15 декабря депутаты Госдумы в первом чтении приняли законопроект «Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в РФ».
Согласно инициативе члена КПРФ Сергея Гаврилова организацией концертов в залах площадью более 400 квадратных метров теперь смогут заниматься только участники так называемых отраслевых СРО – «саморегулируемых организаций». Причем каждому из организаторов придется платить ежегодные членские взносы (их сумма будет устанавливаться в каждой СРО индивидуально). Также устроителей концертов и развлекательных шоу обяжут возвращать деньги за билеты в случае отмены мероприятия. Кроме того, на них накладывается ответственность за причинение вреда жизни и здоровью зрителей. Как отмечается, проведение концертов вне СРО будет караться крупными штрафами (в СМИ указываются суммы от 300 тыс. до 1 млн. рублей).
В настоящее время в России существует только одна подобная организация – «Союзконцерт». Среди ее учредителей Андрей Матвеев, Иосиф Пригожин, Михаил Шурыгин, Игорь Крутой, Надежда Соловьева, Владимир Зубицкий, Евгений Финкельштейн, Александр Достман, которые также выступили инициаторами и лоббистами нововведения.
По словам гендиректора «Союзконцерта» Андрея Матвеева, основной задачей законопроекта является создание своеобразной сети профсоюзов для работников сферы развлечений:
«Эти профсоюзы должны создать сами себе какие-то регулирующие условия по стандартам качества. Например, заключить договора со всеми контрагентами во время проведения мероприятия, использовать достоверную рекламу для зрителей, продавать билеты "в белую", а не то, как это сейчас происходит в регионах, когда 70% от вала проданных билетов – это вообще черные наличные деньги. Дальше – страховать зрителей от несчастных случаев».
Между тем музыканты «на местах» уже начали кампанию против «концертной реформы», которую они ассоциируют с введением системы «Платон» для российских дальнобойщиков. На странице Бориса Гребенщикова в Facebook появилось открытое обращение к депутатам, которое подписали уже более 30 популярных российских рок-звезд. Среди них Найк Борзов, Вячеслав Бутусов, Василий Вакуленко, Александр Васильев, Борис Гребенщиков, Константин Кинчев, Алексей Кортнев, Илья Лагутенко, Андрей Макаревич, Земфира, Светлана Сурганова, Александр Скляр, театр «Квартет И», Юрий Шевчук и другие.
«Законопроект совершенно не учитывает интересы тех, для кого организация зрелищного мероприятия является побочной деятельностью – тех, кто организует один-два концерта в год. Для них любой вступительный взнос может оказаться неподъемным. Представьте себе небольшой город, где единственный зал – местный Дом культуры. Билеты на концерт молодого исполнителя там стоят всего две-три сотни рублей, – пишет Гребенщиков. – Не учитываются ежегодные молодежные и студенческие фестивали, благотворительные мероприятия. Не учитываются интересы тех профессиональных организаторов, работающих исключительно на местном рынке».
«Нас удивляет, что музыканты (ради защиты интересов которых в том числе и был задуман этот законопроект) не были приглашены принять участия в его разработке. В настоящей своей редакции закон полностью лишает артистов (и их законных представителей) права организовывать свои мероприятия, не вступая в СРО. Все вышеперечисленное откроет руководству созданных СРО возможности для создания коррупционных схем», – говорится в открытом письме.
«Бремя по уплате взносов для вступления в СРО для проведения концерта в итоге ляжет на зрителей и на исполнителей – вырастут цены на билеты и сократятся гонорары. Это сильнейший удар по развитию культурной жизни в РФ в условиях текущего экономического кризиса», – уверены подписанты.
«Мы обеспокоены тем, что создание подобной организации, членство в которой будет являться необходимым условием для осуществления своей профессиональной деятельности, создаст удобный инструмент для давления на музыкантов и артистов, а также любых других игроков рынка, являющихся представителями среднего и малого бизнеса, – подчеркивается в письме. – Создается впечатление, что группа людей, состоящая из крупных игроков концертного бизнеса, лоббирующая эту законодательную инициативу, стремится поставить этот рынок под свой контроль».
