4 октября российская кинематографическая общественность и любители кино отмечают юбилей выдающегося отечественного кинематографиста Марлена Хуциева: ему исполнилось 90 лет. Хуциев – настоящая легенда российского кино: он наставник, первооткрыватель, новатор и классик одновременно.
Марлен Мартынович Хуциев родился 4 октября 1925 г. в Тифлисе. Уже с детства он хорошо себе представлял, что такое искусство – его мать была актрисой. Рано он осознал и трагедию советской действительности – его отец был арестован по ложному доносу и погиб в 1937 г.
Сына репрессированного офицера и актрисы, Марлена Хуциева в годы войны не взяли на службу. Кроме того, в 17 лет он выглядел словно 11-летний ребёнок, но вместе с другом Марлен ходил по госпиталям, развлекая раненых сатирическими стихами про Гитлера собственного сочинения. Яснее всего он помнит, как встретил 1943 г.: «Купил полбутылки красного вина и выпил, естественно, за победу, потому что я никогда не сомневался, что мы победим! У меня никогда не было этого тревожного чувства, а вдруг...».
В 1952 г. Хуциев окончил режиссёрский факультет ВГИКа, в 1953–1958 гг. работал режиссёром на Одесской киностудии, с 1959 г. – на киностудии им. М.Горького, с 1965 г. – на киностудии «Мосфильм».
Уже в 1952 г. Хуциев снял фильм, который навсегда прославил его – «Весна на Заречной улице». За ним последовали три не менее значимые картины – «Два Фёдора» (1958), «Застава Ильича» (1964), «Июльский дождь» (1966). Следующий свой полнометражный художественный фильм, также вошедший в историю мирового кино, Хуциев снял только в 1983 г. – «Послесловие». В 1991 г. последовал фильм «Бесконечность», и, наконец, все последующие годы, в течение 15 лет, Хуциев снимает фильм «Невечерняя», который скоро должен выйти на экраны.
Но в промежутках Хуциев выпустил известные телевизионные работы: фильм «Был месяц май» (1970 г.) и документальный фильм «И все-таки я верю» (совместно с Михаилом Роммом и Элемом Климовым, 1974 г.).
Отметим, что к самым известным своим фильмам Хуциев и сценарии писал, поэтому его фильмы в полной мере можно назвать авторскими.
Кроме того, в театре «Современник» Хуциев поставил спектакль «Случай в Виши», снялся как актер в нескольких фильмах(1967, 1986).
Он не только режиссер, но и тонкий ценитель актерского искусства, настоящий педагог. В фильме «Два Фёдора» одну из ролей сыграл Василий Шукшин. Это была одна из первых ролей актера – Хуциев, по сути, открыл его зрителям. В 1987–2009 гг. Хуциев – заведующий кафедрой режиссуры художественного фильма ВГИКа, профессор.
В фильмах Хуциева – вся наша жизнь, с ее болью и радостью, она подается в удивительно грустно-светлом, часто элегическом ключе. «Два Фёдора» – это дань поколению, истерзанному войной. Его «Весну на Заречной улице» знали наизусть. А атмосферный и тёплый «Июльский дождь» ругали за то, за что сегодня обожают: наслаждение жизнью называли медлительностью. И тогда Хуциев сказал своё знаменитое «Иногда полезно остановиться и оглядеться!».
Показательна история с «Заставой Ильича». Фильм пользовался огромным успехом, пока Хрущёв не заявил, что картина якобы сталкивает поколения – воевавших отцов и детей уже мирного времени. Речь шла о сцене разговора погибшего отца и взрослого сына, это был словно сон самого Хуциева, вспоминавшего расстрелянного отца. Он говорил: «За всё время я всего один или два раза его видел во сне. Такой был грустный сон. Я так прижался к нему... Вы представляете, насколько я сейчас старше его? Ведь его забрали, когда ему было 36 лет».
Его фильмы являются составной частью культуры «шестидесятничества» с его свежим воздухом протеста, попытками вырваться из страшной давящей атмосферы сталинского прошлого. И сам он – неотъемлемая часть этого поколения. Недаром Хуциев дружил со всеми поэтами, выступавшими на вошедшем в историю вечере поэзии в Политехническом музее. Актер Видов рассказывает о фильме «Застава Ильича»: «Марлен Мартынович – хороший, милый человек и потрясающий режиссер. Его фильм и есть оттепель, как и появившиеся в нем Евтушенко, Вознесенский, Окуджава. Как и свободные ребята, которые ходили по улицам, целовались... Москва вдруг превратилась почти в Париж. Марлен пригласил незаурядных актеров и снимал о незаурядных людях. И через это просвечивала Москва того времени. Именно это и была оттепель с надеждами на что-то новое, интересное, на открытие мира. Гениальный фильм. Но холуйствующие чиновники всего боятся. Они фактически положили этот фильм на полку. И его растащили по кускам. Стали появляться сцены из этой картины у других. И когда она вышла к зрителям, все уже было иначе, наступило другое время. Но свет этого фильма остался во мне, как и от великих фильмов, определивших время перехода от насилия к свободе. Он давал надежду, что все будет по-другому».
