторичной по отношению к геополитической: «Возрастал интерес к Крыму в геополитическом плане из-за рубежа. С середины 2000-х годов в Крым ежегодно прибывало от 150 до 600 зарубежных миссионеров (в период курортного сезона республику посещали миссионеры, которые не фиксировались, а в межсезонье базы отдыха сдавались в аренду различным религиозным группировкам для проведения фестивалей, семинаров и других мероприятий)».
Она считает, что под видом миссионерской работы велось геополитическое наступление: «Так, для мормонов (церковь Иисуса Христа святых последних дней (центр в США) предоставлялась широкая возможность приглашения миссионеров и ведения идеологической работы, и создавались максимальные препятствия для прохождения гуманитарных грузов». В результате Савченко приходит к выводу о необходимости более строгого контроля со стороны государства за религиозными процессами, она считает целесообразным создание в составе Министерства культуры Республики Крым департамента по взаимодействию с религиозными организациями, увеличение его штатной численности, а также содействие в решении вопроса материально-технического обеспечения Департамента по делам религий (сейчас там существует лишь отдел, который одновременно занимается национально-культурными объединениями). В частности, организации должны будут информировать этот орган о прибытии иностранных проповедников. Другие полномочия департамента обозначены довольно расплывчато («прогнозирование развития религиозной ситуации», «способствование укреплению взаимопонимания и терпимости» и т.д.). Работа этого государственного органа позволит сформировать эффективный механизм правового регулирования в сфере религии.
В самом законопроекте вместо четких юридических формулировок используются сомнительные исторические квалификации («сакральное значение Крыма»), религиозно-богословские конструкции. К примеру, религия - это «совокупность взглядов на мир, которые, чаще всего, основываются на вере в Бога, сотворившего Вселенную и человека, давшего людям Откровение». Но в такое определение не вписываются, например, буддисты, индуисты и т.д.
Директор МБПЧ Александр Брод: «Под такое определение, как «организация, использующая комплекс специальных приемов (контроль сознания) с целью подавления воли человека и контролирования чувств и поведения, наносящая вред человеку и обществу», можно подвести любой религиозный культ, поскольку все они провозглашают контроль над сознанием, подчиненность религиозным институтам и их представителям - в т.ч. и православие».
Впрочем, отметим, что похожий проект, внесенный в госсовет еще осенью главой Крыма Сергеем Аксеновым, был жестче. Часть положений (например, о запрете национальных религиозных организаций) вошла в новый проект, часть - нет. Так, проект Аксенова предлагал запретить распространение религиозной литературы без указания издавшей ее организации и открытие ночных клубов вблизи культовых зданий, а также обязать миссионеров иметь специальные удостоверения.