История XX столетия, начавшаяся на полях сражений Первой мировой войны, завершалась под знаком окончания холодной войны, третьего глобального противостояния «необычайного века».
«Новое мышление» и прекращение советско-американского противоборства, мирные («бархатные») революции в странах Центральной и Восточной Европы, объединение Германии, распад Организации Варшавского Договора, исчезновение с карты мира коммунистической сверхдержавы – СССР, налаживание арабо-израильского диалога, крах режима апартеида в ЮАР и активизация переговорного процесса в Ольстере стали символами надежды на более совершенное мироустройство.
В ноябре 2015 года отмечалось двадцать пять лет с момента подписания Парижской хартии для новой Европы. «Наше время – это время осуществления тех надежд и ожиданий, которые жили в сердцах наших народов на протяжении десятилетий: твердая приверженность демократии, основанной на правах человека и основных свободах; процветание через экономическую свободу и социальную справедливость и равная безопасность для всех наших стран», – констатировали авторы этого документа[1]. Неделимость безопасности, право народов на выбор своего внутриполитического курса и солидарная ответственность за принимаемые решения тогда, четверть века назад, казались близко достижимыми.
Наиболее оптимистичные мыслители заговорили тогда о том, что либерализму и демократии, рыночной экономике и этнической толерантности больше нет реальной альтернативы. Американский профессор Фрэнсис Фукуяма даже провозгласил «конец истории»[2].
Однако жизнь, как это обычно бывает, оказалась сложнее изощренной игры ума интеллектуалов-оптимистов. Кровавые межэтнические войны на Балканах, этнополитические конфликты на постсоветском пространстве, эскалация насилия на Ближнем Востоке, приведшая не только к свертыванию палестино-израильского диалога, но и к новым противостояниям в Ираке, Ливии, Египте, Сирии, всплеск неотрайбализма в Африке отчетливо показали, что «окончание истории» откладывается на неопределенный период. За прошедшие четверть века мы стали свидетелями роста террористической активности, появления международных сетевых структур, несущих угрозу государствам («Аль-Каида», ИГИЛ). Эксперты, политики и дипломаты отмечают рост националистических настроений даже в благополучных странах Западной Европы, где в ходе парламентских выборов все чаще большинство голосов получают национал-популисты. Все громче заявляют о себе и попытки ревизии итогов Второй мировой войны, героизации нацизма и коллаборационизма.
Поспешив объявить холодную войну законченной и отпраздновав победу по этому поводу, интеллектуалы в США, странах Европы, России, Китае, Индии, странах исламского Востока оказались не готовы к вызовам иного качества. Биполярный мир, основанный на соперничестве двух ядерных сверхдержав СССР и США, породил, если можно так выразиться, биполярное мышление, которое не могло воспринимать мир иначе как в черно-белой упрощенной цветовой гамме. Между тем нынешняя глобальная турбулентность имеет намного больше цветов и оттенков. И в ней этнополитическая конфликтность занимает одно из центральных мест. Ее осмысление представляется сегодня как никогда актуальной научной и прикладной задачей. Адекватное понимание основных этнополитических трендов первой четверти XXIвека крайне важно для ответов на вопросы, почему холодная война не завершилась устойчивым миром, почему человечество по-прежнему страдает от конфликтов и нетерпимости.
В сентябре 2015 года в Новосибирске, городе с мощными академическими традициями, состоялась международная научно-практическая конференция на тему «Общество и этнополитика». На ее площадках встретились как маститые ученые, имеющие большой авторитет в России и за рубежом, так и начинающие специалисты, делающие первые шаги в изучении национальной политики и межэтнических конфликтов. По итогам форума был издан сборник материалов в трех частях(под науч. ред. Л.В.Савинова. Новосибирск. Изд-во СибАГС. 2015). Это издание вобрало в себя итоги теоретико-методологических, а также полевых исследований. Практически каждый материал носит дискуссионный характер. Однако организаторы сохранили всю эту полифонию, которая позволяет лучше представить себе тот спектр мнений и суждений, который на сегодняшний день существует в отечественной и зарубежной этнополитологии.
