Версия для печати

О конференции «Пути профилактики национально-религиозного экстремизма в условиях новых вызовов и угроз»

29 мая 2018 г. в ГБУ «Московский Дом национальностей» прошла научно-практическая конференции «Пути профилактики национально-религиозного экстремизма в условиях новых вызовов и угроз». Она была проведена в рамках социально значимого проекта «Мир нашему дому! Совершенствование профилактики национального и религиозного экстремизма силами институтов гражданского общества» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

На открытии выступили начальник отдела гармонизации межнациональных отношений ФАДН Евгений Федорченко, председатель комиссии по делам общественных объединений и религиозных организаций Могордумы Антон Палеев, заместитель начальника Управления по связям с религиозными организациями Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Антон Игнатенко, Уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева, протоиерей Лев Семенов, заместитель директора Московского дома национальностей Алексей Дрожжин.

Приветствовали участников конференции и представители силовых ведомств. Алексей Жафяров, заместитель начальника управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры РФ обратил внимание на новые вызовы и угрозы, которые его ведомству в процессе работы становятся всё более очевидными. Это, например, возвращение боевиков из зоны конфликтов, так как активная фаза в Сирии заканчивается; перемещение экстремистской идеологической работы в Интернет, сложная социально-экономическая, санкционная ситуации. Алексей Жафяров особо подчеркнул: «Мы рассчитываем, что не только правоохранительные органы будут ломать головы над тем, как совершенствовать работу: нам поможет и экспертное сообщество. Будем ждать от вас рекомендации; причем рецепты не только для правоохранителей, но и предложения гражданскому сектору: как ему включиться в эту работу эффективно и полноценно».

Представитель главного управления по противодействию экстремизму МВД РФ Сергей Денисов рассказал о том, как видят развитие ситуации в его министерстве, какие профилактические пути противодействия экстремизму считают самыми верными. «Мы очень тесно контактируем с представителями общественного совета при ФСИН РФ, а также с духовенством, чтобы отслеживать судьбы лиц, осужденных за террористическую деятельность. Также министерство взаимодействует с неправительственными организациями, в частности, Московским бюро по правам человека, где постоянно проводится мониторинг информационного пространства и выявляются материалы о совершенных преступлениях экстремисткой направленности. Мы используем результаты этой работы на практике — для дальнейших профилактических мероприятий. Хотелось бы отметить, что одним из важнейших направлений противодействия экстремизму и терроризму является контрпропагандистская работа, направленная на разоблачение деструктивной сущности и идеологии экстремизма и терроризма, формирование неприятия обществом этих проявлений. В современных условиях нам стало очевидно, что идет идеологическое противостояние, и во многих случаях аргументы видных представителей общественности, религиозных деятелей гораздо более эффективно воздействуют, прежде всего, на молодежь, нежели силовые действия», — заявил Сергей Денисов.

Рассказала о проделанной работе и исполняющая обязанности заместитель начальника Главного управления Минюста России по городу Москве Маргарита Мезенцева. «За последние три года Главным управлением было вынесено порядка 10 предупреждений нарушения законодательства в части положения об экстремистской деятельности НКО, — сообщила Мезенцева. «Главное управление пять раз обращалось с исками в суды по ликвидации таких организаций, два из которых были удовлетворены, так как нарушения не были устранены. Три организации на стадии рассмотрения дел устранили нарушения, поэтому Главное управление ходатайствовало о прекращении производства», — констатировала она. С точки зрения Маргариты Мезенцевой, положительные результаты приносят и ежеквартальные семинары, которые Главное управление проводит для всех общественных объединений и национально-культурных автономий, сотрудники ведомства подробно отвечают на все интересующие общественность вопросы.

Открывал серию экспертных выступлений член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, член СПЧ Александр Брод. «По данным правозащитного мониторинга и социологических служб, за последние четыре года наблюдается нормализация в сфере межнациональных отношений. Продолжает нивелироваться выраженность негативизма в отношении представителей различных этнических групп, уходит резкое негативное восприятие выходцев из республик Северного Кавказа», — заявил правозащитник.

Тем не менее, Александр Брод уверен, что риски сохраняются; трагедии, к сожалению, продолжают случаться. Член СПЧ напомнил о нескольких последних громких инцидентах, произошедших Республике Дагестан, Чеченской Республике. Он особо отметил, что имеет место и произвол со стороны правоохранительных органов: «Прежде всего, хочу сказать о недавнем инциденте в Ханты-Мансийском автономном округе, где в ходе рейда допускались дискриминационные действия в отношении мусульман.

