Уже несколько лет некоторые активисты требуют закрывать нежелательные спектакли, выставки, а иногда просто устраивают погромы заведений культуры. Однако эти скандалы в целом не были отражением государственной политики, и чиновники дистанцировались от них.
Все изменилось в последние годы, когда общие авторитарные тенденции коснулись в том числе и культуры.
Предложения, направленные на запрет театральных постановок и выставок, посыпались один за другим. Последний по времени скандал связан с оперой «Джалиль» в Казанском оперном театре.
Опера «Джалиль» находится в репертуаре театра с 2011 г. и посвящена подвигу героя Советского Союза Мусы Джалиля. Опера повествует об антифашистской деятельности поэта в немецком плену, мужестве и героической смерти; на сцене возникают картины фронта, героической борьбы советских солдат, звучат воспоминания о родине, доме, жене и дочери. В апреле 2015 г. лидер фракции коммунистов в Госсовете республики Хафиз Миргалимов посмотрел спектакль и попросил прокуратуру проверить его на экстремизм. По словам Миргалимова, в одной из сцен «сравниваются Сталин и Гитлер», а также проводится «прямая параллель между советским строем и нацизмом». Миргалимов обратился к прокурору Татарстана с заявлением, в котором утверждал, что такие сравнения исходят от «бесконтрольного творчества художника» и «ведут к подрыву исторической роли» страны в Великой Отечественной войне: «Это плевок в сторону многонационального народа России накануне праздника 70-летия Великой Победы». Кроме того, представитель КПРФ ссылался на запрет публичной демонстрации нацистской атрибутики. К своему запросу Миргалимов приложил сделанный во время просмотра постановки снимок с изображением свастики.
В итоге по инициативе прокуратуры Казанским центром экспертиз была проведена детальная проверка спектакля на наличие в нем искаженных элементов, но по итогам проверки в прокуратуре заявили, что нарушений не выявлено, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.
Тем временем государство в лице чиновников уже стало принимать превентивные меры, направленные на выявление подозрительных спектаклей. Не случайно некоторое время назад первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов, выступая в Туле на совещании, заявил о противоречии фестиваля «Золотая маска» нравственным нормам и русофобии мероприятия: «Есть некий театральный фестиваль, который из года в год системно поддерживает постановки, которые очевидно противоречат нравственным нормам, очевидно провоцируют общество, содержат элементы русофобии, презрение к истории нашей страны и сознательно выходят за нравственные рамки. Я имею в виду «Золотую маску», если не понятно кому». Чиновник выразил сомнение, что государство имеет право поддерживать фестиваль в его нынешнем состоянии: «Капустники, выдаваемые за театральные постановки, это не та драма, даже если она считает себя новой, которую мы обязаны поддерживать». Заявление замминистра вызвало бурные протесты театральной общественности.
В мае заксобрание Санкт-Петербурга предложило создать в России общественные комиссии для выявления спектаклей, фильмов и музейных коллекций, которые могут оскорбить чувства верующих.
Научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Лихачева провел экспертизу театральных постановок Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова, чтобы выяснить, искажены ли классические тексты, положенные в основу спектаклей. Экспертиза затронула три постановки – «Мертвые души» Серебренникова в «Гоголь-центре», «Карамазовых» Богомолова в МХТ имени Чехова и его же «Бориса Годунова» в театре «Ленком».
И вот уже поступают с разных сторон сообщения о масштабной проверке театров. Арт-директор Центра имени Мейерхольда (ЦИМ) Елена Ковальская сообщила: «В ЦИМ пришло письмо с требованием предоставить информацию относительно использования в наших спектаклях запрещенного содержания – мата, порнографии, аморального поведения. Мы должны были предоставить информацию по ряду спектаклей». Также, по словам арт-директора, в письме содержался вопрос, «проходило ли содержание постановки спектакля какое-либо предварительное рецензирование в органах исполнительной власти».
Ковальская сообщила, что проверка инициирована общественной организацией «Искусство без границ», и напомнила, что эта же структура организовала две недели назад скандальную выставку «На дне». В самом деле, фонд «Искусство без границ» выступил с обращением, в котором разъяснил, что выставка «На дне», открытая им в мае на дизайн-заводе «Флакон», была попыткой инициировать общественную дискуссию относительно тенденций в современном театре: «Что же касается проверки, которую начали в прокуратуре, то нам, как и остальным, будет интересно узнать ее результаты. Мы за искусство без границ, но против провокаций и грязи». Отдельные спектакли, вызвавшие споры и даже скандалы, были выбраны в качестве примеров для этой выставки. «Часть из них уже снята с репертуара, – сказано в обращении, – но для нас было важным показать общую направленность, моду и тренд, сложившиеся на отечественной сцене».
Как напоминают в фонде «Искусство без границ», далеко не всем нравится видеть в театре похабные действия, слышать нецензурную брань, и эти люди имеют право выразить свою гражданскую позицию, тем более что многое из отмеченного создавалось на государственные деньги. Что касается обращений, сопутствующих акции, то они, по утверждениям представителей Фонда, были направлены ряду известных политиков и чиновников, в т.ч. и в прокуратуру: «Мы рассчитывали на начало диалога, в котором бы были получены ответы на волновавшие общественников вопросы, в частности давались бы определения допустимости тех или иных действий на сцене, а также возможности государственной поддержки новых постановок».
