В ночь на 30 ноября ушел из жизни Эльдар Рязанов. Выдающийся режиссер, народный артист СССР скончался от сердечной недостаточности в одной из московских больниц. Ему было 88 лет.
Художественное наследие легендарного мастера навсегда вписано в историю отечественного кинематографа. Эльдар Рязанов – создатель целого ряда киношедевров, на которых выросло уже несколько поколений россиян. Всенародную любовь и признание Рязанову принесли «Карнавальная ночь», «Гусарская баллада», «Берегись автомобиля», «Жестокий романс», «Служебный роман», «Гараж», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Вокзал для двоих», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России» и другие ленты, ставшие классикой.
Эльдар Александрович Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Самаре в семье работников советского торгпредства. Вскоре семья переехала в Москву, где распалась. Эльдар воспитывался отчимом. В 1938 году отец Рязанова, служивший начальником винного главка, был арестован. Он провел в лагерях 17 лет.
Будущий кинорежиссер с детства мечтал стать писателем. После окончания школы жажда странствий побудила его подать заявление в Одесское мореходное училище, однако ответа он не дождался – шла война.
Рязанов поступает во ВГИК – в мастерскую Григория Козинцева. Другим наставником будущего мастера становится сам Сергей Эйзенштейн.
После окончания института кинематографии Эльдар Александрович работает на Центральной студии документальных фильмов. В 1955 году он становится режиссером «Мосфильма». Еще через год на киноэкраны выходит «Карнавальная ночь», знаменующая триумфальное вступление мастера в отечественный кинематограф.
Начиная с 1960-х годов складывается блистательный круг актеров – единомышленников Рязанова. В их числе Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Юрий Яковлев, Валентина Талызина, Андрей Мягков, Олег Басилашвили, Лия Ахеджакова, Валентин Гафт, Алиса Фрейндлих, Георгий Бурков, Светлана Немоляева.
Эльдар Рязанов продолжал снимать до середины нулевых годов. Художественная фильмография режиссера насчитывает около 30 работ. В 20 картинах он принял участие как исполнитель эпизодических ролей, что стало своеобразной визитной карточкой мастера, склонного к самоиронии.
Эльдар Рязанов – член Союза писателей СССР. Известность получили его книги «Грустное лицо комедии», «Эти несерьезные, несерьезные фильмы», «Неподведенные итоги», «Убийство в библиотеке», «Пять вечеров с Владимиром Высоцким», «TV Эльдар, или Моя портретная галерея», сборник стихов «Ностальгия», автобиография «Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги». Во многих кинолентах мастера звучат его поэтические произведения и песни, написанные на его стихи.
Эльдар Рязанов состоялся и как талантливый педагог. Под его началом на Высших курсах режиссеров и сценаристов учились режиссеры Юрий Мамин, Иван Дыховичный, Евгений Цымбал, Исаак Фридберг.
Творчество Эльдара Рязанова отмечено многочисленными наградами. В их числе два ордена Трудового Красного Знамени, орден Дружбы и ордена «За заслуги перед Отечеством» III и II степеней, французский орден «Изящных искусств и литературы» и орден Почетного легиона (за цикл передач «Парижские тайны»). Рязанов является лауреатом Государственной премии СССР (1977) и РСФСР (1979), премий «Ника»(1991, 2006), «Триумф» (2006), ТЭФИ (1997), национальной премии «Россиянин года» (2008).
Политики, деятели культуры выразили соболезнования в связи с кончиной Э.Рязанова.
«…Не стало Эльдара Александровича Рязанова – человека большого, щедрого таланта и огромной созидательной энергии. Его замечательные фильмы стали подлинной классикой отечественного кинематографа и нашим национальным достоянием, частью истории страны. Мы навсегда сохраним светлую память об Эльдаре Александровиче Рязанове – настоящем Мастере и Творце», – цитирует ТАСС президента России Владимира Путина.
«Эльдар Александрович подарил нам прекрасные картины, на которых выросло не одно поколение зрителей», – в свою очередь заметила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. «С именем Эльдара Рязанова уходит целая эпоха», – уверена она. «Мы всегда будем помнить Эльдара Александровича не только как мастера отечественного кино, но и как замечательного, доброго и мудрого человека», – подчеркнула Матвиенко.
Популярность режиссера Рязанова была колоссальная, но он "не задирал нос", оставался замечательным другом и верным товарищем. Об этом рассказал ТАСС режиссер, друг Рязанова Юлий Гусман.
«Странно говорить "был". Он великий гражданин, потрясающий человек, замечательный друг, удивительный собеседник, великолепный и верный товарищ. О том, какой он режиссер, скажут десятки и сотни миллионов русскоязычных людей на всей планете Земля», - отметил Гусман.
Он подчеркнул, что фильмы Рязанова на протяжении многих лет являются главным символом праздников.
«Если бы он работал в западной системе кино, он был бы миллиардером. Популярность Эльдара Александровича была колоссальная, но он не задирал нос, был добрым, внимательным», - вспоминает Гусман.
Он напомнил, что Эльдар Рязанов много лет был президентом Академии кинематографических наук "Ника".
«Но все эти слова - президент, народный артист, герой, гений - ничего не говорят о нем. Есть только одно определение для него, самое высокое звание на Земле - Эльдар Рязанов. Сегодня скорбят не только его жена Эмма, его родственники, друзья, коллеги по работе, а огромное количество людей, которые видели его фильмы. Сегодня скорбят все», - заключил Гусман.