СПЧ готовит сейчас обращение генеральному прокурору и главе Следственного комитета, чтобы в этом разобраться», — сказал эксперт. Завершая доклад, Александр Брод акцентировал внимание публики на профилактических мерах, которые помогут минимизировать экстремистские проявления. С его точки зрения, необходимо готовить переговорщиков, медиаторов, миротворцев: «Общественным национальным лидерам нужно заниматься не только пропагандой национальных танцев, культуры и языков. Все это, безусловно, важно, но уже начинается новый качественный этап, связанный с правовым просвещением, правовыми консультациями, помощью в адаптации мигрантов и экспертной работой. Необходимо совершенствовать просветительские проекты антиэкстремистской и антитеррористической направленности — для сотрудников МВД, педагогов, работников образования и культуры; расширять гуманитарную и миротворческую деятельность национально-культурных организаций; активизировать общественные экспертизы и участие гражданского общества в разработке целевых программ; популяризировать в СМИ позитивные этнические стереотипы, общие достижения российских народов и общие исторические даты», — сказал в заключение Александр Брод.

Владимир Зорин, член президиума Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН, дал свою оценку новым вызовам: «Терроризм — это война против всего народа. Этого понимания, по моему глубокому убеждению, сегодня в обществе нет. А террористы этим и пользуются, играют на аргументах: «Мы же народ, мы просто против плохих полицейских и взяточников». Нужно спасать молодежь. Если в 90-е годы ксенофобия, радикальный национализм были уделом старшего поколения, потом было затронуто поколение 35 – 40-летних, а сегодня экстремизм и радикализм чрезвычайно помолодели».

Владимир Зорин отметил, что многие вызовы отражены в Стратегии государственной национальной политики нашей страны, но нужно активнее работать над корректировкой этого документа. «Я хотел бы напомнить, что когда пять с лишним лет назад принималась Стратегия, мы получили 3500 замечаний и предложений, было большое собрание, где велась настоящая битва за некоторые позиции. Тогда мы договорились убрать из документа все, что разъединяет, что является спорным. Это документ общественного согласия. Наше многообразие, поликультурность, многоконфессиональность — это ресурс нашего развития, процветания, это поможет России по праву занимать достойное место в мире», — подытожил эксперт.

Алексей Автономов, главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации, в своем выступлении особо остановился на международных стандартах прав человека в контексте профилактики и борьбы с экстремизмом и терроризмом. «Обеспечить единство в нашей многонациональной, многоконфессиональной стране мы можем, только сохранив многообразие. Как только мы начинаем унифицировать — идет обратный процесс, что вызывает сопротивление множества людей», — считает Автономов. Эксперт уверен, что причиной конфликтов изначально является не национальная почва, а другое: неравномерность развития, коррупция. Но если с проблемой соприкасается национальный вопрос, она приобретает особо ожесточенные формы. «Почему людей привлекает ИГИЛ? Он дает идею, дает смысл жизни. Нужно заполнить пустоту, дать людям другой смысл жизни. Нам нужно побеждать противников идейно. Экстремисты были и будут всегда, но важно, чтобы к ним не примыкало большое количество людей. Это очень важно для молодежи. Надо, чтобы мы говорили об этом, показывали и предлагали альтернативу, которая казалась бы привлекательной», — отметил профессор.

Заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин юридического института ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Александр Ростокинский призвал обратить самое пристальное внимание на сам Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», где практически поставлен знак равенства между понятиями «экстремизм» и «экстремистская деятельность». «У нас нет понимания экстремизма. Не было заложено и само определение, а это краеугольный камень. Экстремизму придается аморфное понимание, которое достаточно пластично, гибко; его можно расширить или сузить в определенный момент, то есть применить его так, как это необходимо. С точки зрения политической борьбы или конкуренции это обоснованно — но как бороться с явлением, если о нем нет четкого представления? У нас антиэкстремистский закон превратился в инструмент политической борьбы. С его помощью можно устранять любые существующие проблемы, привлекать к уголовной ответственности и пользоваться в политических целях. Получается, что любое общеуголовное преступление может быть признано экстремистским преступлением».

Тут вмешался модератор дискуссии Александр Брод: «Есть предложение вашими силами, силами ваших коллег, можно подключить и правоведов, которые в этом зале, подготовить заключение и предложить в профильный комитет Госдумы. Думаю, стоит придать этому публичный характер».