Структура сборника представляется обоснованной, хотя ее и нельзя признать безупречной (но более подробные критические замечания будут приведены ниже). В первой части издатели разместили материалы пленарных докладов, которые и на конференции, и в самом издании призваны, что называется, «задать тон» дискуссии на сложные темы. О предметной области этнополитологии повествует доклад Анатолия Кузнецова. Своей основной задачей автор видит определение статуса этнополитологии среди существующих гуманитарных дисциплин. К общей теории этнической динамики обращается Николай Розов. За основу он берет теоретические построения американского социолога Рэндалла Коллинза и пытается развить некоторые его положения. В его докладе много внимания уделяется таким актуальным сюжетам, как этническая мобилизация и геополитика.
В любом современном этнополитическом или религиозном конфликте значительное место занимает история. Речь, конечно же, не об академической дисциплине, а о мобилизации фактов прошлого для выстраивания выгодной «картинки мира», призванной легитимизировать возможное использование насилия, объяснить неправоту оппонентов. Этому спектру вопросов посвятил свое выступление признанный специалист по вопросам «историзации политики», ксенофобии, национализма и исторической мифологии Виктор Шнирельман. Свое выступление он построил на образах истории, используемых в ксенофобском дискурсе. По его мнению, понятия «культура», «цивилизация» эссенциализируются этнонационалистами и используются для выстраивания непреодолимых рубежей между «своими» и «чужаками».
После солидного историографического исследования, посвященного взаимоотношениям «чужаков» и «коренных» логичным выглядит появление труда, посвященного миграционным процессам, ведь вокруг миграции строится немало ксенофобских мифов и националистических практик. Этой острой и актуальной теме посвящено выступление профессора Владимира Волоха. Этот специалист помимо солидных научных достижений имеет значительный опыт практической работы по регулированию миграционных процессов. В его тексте дан детальный анализ нормативно-правовой базы РФ в области миграции, указано на сильные стороны и проблемные места Концепции миграционной политики.
«Миграционный блок» сборника продолжает материал Ларисы Хоперской. Ее текст посвящен миграции как одного из аспектов евразийской интеграции, рассматриваемой как одно из магистральных направлений российской внешней политики. Автор доказывает необходимость дифференцированных подходов к миграционным потокам. Она справедливо говорит о том, что геополитические успехи России во многом будут зависеть от качественного решения этой проблемы.
Таким образом, «пленарная часть» сборника представляет собой хороший сплав теоретико-методологических изысканий с богатым эмпирическим материалом по широкому спектру значимых этнополитических проблем (миграция, ксенофобия, «историзация политики» и этническая мобилизация).
Далее организаторы конференции публикуют материалы круглых столов и секций, проведенных на различных ее площадках. Сначала идут материалы круглого стола «Миграция и этнополитика». Здесь представлены работы 11 авторов, рассмотрены различные практики регулирования миграционных процессов (начиная с регионального уровня – Новосибирской области и заканчивая иностранными государствами – Германией). Разбираются проблемы миграции в контексте формирования единой российской гражданской нации.
Завершает первую часть сборника публикация материалов секции «Региональные этносоциальные и этнополитические процессы». Этот раздел включает в себя 24 статьи. Они посвящены различным кейсам, что называется, на любой вкус. Здесь можно найти материалы по Крыму, Северному Кавказу и Закавказью, по различным ситуациям в российских регионах Сибири и Крайнего Севера, по проблемам этнополитического развития Украины (проблема идентичности закарпатских русинов).
Вторая часть сборника вновь возвращает читателя к проблемам теории и методологии. Она начинается с одноименного раздела. В нем представлены тексты 22 авторов. И снова мы отмечаем значительное тематическое разнообразие. Анализируются проблемы мультикультурализма, методологии оценки рисков, управления и разрешения конфликтов, экспертизы как инструмента для решения научных и прикладных задач.
18 авторов представили свои статьи для раздела «Власть и этнополитика». В нем рассматриваются кейсы советской и постсоветской политики национального и государственного строительства. Помимо эмпирических кейсов в нем разбираются такие вопросы, как соотношение этнического и политического, гражданской и этнической идентичности. Принимая во внимание место проведения форума, большое количество материалов посвящено сибирской проблематике. В этом ряду наиболее интересными представляются материалы, посвященные феномену так называемого «сибирского национализма».