Известие о кончине режиссера Эльдара Рязанова с грустью встречено в Польше. В беседе с корреспондентом ТАСС слова соболезнования высказала польская актриса Барбара Брыльска, сыгравшая одну из главных ролей в фильме "Ирония судьбы, или с легким паром".
«Я сначала не поверила, но была готова к этому известию, знала, что он лежал в больнице. Это нормально, такова судьба человека. Но это и грустно», - отметила она.
По словам Брыльской, у нее очень теплые воспоминания о совместной работе с Рязановым.
«Было легко и сложно одновременно, так как я тогда только начинала говорить по-русски, учила наизусть роль, была чужой. Но Эльдар такой теплый человек, милый, что я хорошо себя чувствовала на съемочной площадке», - отметила она. «Мне нравилась его доброта, деликатность, теплота», - подчеркнула актриса.
Режиссером планетарного масштаба назвала Рязанова народная артистка РФ Валентина Талызина. Свои соболезнования в связи с кончиной выдающегося мастера актриса выразила в интервью ТАСС.
«Очень большая утрата. Очень жалко, очень, - сказала Талызина. - Это был человек планетарного масштаба. Его фильмы демонстрировались по всему миру. Люди плакали, смеялись и раздумывали, как жить».
Талызина напомнила, что снималась в семи фильмах Рязанова. «Эльдар Александрович дал мне путевку в жизнь, - заявила актриса. - Рязанов у меня на особом счету. Он мой любимый режиссер, больше, чем любимый».
«Я постараюсь найти слова, когда Эльдара Александровича похоронят, - сказала ТАСС народная артистка РСФСР Лариса Голубкина, сыгравшая главную роль в фильме Рязанова "Гусарская баллада". - Но в день смерти надо помалкивать, я не могу, язык не поворачивается. Жалко его очень».
Как «тяжелейшую утрату для всего мира искусства» восприняла кончину режиссера народная артистка России Светлана Крючкова, снимавшаяся в его фильме "Старые клячи".
«Это страшная потеря. Ушел настоящий режиссер и настоящий человек. Замены ему нет и не будет», - сказала она корреспонденту ТАСС.
Крючкова назвала Рязанова "человеком энциклопедических знаний", который дружил с артистами и в нужный момент мог поддержать их. Дружба актрисы и режиссера началась со стихотворения Марии Петровых "Назначь мне свиданье", на текст которого написал песню для фильма "Старые клячи" композитор Андрей Петров.
«В день нашего знакомства я по просьбе Рязанова начала читать ему стихи, потом стихи стал читать он. Это была эмигрантская поэзия, и я его подхватила. Мы читали через строчку. Потом перешли к русской классической поэзии. Полтора часа мы с ним читали стихи, после чего он сказал: «Я хочу, чтобы эта актриса была моя "крепостная". Заключите с ней сегодня же договор», - рассказывает Крючкова.
Затем Рязанов неоднократно приглашал ее в Москву с различными поэтическими программами. Накануне вечером актриса выступала на сцене киноцентра "Эльдар" с новой программой к 125-летию со дня рождения Осипа Мандельштама.
«Я заканчивала строчками Мандельштама "Неужели я настоящий, И действительно смерть придет". После этого я уехала домой, а ночью узнала, что он (Рязанов) скончался», - сказала она.
Одной фразой ограничил свой отклик на смерть режиссера народный артист РФ Александр Ширвиндт.
«Не могу говорить, - сказал ТАСС Ширвиндт. - Мы были друзья. Уход Рязанова - это кошмар, трагедия».
Рязанов был великим гражданином и художником. Такое мнение выразили на своем сайте участники Союза кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений России (Киносоюз).
«Для Киносоюза это огромная невосполнимая утрата, - говорится в заявлении. - Эльдар Рязанов - один из 12 учредителей нашего Союза, наш друг и товарищ, великий художник и гражданин».
В Киносоюзе также привели слова кинокритика Андрея Плахова. «Ушел из жизни Эльдар Рязанов, - написал он. - Но не ушел из нашей жизни, которую он сделал менее жестокой и безнадежной, более духовной и более веселой».
«Для меня Эльдар Александрович был не просто кинорежиссером. Он был, я осмелюсь сказать, близким товарищем, а какое-то время и другом. Поэтому мне очень трудно сейчас найти слова. Я понимал, что дело идет к финалу. Честно говоря, от невозможности что-либо поправить чувствую некую парализацию. Слова, которые нужно произносить. Что делать, могу только сказать, что если бы у нас в стране было больше людей, которые прожили такую достойную жизнь, наверное, всем было бы лучше», - отметил Геннадий Хазанов.
О том, что «Рязанов был не только гениальным режиссером, но и большим Человеком» в эфире Радио «Комсомольская Правда» сказал и актер Роман Карцев:
«Я очень уважал и уважаю этого режиссера. Он сделал очень много для советского, русского кино. Потому что его фильмы всегда вызывали большой интерес, они были социальные, они были трагикомичные. Его фильм «Гараж», может быть, и не имел такого успеха в прокате, но это был один из сильнейших фильмов. Кроме того, что он гениальный режиссер, он еще Человек. Это очень важно, особенно для меня, чтобы артисты или режиссеры были еще людьми, кроме того, что они талантливые. Это не всегда совпадает. У него всё совпадало, у него были прекрасные друзья – и Гердт, и Миронов… Собирались иногда, он был очень гостеприимный, любил компании. Что касается съемочной площадки - иногда он был очень активный, иногда мог наорать на артиста, или он мог, наоборот, его поздравить. У него была масса прекрасных черт, нормальных черт для художника, для режиссера. Его актеры очень любили. Думаю, что память о нем надолго сохранится и в стране, и в наших сердцах».