Каждый фильм Хуциева был преодолением внутренней трагедии поколения, заставшей сталинизм, утверждением свободы, открытости чувств. Он и сам признавался: «Ощущение свободы внутренней меня никогда не покидало. Я за всю свою жизнь, хотя и снял немного картин, но я снимал только то, что я хотел».
Примечательно, однако, что сам он шестидесятником себя никогда не считал: «Понятие «шестидесятники» для меня странное. Это критикам нужна классификация, вот они все это и придумали. Никогда не считал себя шестидесятником. Мы же все разные, не похожие друг на друга. Моими однокурсниками были Владимир Алов и Владимир Наумов – очень хорошие режиссеры, Сергей Параджанов – художник с мировым именем. Разве можно нас всех под одну гребенку стричь?».
Мало того, он никогда не был в тренде, не следовал вместе с другими в одной колонне – провластной или оппозиционной. Его отношение к Сталину совсем не однозначное, оно не вписывается ни в либеральные, ни в коммунистические рамки: «Сталин был сыном своего времени. По-другому вряд ли могло бы быть. Он был революционер и исповедовал эти кровавые законы. Это сложный разговор. У него действительно были враги. Были горячие головы из времен Гражданской войны, со всеми замашками того времени. В Кремль тогда ходили с оружием, с саблями, с маузерами! Был ли он эффективным менеджером – да, во многих отношениях был. Победой в войне мы очень многим обязаны ему. Хотя вначале, конечно, он довольно много про..ал, но потом пришел в себя… Я не могу его судить. Если судить, то по законам того времени, исходя из фактов того времени. Сейчас нам легко».
Но эти соображения не помешали Хуциеву в 1966 г. в числе 25 деятелей культуры и науки подписать письмо генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу против реабилитации Сталина.
Либералам может не понравиться и то, что он говорит про сегодняшний день: «Единственное, чему я рад, – что у нас нет Майдана, что в России ситуация стабильная». Однако Хуциев пользуется всеобщим уважением именно за свою творческую свободу, за искренность в фильмах.
Марлен Хуциев всегда вел большую общественную работу в области кинематографии. В 1965–1986 гг. он секретарь правления Союза кинематографистов СССР, с 1998 г. – председатель Комитета по игровому кино Союза кинематографистов России, с 1989 г. – президент Гильдии кинорежиссёров России. В 1994–1995 гг. Хуциев – президент кинофестиваля «Окно в Европу».
Марлен Хуциев – почётный член Российской академии художеств, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника», академик Независимой академии эстетики и свободных искусств. Он народный артист России и СССР, лауреат Государственной премии, множества российских и международных кинопремий, награжден орденами и медалями.
Юбилей кинематографиста такого масштаба, конечно же, не оставлен без внимания в стране. Высшие государственные и духовные деятели страны поздравили М.Хуциева.
Премьер-министр Д.Медведев прислал ему телеграмму, в которой говорится: «Вас, человека редкого таланта, неподдельной искренности и интеллигентности, по праву считают выдающимся режиссёром мирового кино. Вы умеете создавать настоящие шедевры. Ваши легендарные фильмы перевернули представления о советском кинематографе, стали кинооттепелью для целого поколения. Это и лирическая «Весна на Заречной улице», и повесть о поколении 60-х «Застава Ильича», и пронзительная лента о войне «Был месяц май». Ваши работы – добрые, глубокие и эмоциональные – рассказывают о дружбе и любви, жизни и счастье, о том, что волнует людей. Они отмечены многими престижными премиями, но главная Ваша награда – это огромная, непреходящая зрительская любовь».
Поздравил Хуциева и московский мэр Сергей Собянин: «Выдающийся режиссер, сценарист и педагог, Вы вносите большой вклад в развитие отечественного искусства. Созданные Вами художественные картины отразили настроения, чувства и чаяния целой эпохи, стали любимой классикой на все времена. За годы преподавательской деятельности Вы подготовили целое созвездие талантливых кинематографистов».
Наконец, поздравительную телеграмму Хуциеву направил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Вы принадлежите к числу ведущих мастеров отечественной культуры, внесших особенно значимый вклад в становление и развитие современного кинематографа. Созданные Вами и при Вашем участии игровые и документальные киноленты прочно завоевали популярность у миллионов зрителей не только в России, но и за ее пределами. Отражая историю нашей страны, они затрагивают важнейшие социальные и нравственные вопросы. Присущие Вам искренность чувств, неординарность творческого подхода и высокий профессионализм делают каждую из Ваших новых работ подлинным событием культурной жизни». Предстоятель Русской православной церкви пожелал М.М. Хуциеву крепкого здоровья, долгоденствия и помощи Божией во всех благих начинаниях.
Московское бюро по правам человека присоединяется к поздравлениям в адрес Марлена Хуциева в связи с 90-летием.