Однако арт-директор ЦИМа уверена, что никакая общественная дискуссия в данном случае невозможна: «Так называемая общественность, которая пишет письма в прокуратуру и которая является, по сути, обычными троллями, совершенно безграмотна, в театр не ходит и нашим оппонентом ни в какой дискуссии быть не может, поэтому диалог с ними невозможен... Чему изумляться, когда сейчас происходит такой наезд на театр, подзуживается общественность властью, причем общественность безграмотная. Эта общественность не удосуживается ходить в театр, изучать театр, смотреть спектакли… Если считать фонд «Искусство без границ» оппонентом современного искусства, современной культуры, современного театра – то оппонент плохонький, неталантливый».
С Ковальской солидарен и режиссер Кирилл Серебренников: «Я подозреваю, что это какая-то шайка людей не очень умных, потому что глупое письмо. Либо они хотят пиара, либо они связаны с какими-то государственными структурами, потому что только на государственные деньги можно сделать эту выставку дегенеративного искусства, которую они сделали на заводе «Флакон». Там достаточно много денег потрачено: надо арендовать помещение, надо напечатать полноцветные большеформатные фотографии…».
По информации других СМИ, аналогичные требования направлены, помимо ЦИМ, в МХТ имени Чехова, «Современник», «Гоголь-центр», «Сатирикон», Театр Романа Виктюка и Центр имени Мейерхольда. Больше всего представителей прокуратуры заинтересовали постановки Кирилла Серебренникова — ведомство потребовало предоставить информацию о семи его спектаклях, часть из которых уже снята с репертуара. Это «Трехгрошовая опера» (МХТ имени Чехова), «Антоний & Клеопатра. Версия» (театр «Современник»), «Золотой петушок» (Большой театр), «Околоноля» (МХТ имени Чехова), «Голая пионерка» (театр «Современник»), «Пластилин» (Центр драматургии и режиссуры), «Пробуждение весны» («Гоголь-центр»). При этом в Большой театр и Центр драматургии и режиссуры письма из прокуратуры пока не приходили. В числе других спектаклей, которыми заинтересовались прокуроры, – «Все оттенки голубого» Константина Райкина (театр «Сатирикон»), «Саломея» Романа Виктюка (Театр Романа Виктюка), «Жизнь удалась» Михаила Угарова и Марата Гацалова (театр «Практика») и «Идеальный муж. Комедия» Константина Богомолова (МХТ имени Чехова).
Прокуроры попросили руководителей театров предоставить информацию о режиссерах-постановщиках спектаклей, описать содержание произведений и ответить, заняты ли в постановках несовершеннолетние.
Естественно, что режиссеры и руководство театров отзываются о прокурорских проверках самым негативным образом.
Елена Ковальская говорит: ««Пропаганда аморального поведения» – абсолютно абсурдная формулировка... Вот, например, «Преступление и наказание» – это пропаганда или осуждение аморального поведения? Сама формулировка «нецензурная брань» – неконституционна, потому что в соответствии с Конституцией в России нет цензуры. Соответственно, прокуратура должна была использовать другие слова... Что касается власти, которая взялась вдруг думать о культуре и навязывать что-то культуре, то я такого права за властью не признаю – свобода творчества должна быть безоговорочной, и так она у нас трактуется Конституцией. Количественные показатели – пожалуйста, как мы тратим бюджетные средства – отчитываемся и будем отчитываться, а в том, что художники говорят со сцены, отчитываться мы никогда не будем».
Худрук ЦИМА Виктор Рыжаков высказался еще жестче: «Это похоже на какое-то безумие! Как будто бы на глазах порвалась связь времен. Словно у нас отбило историческую память. Нас тянет в какой-то страшный омут, мы уничтожаем все то, что строилось последние десятилетия – уважение к творческой личности, свободу художественной воли, искусство без идеологического диктата».
Роман Виктюк заявил, что правоохранители потеряли интерес к его творчеству после ответа дирекции театра: «Я отправил в прокуратуру пьесу Оскара Уайльда «Саломея». Точно так, как и требовалось в письме. Они ее, судя по всему, раньше не читали – так пусть теперь ознакомятся. На мой взгляд, это полнейшее мракобесие».
Как отметила директор театра «Театр.doc» Елена Гремина, российский закон не предусматривает цензуры: «Все эти запреты неконституционны. У нас не существует цензуры – это волюнтаризм, не имеющий отношения к закону... Искусство – всегда провокация, которая будит эмоции».
Для ответа в прокуратуру театру «Современник» пришлось поднимать архивы — спектакль «Голая пионерка» был снят с репертуара около 4 лет назад. Пресс-секретарь театра «Современник» Елена Волкова отметила: «Прокуратура писала о том, что там присутствует какая-то ненормативная лексика, но это неправда. В спектакле нет абсолютно ничего противоестественного. Он посвящен Великой Отечественной войне. По пьесе молодая девочка-комсомолка идет на фронт добровольцем и воюет там на передовой. Играла эту девочку Чулпан Хаматова».
Худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, получивший письмо из прокуратуры, назвал его нелепым. Так, по его словам, запрос был составлен «совершенно неосведомлёнными дикими людьми». Впрочем, он считает, что к прокурорским запросам и прочим нападкам так называемой «общественности» в России нужно относиться по-философски: «Если вы посмотрите на творчество любого писателя и режиссера, связанного с русской культурой, то вы увидите, что все эти люди – тот же Гоголь, Чехов, Мейерхольд (идем по именам тех институций, куда были присланы эти глупые письма) – они подвергались гонениям, преследованиям, нападкам. Поэтому я к этому отношусь как к погоде, которая сейчас вот такая».
Директор МБПЧ Александр Брод: «Хочется верить, что погода изменится. Но опасения очень сильные. Атаки на культуру, идеологический диктат, изгнание и уничтожение «чуждых» художественных форм, попытки цензуры – очень нехороший знак».