Третья часть сборника открывается разделом, посвященным этнополитическим процессам за рубежом. В нем представлена 21 статья. Бросается в глаза большое количество текстов, посвященных украинской проблематике. Действительно, кризис, спровоцировавший первый после распада СССР и Югославии вооруженный конфликт в центре Европы, просто по определению должен был стать одним из приоритетов для исследователей. Авторы анализируют систему национальных символов современной Украины, проблемы региональной политики этой страны и формирования в ней политической нации. Помимо украинской тематики авторы обратились к опыту Бельгии, которая в последние годы переживает немало кризисов избранной федералистской модели, государств Центральной Азии (Казахстан, Киргизия). В то же самое время стоит заметить, что многие интересные зарубежные паттерны оказались вне поля зрения авторов и организаторов форума.
В сборнике имеется специальная часть «Молодая этнополитология». Скорее всего, организаторы решили особо отметить появление новой талантливой «молодой поросли», которая примет в скором времени эстафету из рук опытных специалистов. В этой части представлены труды 21 автора. Поскольку данная часть не имеет жесткой тематической привязки, в ней прослеживаются различные темы (от этнополитических процессов в Туркменистане до сюжетов, связанных с развитием национально-культурных автономий в Новосибирской области).
Таким образом, сборник дает возможность увидеть и сильные, и проблемные стороны российской этнополитологии сегодня, оценить ее теоретико-методологический багаж и эмпирические наработки. Организаторы форума допустили публикацию материалов на английском языке, что уже давно является обычной практикой солидных журналов, специализирующихся на проблемах этничности и национализма («Abimperio»). В самом деле, современный специалист должен помимо специальных знаний владеть иностранными языками, как минимум основным языком международной академической коммуникации. В этом смысле «Общество и этнополитика» представляет собой качественный рентгеновский снимок российской этнополитологии.
В то же самое время сборник при всех своих достоинствах имеет и определенные изъяны. Они касаются, прежде всего, его структуры. Никаких сомнений не вызывает публикация пленарных материалов в начале сборника. Однако затем логика кажется несколько нарушенной. Наверное, публикацию материалов секций и круглых столов следовало бы начать с теоретико-методологических сюжетов (что и было, кстати, сделано на пленарном заседании), после чего перейти уже к темам, в которых преобладают эмпирические материалы или исследования отдельных кейсов. Не всегда четко продуманы и секции. Например, есть секция «Этнополитические процессы за рубежом». Но зарубежные материалы есть и в разделах «Власть и этнополитика» и «Молодая этнополитология». В итоге тематическая «чистота» строго не выдерживается. Понятно стремление организаторов форума вовлечь большее количество участников, включая и молодых специалистов. Но это наряду со своими плюсами имеет и очевидные минусы. Это и разность потенциалов опытных исследователей и новичков, не говоря уже о качестве конечного продукта. Но даже там, где эта проблема не слишком сильно заявляет о себе, тематическое разнообразие (от Сибири до Канады, от Евгения Месснера до «Тангейзера») слишком велико. И это затрудняет формирование некоего целостного представления о секции или круглом столе. Каждый из них выглядит, скорее, «Ноевым ковчегом», поскольку концентрируется на своей узкой теме, чем фокусированной дискуссионной площадкой. Отсюда преобладание партикулярного начала над общим.
Впрочем, все эти замечания носят полемический характер. Они ни в коей мере не снижают общего положительного впечатления о сборнике материалов. Тем паче, что не так уж часто реализуются такие масштабные издательские проекты в регионах. Увы, нередки случаи, когда за пределами Москвы ученым трудно удержаться от сползания в определенный провинциализм. Этого новосибирским политологам удалось избежать. Они смогли обеспечить публикации и авторитетных московских авторов, и исследователей из своего и других регионов РФ, привлечь молодых специалистов, показать им тот уровень, к которому следует стремиться. Очень хочется надеяться на то, что «Общество и этнополитика» станет постоянно действующей площадкой для дискуссий и издания научных материалов. И читатель еще увидит новые публикации с учетом возможных критических замечаний.
[1] См. полный текст Парижской Хартии для новой Европы // http://www.osce.org/ru/mc/39520?download=true
[2] Fukuyama F. The End of History and the Last Man.1992.Penguin