Претензии к документу озвучили юристы, музыкальные критики и промоутеры.
«Среди тех положений, которые явно вызывают возмущение, – неясная формулировка по поводу 400 кв. метров, – отмечает член совета Национальной ассоциации организаторов мероприятий Дмитрий Калантаров. – Что это? То ли это общая площадь, то ли зрительская зона. 400 метров – это площадь достаточно среднего банкетного зала в ресторане. Второй момент – это большие штрафы, которые предусмотрены для тех, кто организует мероприятия, не будучи членом СРО. Минимальная планка – сразу 300 или 500 тыс. рублей».
«В списке тех музыкантов, которые недовольны этой практикой, которую предлагают ввести, очень мало тех, кто на самом деле сами организует себе концерты, – считает музыкальный обозреватель ИД «Коммерсантъ» Борис Барабанов. – Большинство из этих людей предпочитают получать гонорары. И их директора или менеджеры выстраивают соответствующие отношения с площадками или промоутерскими компаниями. Очень мало кто из этих людей действительно имеет в своем штате, в своем коллективе персону, которая сама идет и арендует стадион, которая сама запускает билеты в продажу. Таких там, может, один-два, а остальные – это вполне нормальные люди, которые любят получать гонорары».
«Обеспокоенность вызывает та редакция закона, которую приняли в первом чтении, – комментирует законопроект музыкальный менеджер Елена Грачева. – Сейчас вносятся предложения, идет большая работа по подготовке законопроекта ко второму чтению. И нам хотелось бы максимально в этом участвовать. В законопроекте есть много тревожного: от неуточненных формулировок до плохо сформулированных моментов, касаемых площадки, которая может проводить концерты и которая при этом может не вступать в СРО. Основной вопрос, которым я непосредственно занимаюсь, это поправки, касающиеся артистов и их законных представителей, которые хотят делать концерты самостоятельно. По нынешней редакции они этого права лишатся или должны быть приравнены к промоутерам, что неверно. Если артистов или их законных представителей лишат права проведения мероприятий самостоятельно (не вступив в СРО и не заплатив деньги за вступление), то это добавит дополнительных рычагов давления на них – как финансовых, так и других».
«Я не знаю, кто продвигает этот закон, я знаю просто тех участников, которые уже состоят в СРО "Союзконцерт". Ее генеральный директор – Андрей Матвеев, его заместитель – Сергей Глот, крупные промоутеры уже вступили в эту организацию. Какие у них цели, мне трудно судить. Важно то, что не учитываются интересы очень и очень многих, а концертный рынок настолько разнообразен, что там понадобится, видимо, каждому отдельному случаю придумывать формулировку. Например, не учитываются ежегодные молодежные студенческие фестивали, благотворительные мероприятия. Уже сегодня появилась статья представителя фонда "Подари жизнь". Они тоже обеспокоены этим законом, потому что благотворители не понимают, будут ли их мероприятия подпадать под эту категорию, надо ли им тоже вступать в СРО и платить 150 тысяч рублей», – рассказала Грачева.
«На мой взгляд, ситуация, когда неоднозначный закон в конце года без широкого обсуждения сначала принимают, а только уже потом смотрят на реакцию профессионального сообщества, выглядит достаточно грустной», – заявил промоутер Иван Беляш.
Директор МБПЧ Александр Брод: «19 декабря на сайте change.org была создана петиция об отмене законопроекта: «Просим не принимать законопроект № 942424-6, так как он уничтожит настоящую музыку». Под ней поставили свои подписи более 20000 человек со всей России».
Автор законопроекта Сергей Гаврилов обещает ко второму чтению «учесть предложения» «всех наших ведущих артистов» и «разделить их озабоченность».
Однако пока большинство критиков реформы солидарны с лидером группы «ДДТ» Юрием Шевчуком:
«Это убийство мелких и средних организаторов концертов, движение в сторону цензуры и беспредела. Мы идем к самой печальной жизни филармоний, где будут акулы шоу-бизнеса диктовать музыкантам и деятелям культуры, что петь, что не петь. Это караул. Для дальнобойщиков придумали «Платон», а для деятелей культуры СРО. Отличное, звучное название».