Памяти Бориса Васильева
11 марта умер писатель Борис Васильев.
Это был один из тех писателей, которые не просто радуют людей своим литературным талантом, а являются трибунами поколения, его совестью. По таким писателям нация проверяет свое нравственную состоятельность.
Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 г. в Смоленске. Гуманитарные способности проявились у мальчика очень рано: учась в школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда началась война, он пошел добровольцем на фронт. Выходя из окружения, попал в лагерь для перемещенных лиц. В 1943 г. получил тяжелое ранение. После войны, проработав на инженерных должностях в армии, уволился и занялся литературной работой.
Тяжелый и героический опыт войны определил тематику творчества Васильева на всю жизнь. Но с самого начала он не походил на официальных военных писателей, рассказывая о войне всю правду, какой бы она ни была тяжелой и горькой. Не случайно его первое произведение, пьеса "Офицер", принятая к постановке в Центральном театре Советской Армии, после двух общественных просмотров в декабре 1955 г., была запрещена. Был даже рассыпан набор пьесы в журнале "Театр". После этого Б.Васильев долгое время занимался поденной литературной работой для заработка. Первое прозаическое произведение Б.Васильева повесть "Иванов катер" три года пролежала в редакционном портфеле "Нового мира". Ее опубликовали в 1970 г. и не случайно – чуть ранее, в 1969 г., в журнале "Юность" была опубликована повесть "А зори здесь тихие…", потрясшая огромную читательскую аудиторию журнала и перевернувшая судьбу ее автора. Книгой зачитывались, она послужила основой пьес, которые ставили на сценах разных театров. Но пика славы автор повести достиг в 1972 г., когда по сценарию Б.Васильева (написанном совместно с режиссером фильма – С.Ростоцким), был поставлен замечательный одноименный фильм – один из лучших фильмов в истории советского кино. Популярности повести добавила и постановка ее в "Театре на Таганке".
Потом у Б.Васильева стали одна за другой выходить повести, которые также пользовались огромной популярностью, среди них - «В списках не значился» (1974), «Завтра была война» (1984). Прогремели на всю страну роман "Не стреляйте белых лебедей" (1973) и рассказ "Вы чье, старичье?" (1982), по которым также были поставлены фильмы. Необычайно популярен до сих пор фильм "Офицеры", снятый по сценарию Б.Васильева.
В последние годы жизни Б.Васильев писал романы о древней Руси, создал серию исторических романов "История рода Алексиных". Но все эти произведения уже не вызвали такого интереса и внимания читающей публики, как "военные" повести Б.Васильева. Он навсегда остался писателем войны.
Заслуги писателя были оценены многочисленными государственными, литературными, кинематографическими премиями, он был награжден несколькими орденами.
Так почему же военные произведения Б.Васильева запали в душу читателя, выделив его из многочисленных прочих авторов, пишущих на темы Великой Отечественной войны? Однажды он сам ответил на этот вопрос: "Правда эпохи должна быть сохранена в девственной неприкосновенности". Но правда – это только часть его писательского "я", а вторая часть – это боль и сострадание. О боли и беззащитности девушек – его повесть "А зори здесь тихие...", лебедей перед браконьерами – повесть "Не стреляйте в белых лебедей", стариков-пенсионеров перед жестокостью общества и родных – рассказ "Вы, чье, старичье?".
Борис Васильев – подлинный гуманист, у которого болит душа за всех людей. И поэтому он не элитарный писатель, поэтому его произведения любили все – от академиков до простых крестьян. И гуманизм, помноженный на правду, имеет свои корни в семейной истории рода Васильевых, и его не выкорчевала циничная советская действительность: "Меня воспитывали еще по старинке, как это было принято в провинциальных семьях русской интеллигенции, почему я, безусловно, человек конца 19-го столетия. И по любви к литературе, и по уважению к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать...”.
В его произведениях гуманизм противостоит войне, ее разрушающему духу. И этот гуманизм проявляется через интеллектуальные раздумья, интеллигентность писателя: "Я прожил достаточно длинную жизнь, чтобы внутренне ощутить, а не просто логически осмыслить все три этапа, три поколения русской интеллигенции от ее зарождения до гибели через ступени конфронтации, унижения, физического уничтожения, мучительного конформизма уцелевших до возрождения веры в гражданские права и горького понимания, что интеллигенция так и осталась невостребованной. ...Ведь необходимость и сила русской интеллигенции была в ее понимании своего гражданского долга перед родиной, а не просто в исполнении тех служебных функций, которые столь характерны для западных интеллектуалов и которые силой насаждала Советская власть. Русская интеллигенция была востребована историей для святой цели: выявить личность в каждом человеке, восславить ее, укрепить, нравственно, вооружить не раболепием православия, а мужеством индивидуальности".
Как всех русских интеллигентов, Васильева тревожила судьба России, утрата обществом исторической памяти и размывание нравственно-культурного пласта, накопленного Россией за многовековой период ее существования. Именно эта тема пронизывает его исторические романы и публицистику. Писатель неизменно отстаивал приоритет культуры, с болью говоря о том, что "революция и воспоследовавшая за нею гражданская война, а в особенности сталинские репрессии практически уничтожили культурную мощь России. Цивилизованные страны перестали воспринимать нас как свою составную культурную часть: такова, увы, данность сегодняшнего дня...”.
И как всякий российский интеллигент, Б.Васильев не замыкался в кругу исторических размышлений. Он болел душой на настоящее, за нынешние судьбы России, рассматривал как трагические для будущего нашей страны оторванность власти от народа, отсутствие гражданского общества. Не случайно Б.Васильев принимал активное участие в общественной жизни – он депутат 1-го Съезда народных депутатов СССР, член Комиссии съезда по расследованию событий 1989 г. в Тбилиси. Был членом Комиссии при Президенте Российской Федерации по правам человека.
Произведения Бориса Васильева заставляли нас всех задуматься о чести и достоинстве, об истории и современности, о правде и лжи. Мы лишились еще одного индикатора порядочности.