Александр Ростокинский ответил, что уже готов целый пакет предложений относительно оптимизации законодательства.

Доцент кафедры политических наук и международных отношений Таврической академии Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского Елена Гросфельд (Республика Крым) своим выступлением открыла второй блок конференции, где была поднята проблематика, касающаяся конкретных регионов. Эксперт выделила как позитивные, так и негативные практики, отличающие особенности полуострова в свете проблематики конференции. Среди позитивных тенденций было отмечено наличие правового регулирования экстремизма: «На Украине закона об экстремистской деятельности не было, лишь в результате социально-политического кризиса в 2014 году была введена статья в УК об экстремистской деятельности. А в условиях воссоединения Крыма с Россией было введено правовое регулирование экстремистской деятельности — что, безусловно, невозможно переоценить. Тогда были запрещены и ряд неонацистских организаций — таких как «Правый сектор», «Свобода», «Братство» и другие. А основным позитивным моментом я назвала бы переквалификацию Меджлиса крымско-татарского народа в запрещенную на территории РФ организацию, чьи члены Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров активно способствовали дестабилизации этнополитической системы в республике, пропагандировали экстремизм и неприятие российского присутствия на территории полуострова. Также в Крыму появились антиэкстремистские спецификации в различных федеральных образовательных стандартах, изучаются дисциплины, существуют системы повышения квалификаций в рамках профилактики. Усилилось взаимодействие органов государственной власти, институтов гражданского общества и органов местного самоуправления в данной области». К негативным моментам Елена Гросфельд отнесла то, что происходит в студенческой среде, которая продолжает вовлекаться в экстремистскую деятельность благодаря радикальным группировкам: наибольшими угрозами являются стремительно распространяющиеся идеи ваххабизма, религиозных экстремистских организаций.

Директор Центра этнополитических исследований Пятигорского государственного университета Майя Аствацатурова сообщила коллегам о том, что позитивные изменения на Северном Кавказе имеют место: «Это рост патриотизма, поддержка курса Президента РФ, снижение градуса межэтнической напряженности. Люди больше озабочены насущными делами, чем межэтническими отношениями. Нельзя отрицать того, что в нашем регионе была создана также институциональная среда воздействия на эту сферу. К рискам, прежде всего, хочу отнести проблему отложенных межэтнических конфликтов. На Северном Кавказе — это и осетино-ингушский конфликт, и проблема Ауховского района, ногайский, черкесский, казачий вопросы. Все это находится в турбулентном состоянии, и при любом провоцирующем факторе они оживляются. Происходит возврат боевиков; настораживает, что в северокавказском обществе присутствует некое лояльное отношение к своим родственникам, друзьям, которые были задействованы в этих практиках. На этом фоне надо в нашем округе, как и в целом по России, сформировать непримиримое отношение к экстремизму, терроризму», — закончила Майя Аствацатурова.

Заключительный блок конференции был посвящен практическим рекомендациям по предотвращению экстремизма и крайних форм национализма. По данному вопросу выступали специалисты-медиаторы, историки и деятели культуры, предлагая свои методы решения.

В своем выступлении заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России, заслуженный работник культуры Российской Федерации Сергей Кучинский предлагал рассмотреть культуру в качестве ключа к гармонизации межнациональных отношений. «Явления культуры являются мощным ресурсом для преодоления этнофобии, гармонизации межнациональных отношений. Причины нетерпимости одной этнической группы к другой могут быть самые разные: социальные (безработица, конкуренция, мигранты), исторические (события далекого или недавнего прошлого), политические, психологические (неприятие одного человека другим). Но здесь ясно одно: наличие у человека синдрома этнофобии обусловлено не его телесным состоянием, а состоянием его сознания, духовности мировидения и мироощущения. А что это мироощущение формирует? И культура производства, и культура потребления, и культура экологическая, духовная… Поэтому требуется специальная государственная программа. Надо восстановить утраченное. Необходимо систематизировать площадки: возрождать дома народов России, ведь сейчас есть возможность восстановить их хотя бы в Сети», — заключил эксперт.

По итогам конференции будут выработаны и обнародованы рекомендации для органов власти, некоммерческого сектора, экспертного сообщества и СМИ.

Из выступлений в ходе конференции:

М.А.Мезенцева

А.В.Ростокинский

М.А.Мельников

М.А.Аствацатурова

Е.А.Щербина

Е.М.Доровских

С.С.Кучинский